Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ


Усольцева Людмила

Вам достался трудный класс?

Возможно, наблюдения, ставшие итогом трех лет выстраивания отношений, помогут вам в начинающемся учебном году

«Мысленно готовясь к учебному году…» – так начинался материал, опубликованный в прошлом номере «ПС»; заголовок – «Эпиграф к учебному году». И так как мы все еще готовимся, продолжим и тему, и публикацию записок учителя. Плюс несколько предварительных слов. Нам труднее всего дается доверие к чужому опыту, хотя бы это и опыт коллеги: говорите-говорите, мы и сами с усами... Хотя нет ничего дороже учителя, рискнувшего описать свою живую мысль по ходу работы: тем самым он и придает своей работе культурный смысл. И вы пишите нам, дорогие читатели!

…Вы думаете, что 1 сентября следующего учебного года в школу пришли покладистые, успокоившиеся шестиклассники, готовые к сотрудничеству? Я тоже так думала, но уже в первый день стало понятно: покой мне будет только сниться. Сейчас за плечами три года нашей совместной жизни, в которой было все: проблемы, обиды, разочарования, бессильно опущенные руки, слезы… А еще – чайные посиделки после уроков, походы, радость маленьких удач на уроках, сплоченное выступление на игре по станциям, классная вечеринка, подготовленная девочками абсолютно самостоятельно… И я подумала, что выводы, сделанные для себя, будут небезынтересны руководителям сложных классов.

Будьте последовательны в своих действиях. Не сдавайтесь. Решили еженедельно записывать план, а в конце недели обсуждать плюсы и минусы в жизни коллектива – делайте, пусть даже первое время вам придется обсуждать их с собой. Спустя месяц-другой найдутся дети, которые спросят: «А что мы будем делать на этой неделе?»

Не ждите инициативы, если дети не умеют ее проявлять, – слишком долго придется ждать. Незаметно, исподволь, между делом подбросьте интересную идею одному-двум ученикам: ребята сживутся, освоятся с этой мыслью и предложат классу.

Не забывайте хвалить, подбадривать. Но здесь нужно помнить о чувстве меры: преувеличивать удачи и достижения не стоит, ведь «трудные» дети очень чутки и замечают даже незначительную фальшь вашего тона или жеста.

Будьте искренни. Не стесняйтесь честно выразить эмоции, когда они переполняют вас, но не оценивайте при этом класс или отдельного ученика – просто сделайте эмоциональный отклик на поступок, назовите словами свои переживания. Дети обычно реагируют на искренность так, как надо, и запоминают эти эмоциональные уроки надолго. Так рождается и умение сопереживать, к сожалению, не очень развитое у детей в наше время.

В «трудном» классе неизбежны проблемы общения. Дети, не умеющие дружить, создают конфликтные ситуации, агрессивны по отношению к одноклассникам, ссорят друзей. Не выпускайте ситуацию из-под контроля, не позволяйте обижать или оскорблять кого бы то ни было, но не будьте слишком навязчивы. Может, дать детям возможность разобраться самим? Или обсудить ситуацию за «круглым столом», выслушать обе стороны конфликта, не осуждая и не навязывая своей точки зрения? Разумеется, проблема сразу не исчезнет, но, высказанная, она потеряет остроту. Конфликт гасится также необходимостью участия в совместном деле, значит, придумывайте больше интересных дел.

Заведите какую-нибудь «фишку», которой нет у других. Пусть у вас будет то, чем ребята могут гордиться, чему по-хорошему позавидуют их друзья из других классов. Это может быть красочно оформленная летопись класса, или традиция чаепитий, или какая-то интересная коллективная игра. Чувство гордости за класс рождает желание соответствовать!

Приучите себя чаще употреблять слова «мы», «наш» в отношении к классу. Тогда вы действительно почувствуете себя внутри класса, а не за его пределами, и у ребят будет чувство сопричастности.

При малейшей возможности устраивайте коллективные выходы/выезды из школы, приглашайте ребят туда, куда сами идете. Пусть сегодня с вами пошли два человека, зато в поход с вашим классом попросятся мальчики и из другого класса – значит, ребятам с вами интересно!

Задерживайтесь после уроков в своем кабинете. Потребность пообщаться проходит, если ее не подпитывать. Реплика, улыбка, обмен мнениями в неформальной обстановке, наедине, значат иногда больше, чем тщательно подготовленный классный час. Без разговоров «просто так» друзьями не становятся.

Будьте терпеливы, не торопите события. Большие успехи, которых достигают толковые, послушные ребята, не идут ни в какое сравнение с маленькими победами ершистых и занозистых подростков, которые вам достались. Зато каким счастьем наполняется сердце, когда эти победы случаются!