Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Витковский Анатолий

Образ педагога: взгляд из-за парты

Представление об учителях у младших школьников изменилось. Почему?

Специалисты все чаще говорят о том, что общество стало более критичным в отношении к школе и эта перемена сказывается на отношении детей к учителю. Какими же предстают учителя в восприятии современных школьников, в частности младшеклассников?
Чтобы понять это, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия» Ольга Холодкова провела специальное исследование. Мы попросили Ольгу Геннадьевну рассказать о результатах и выводах.

Кто ведет урок в «школе зверей»?

Наше исследование основывалось на так называемых проективных тестах. Например, в одном из тестов ребятам предлагалось нарисовать «школу зверей». Нам было важно посмотреть, с образом какого животного у детей ассоциируется учитель.
Оказалось, что у первоклассников это чаще всего медведь (в соответствии с психологической интерпретацией теста этот образ характеризуется следующими качествами: «большой», «сильный», «внимательный», «спокойный», «самостоятельный», «иногда может и поругать»). Несколько реже ребята рисовали учителя-лису («красивая», «аккуратно одетая», «должна подавать пример», «смекалистая», «не добрая, но и не злая») и учителя-зайца («веселый», «жизнерадостный», «добрый», «нерешительный», «ставит себя на одну ступень с детьми», «идет на уступки»).
К третьему классу представления детей о педагоге становятся гораздо более разнообразными и дифференцированными, появляется много новых образов. При этом среди наиболее часто избираемых третьеклассниками образов есть как очевидно положительные, например учитель-собака (учитель-друг, старший товарищ, «преданный»), так и образы с четко выраженными негативными характеристиками. Как то: учитель-волк с подчеркнуто большими клыками («серьезный», «строгий», «невеселый», «любит, когда выполняют его требования», «иногда может быть злым или несправедливым»).
В другом тесте ребятам предлагалось закончить предложения. Например: «Когда моя учительница приближается ко мне, я…». При обработке результатов во многих детских высказываниях отчетливо прочитывались переживания тревоги, неуверенности, страхов: «…я прячусь за парту», «…я убираю тетрадку», «…у меня падает ручка», «...я боюсь». Гораздо реже встречалось продолжение «…я радуюсь».
В целом же из результатов исследования можно сделать вывод, что, к сожалению, тот авторитет, который был у учителя начальных классов 15–20 лет назад, сегодня в значительной степени утерян. И хотя на начальном этапе школьного обучения у детей наблюдается положительное восприятие педагога, то к третьему классу это отношение меняется в сторону нейтрального.
Примечательно также, что если раньше по силе авторитета у младших школьников на первом месте, как правило, был учитель, затем родители и сверстники, то сейчас учитель оказывается на втором-третьем месте по статусной значимости, причем в городских школах это происходит уже с первого класса (в сельских – несколько позже). Отметим, что в прежние годы мнение сверстников становилось высокозначимым для школьников где-то к 5–6 классу, а теперь это происходит уже во втором–третьем классе.

«Может постоять за своих учеников…»

Каковы причины снижения учительского авторитета? Некоторые из них, что называется, лежат на поверхности. Во-первых, трудно не согласиться с тем, что повышение критичности, прежде всего в средствах массовой информации, по отношению к школе сыграло свою роль. Учителю теперь не придается того значения, которое придавалось раньше, и это отражается на позиции родителей. Второй очевидный фактор – падение престижности профессии учителя, вследствие чего многие успешные выпускники педагогических вузов перестали связывать свое будущее с работой в школе. Отметим здесь, что, как показало исследование, наибольшим авторитетом у современных родителей пользуются учителя, обладающие широким общекультурным кругозором.
Но есть и менее очевидные причины. Так, в ходе исследования мы увидели, что у современных младших школьников по мере взросления усиливается потребность в положительном отношении к себе со стороны значимых взрослых (заметим в скобках, что положительные черты характера учителя – «может постоять за своих учеников», «может пожалеть и поругать», «она добрая, не ругается» – детей привлекают больше, нежели внешние качества – «молодая», «красивая», «красиво расписывается», и по мере взросления значимость внутреннего мира педагога растет). На наш взгляд, это связано с некоторой дистанцированностью современных детей от родителей. Ребятам не хватает тепла, понимания, заботы, и у них создается желаемый образ учителя – второй мамы, которая их всегда защитит. Но учителя зачастую не удовлетворяют эти потребности. Так, в тесте, где ребятам давались рисунки с условными изображениями фигур учителя и учеников, дети должны были отметить, где они находятся на этом рисунке. Как показал тест, многие ребята отмечали свое месторасположение на относительно большом расстоянии от учителя, что говорит об отстраненности в отношениях учеников и педагога.

Почему возникает отстраненность в отношениях?

Здесь можно было бы говорить о неготовности учителя реализовать ожидания современных детей. Но что стоит за этой неготовностью? С нашей точки зрения, это прежде всего завышенные требования, которые сегодня предъявляются к учителю начальных классов администрацией и вышестоящими руководителями системы образования.
 Многие педагоги понимают, что дети нуждаются в большем внимании и индивидуальном подходе, но как эти потребности удовлетворить, когда «у меня в классе 25 человек, треть из которых – с ограниченными возможностями здоровья, а администрация требует, чтобы я успел сделать то-то, то-то и то-то..  А тут еще переход на новые стандарты!».
Отметим, что сегодня многие специалисты говорят не только об ухудшениях показателей здоровья детей, но и о смещении младшего школьного возраста: раньше по своим психофункциональным характеристикам большинство детей были готовы к школьному обучению в 6–7 лет, а сейчас – в 7–8. Таким образом, в настоящее время в начальной школе особенно велика потребность в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса, которое, кстати говоря, прописано в новых стандартах. Но где это сопровождение, когда в школах сегодня нет тьюторов, логопедов, почти не осталось психологов? И получается, что учителя оставили один на один с задачей внедрения нового стандарта, которая в этой ситуации оказывается практически нерешаемой.
В то же время, по данным исследований, самооценка современных младших школьников зачастую оказывается заниженной, и значит, ребятам требуется компенсация, которую они могли бы получить во взаимодействии с учителем. Если же получить эту компенсацию не удается, то самооценка еще более снизится, что, безу­словно, будет иметь негативные последствия для личностного развития детей. Решение этой проблемы, на наш взгляд, требует пересмотра государственной политики в отношении к школе, особенно к начальной школе.