Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ


Леонтьева Ольга

Дмитрий БЕСПОЛОВ: «Беда, если учитель игнорирует слабых»

Педагогические принципы уроков физкультуры, которые могут пригодиться на любом уроке

Кто отвечает за происходящее на уроке? Почти каждый скажет, что учитель. Однако разве может один человек отвечать за каждое действие двадцати, а то и тридцати находящихся рядом с ним людей? Главная задача педагога – так организовать работу, чтобы каждый ученик ощущал себя важной частью общего пространства и вместе с?одноклассниками и преподавателем разделял ответственность за все происходящее в классе. Тогда каждому на уроке будет комфортно, каждый сможет достигнуть намеченной цели. Только добиться этого гораздо сложнее, чем гордо принимать весь груз ответственности на себя. Это и есть настоящий профессионализм, считает Дмитрий Бесполов, человек, с опытом которого мы предлагаем сегодня познакомиться.

Дмитрий Владимирович – учитель физкультуры, по совместительству тренер по регби. Десять его бывших учеников стали учителями физической культуры, среди его воспитанников – 5 чемпионов Европы. О своей работе он может говорить часами. После каждой встречи с ним я удивляюсь, спорю и понимаю, что мое отношение к школе, к детям, к уроку немного изменилось…
Кажется, Дмитрий Владимирович немного смущается из-за того, что он такой большой и сильный, – в маленьком школьном спортивном зале он выглядит, как булычевский Громозека на компактном космическом корабле. Не только дети его слушаются с удовольствием, но и взрослые – на многочисленных мастер-классах, которые он проводит. «Разминка… Под музыку идем только по разметке, в любом направлении, не останавливаясь… Смотрите внимательно, чтобы никого не сбить… А теперь бегом… Разделились на две команды, двигаемся по разметке навстречу друг другу»… В зале – сияющие улыбки, динамичная музыка задает темп и настроение. «Встаньте напротив меня, постарайтесь повторить мои движения… Утро, проснулись, потянулись… – движения усложняются, однако все успевают их повторять. – Может, кто-то хочет побыть вместо меня тем, кто отражается в нашем общем зеркале? Тема – любая. Не спешите, зеркало должно успевать повторять все движения ведущего. Нет, это не зеркало плохое, а ведущий не хочет видеть никого, кроме себя!»
На его уроки ходят все, в том числе и «освобожденные от физкультуры». И каждый такой ребенок двигается, бегает, общается. Ему нужно помочь и научить жить с врожденным заболеванием или бороться с болезнью, а не оставлять с этим один на один: мол, посиди на лавочке, а потом – живи как хочешь, твои проблемы. Дмитрий Бесполов уверен: «освобождение от физкультуры» дают врачи, которые ленятся (или не умеют?) описать показанные или противопоказанные ребенку нагрузки; «освобождением» прикрываются малокомпетентные учителя, не желающие (не способные?) подумать о том, как обучать каждого пришедшего к ним ребенка.

– Главная задача учителя – вооружить знаниями, выполнить школьную программу, вопрос в том, как это сделать. Я должен научить ребят общаться с окружающим миром, с людьми, которые живут рядом. К чему приведет подножка, поставленная во время игры? Как быть, если тот, кто рядом, слабее тебя? Чем заняться в свободное время – выпить пива или потренироваться? Выбор каждый сделает самостоятельно, но я хочу, чтобы мои ученики сделали правильный выбор, и стремлюсь помочь каждому.

Я запуталась. Так что же главнее – дать знания (мечты-мечты, снова мне твердят о знаниях, которые якобы можно взять и передать от одного к другому) или научить выбирать из множества путей свой, единственно верный?

– Я – государев человек. Мне платят зарплату за то, что я выполняю социальный заказ общества. Я могу соглашаться с поставленными им целями или нет, но стремлюсь к их достижению, если пришел работать в школу. Не нравится – уходи. Выполнять программу можно тысячами способов, но ее нельзя игнорировать, иначе – беда, особенно в нашем предмете.

 Ну, думаю, началось… Каждый учитель считает свой предмет особенным, самым важным, самым трудным.

– Урок физкультуры уникален. Ошибка любого другого учителя приводит к двойке или конфликту, ошибка учителя физкультуры приводит к травме. Пространство спортивного зала не ограничено партами и тетрадями, наши герои – не послушные мальчики и девочки, а скорее наоборот. На уроке физкультуры возможен прямой физический контакт между людьми, в том числе между мальчиками и девочками – где еще ребята переодеваются перед уроком, смотрят на фигуры и движения? На физкультуре за происходящее в зале отвечает каждый, кто находится в зале, одному педагогу с таким пространством не справиться.

С этим не поспоришь, но… Все эти доводы для меня – прописные истины, про которые почему-то на других уроках забывают или считают их незначительными. Ошибки каждого учителя слишком часто приводят к травмам, причем не только психологическим: урок закончится, и начнется перемена, время прямых контактов и разборок. Пространство, в котором есть мальчики и девочки, всегда имеет сексуальную окраску, ни на одном уроке нельзя об этом забывать. За происходящее в классе должны отвечать все вместе, иначе не будет никакой дисциплины, кроме палочной, а она до добра не доводит. Получается, что физкультура – увеличительное стекло педагогических промахов и ошибок.

– Обычно учитель сидит за столом и при этом видит всех. (Ох, как часто учитель видит далеко не всех, видеть и понимать – особое умение.) Дети не контактируют между собой, а сегодня даже сидят по одному. (Еще как контактируют! Даже если сидят по одному!) В зале нужно поставить каждого в определенное место, чтобы все видеть, все слышать, чтобы игра не привела к травме. Нужно не просто наблюдать за происходящим, но заметить нарастающую агрессию и вовремя ее погасить, например, свистком.

Я когда-то тоже пользовалась свистком – на уроке биологии. Класс никак не мог успокоиться, а я была совсем неопытной, вот и свистнула. Десятиклассники застыли, рассмеялись: «Это что-то новенькое!» «Теперь, – говорю, – будем начинать урок, как спортивную игру: на старт – внимание – марш! Фальш-старт… Еще разочек попробуем»... Странно, но ребята тогда послушались, приняли мою шутку и успокоились.

– В институтах многому учат педагогов, а самое важное – педагогические мелочи – упускают. Я свистком могу наладить дисциплину, а могу оглушить или даже «убить». У меня в коллекции несколько свистков, самый сильный привезли из Японии, он свистит тихо, но издает ультразвуковые волны, его звуком при не­умелом использовании можно разрушить барабанную перепонку. А я свистком разговариваю с детьми, им смешно, и они начинают успокаиваться. Когда провожу занятие или мастер-класс, обязательно сначала ищу акустическую точку в зале, в которой я могу говорить тихо, но меня все услышат – вот чему нужно учить. Учителя умеют составлять таблицу Бергера (ее используют для проведения соревнований при большом количестве команд), но забывают, что в пятницу лучше не проводить состязания: последний день учебы, внимание ослаблено, последняя игра – может быть травма.

А ведь и правда, именно на это время обычно назначают школьные соревнования: впереди – выходные, уроки никому не нужно готовить, можно поиграть. Про возможные травмы мало кто думает, авось обойдется. Точно так же мало кто думает о том, насколько дети устали на других уроках, что произошло на переменах, какие проблемы у ребят дома. А зря…

На каждом уроке есть ребята, которые включены в работу и им интересно, с ними и хочется работать. Зачем на других равняться? Отстающим предмет все равно не пригодится, а эти покажут свои знания на олимпиадах, будут сдавать ЕГЭ, поступят в институт. В увеличивающем зеркале физкультуры работа с самыми сильными учениками – это спорт, а не физическая культура.

– Если немного подумать, можно включить в работу каждого. Обычно в волейбол играют двенадцать человек, при этом более сильные ученики предпочитают не давать мяч слабым, играют сами с собой. У меня на площадки выходят по десять человек в команде, и тот, кто допускает ошибку, выбывает из игры. Ошибаются те, кто больше играет, – самые сильные игроки. Команда, которая делает ставку только на них, обязательно проиграет. Простой прием, который изменяет отношение ребят друг к другу. Для тренера главное – достижение наивысших результатов, а я за высокими результатами моих школьников не гонюсь: беда, если учитель физкультуры начинает выдвигать на первое место свои личные амбиции, игнорируя слабых, занимается только с теми, кто может принести школе очередную награду, чтобы выставить ее для обозрения в школьном коридоре. Для меня главное – внутришкольные соревнования, такие, в которых могут участвовать все ребята. При этом победа – не самое главное. Недавно проводили соревнования по волейболу, посвященные памяти нашего завуча, добрейшего человека. Придумали особые правила, благодаря которым состязаться могли одновременно ученики всех классов. Финал. После двух партий счет один-один, играют пятый и седьмой классы. Атмосфера накаляется. И тогда мы решили, что не будем проводить последнюю партию, сказали – главное, быть добрыми, дружить и дали обеим командам первое место.

У него спортивный зал украшен флагами. Самый большой – России, а рядом флаги стран, представители национальностей которых учатся в школе. Недавно появился флаг Франции, кто-то из ребят сказал, что оттуда идут корни его семьи. Дети такие разные, у них разное прошлое, разное будущее. Но сегодня они собрались в одном классе и должны научиться принимать друг друга, поддерживать тех, кто слабее, радоваться удаче и опыту сильнейших. Это тонкая работа, в которой общее правило только одно: в каждом случае искать и находить новое решение.

– На уроках я часто усложняю задачу для физически сильных ребят. Например, все бегут, а они прыгают на одной ноге. Естественно, такое условие не все готовы принять. Был мальчишка, на которого никакие мои уговоры не действовали, он очень хорошо играл в баскетбол и на уроке пытался самоутвердиться за счет других, с ним играть всем было страшно. Месяца два с ним бился, причем идти на конфликт было нельзя – у него были проблемы с сердцем. Тогда я ему сказал, что если ты чемпион – надень пакет из-под сока «Чемпион» на правую руку. Он засмеялся, с тех пор играл только левой рукой.

Жаль, что так же кропотливо, индивидуально никто не работает с учителями. А им тоже бывает нужна помощь, не реже, чем детям. Мне в жизни повезло: я знакома со многими педагогами, которые счастливы в своей профессии. Этих людей объединяет их отношение к школе и к детству: легкое, доброе, понимающе-ищущее. В учебниках по педагогике простые слова о школе давно трансформировались в общие термины, например, в понятие о педагогических ценностях. Что значат эти слова для учителя, который рассказывает сегодня о своем опыте?

– Я не понимаю эти слова. Для меня самое ценное, когда я после работы иду домой, а ко мне подходят мои ученики – просто так, поболтать. И я останавливаюсь, забывая о времени.