Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОРИЕНТИРЫ


Печатникова Людмила

Библиотека разворачивается к детям

Оказывается, можно сделать так, что все разговоры о нечитающей молодежи станут не слышны за шелестом книжных страниц

Законы организации пространства, сообразного ребенку, способствующего его развитию, образованию, способы действия в этом «педагогическом» пространстве, в сущности, одни и те же, идет ли речь о школе, учебном кабинете, о любом помещении, где мы хотим видеть детей и взаимодействовать с ними. Театр, музей или, к примеру, провинциальная библиотека. Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького решила бороться за свое будущее именно в этом педагогическом пространстве, поскольку для выживания она должна стать необходимой не только для людей образованных, интересующихся книгами, но и для молодежи, подростков. Разве не к тому же стремится и школа  

Встреча

Прежде чем говорить об образовательных проектах, нужно сказать, как устроено помещение библиотеки. Дело не только в том, что ей повезло получить новое просторное здание (неимоверные усилия приложила директор Наталья Гришина). Дело в желании сотрудников превратить безмолвное сумрачное святилище для избранных (традиционный образ) в гостеприимный светлый дом, где рады каждому.
Преобразование пространства началось с радикальной и нехарактерной для большинства библиотек идеи: минимизировать закрытые хранилища, а большую часть книг перенести на открытые полки в залы. В сущности, вся библиотека – один сплошной читальный зал, заполненный лабиринтом полок.
Конечно, лабиринт старательно организован, чтобы посетитель, пусть случайный, проскочивший мимо электронных каталогов и прочих путеводных компьютерных и бумажных намеков при входе, все же не заблудился.
На полках книги – по темам. Как ни странно, сразу у дверей не журнальчики, не учебные пособия и модные романы – книги по философии, Кант, Бердяев, Соловьев. Это на выставочном стеллаже, какие попадаются через два шага на третий, подсказывая содержание ближайших томов. Библиотека рада читателю, но не заигрывает с ним. Встречает всерьез, предъявляя самое любимое и существенное.
Среди леса стеллажей, помимо привычных столов и стульев (делать выписки в тетради, работать с ноутбуками, зона Wi-Fi повсюду) – множество кресел и диванчиков. Разных по цвету и фасону. По ним и замечаешь в первую очередь, что перешел из зала в зал. Они существенная часть замысла. Библиотека – место встречи и с книгой (есть где присесть, почитать, чтобы забрать домой только необходимое), и с людьми. Поэтому все кресла легкие, чтобы передвигать без усилий, объединяться для бесед (даже для мини-семинаров, лекций) или оставаться в одиночестве, подальше от всех. Где-то кресла яркие, цветные, где-то построже. Многие с высокими спинками – словно коконы, чтобы отгородиться от зала. Есть особые, круглые, совершенно необычные, в них забираются с ногами (скинув обувь, разумеется). Всем известно: так уютнее всего листать страницы. Есть диванчики на двоих, почитать вслух другу, младшему брату.
В зале периодики устроен настоящий английский уголок: почти вольтеровские кресла, стол, светящийся глобус. Даже шахматный столик поместился.
Среди полок с книгами по искусству – пианино (озвучить партитуры из нотного отдела), старый проигрыватель (для прослушивания пластинок).
Библиотека, как английский клуб, где можно встречаться, учиться, думать, общаться. Так, кстати, и поступают по вечерам местные подростки. Сидят, листают журналы, книги, благо кока-кола, чипсы (читать и грызть что-то – двойное удовольствие) и разговоры не запрещены.
С журналами вообще хитро придумано. Они стоят, словно на выставке, обложками к читателю, яркие, толстые и тонкие, свежие номера. А в полке, под каждым журналом, спрятан ящичек. В нем подшивка за год-два. Никого просить не надо, ждать не приходится. Если уж совсем старый экземпляр понадобился – библиотекарь из хранилища принесет.
Немаловажная деталь интерьера – плакаты на стенах. Серия местная под броским заголовком «А что ты читаешь?». И через лист затейливо спиралью имя человека и название его любимой книжки. Человек на плакате не актер и не политик – местный школьник, студент. И книги не по программе – личный выбор.
А еще по стенкам – фотовыставки, читатели привозят из путешествий целые коллекции. В коридорах – витрины с разными уместными экспонатами. Рядом с отделом краеведческой литературы – старинное украшение, кружевной воротник. Местный музей дал напрокат. По соседству – дипломные работы студентов художественного училища. Выставка детских композиций: собственноручно изготовленные аксессуары знакомых литературных героев. Больше всего головных уборов (котелок Холмса, кружевная шляпка Мэри Поппинс, шлем богатыря) и обуви (от туфельки Золушки до кошачьих сапог). Называется это великолепие «Конкурс: чтение через действие».
И вся библиотека залита живым мягким светом. Огромные окна без занавесок. А чтобы глаза читателям не слепило, сверху нависает козырек – закрывает от прямых лучей. И вид из окна на суетливую улицу. Принципиальная позиция библиотеки – открываться городу.

В непосредственной близости

Регулярные библиотечные акции проходят прямо у входа. Поэтому и площадка перед ступеньками гордо именуется в народе библиосквером. На ступеньках, после многочисленных объявлений по городу и на сайте (http://library.ryazan.su/), в выходные дни раскладываются книги, журналы, усаживаются библиотекари. Специально пришедшие и мимо бегущие могут проконсультироваться у специалистов и публики, взять что-то почитать (иные до вечера сидят, углубившись в случайно схваченный роман), а если очень понравилось – поменять на свое, домашнее, уже прочитанное.
Попутно, для привлечения внимания, выступают местные молодежные группы, роллеры, ближе к вечеру – файер-шоу. Малышам, чтобы родителей не отвлекали, предлагают сыграть во всякие старинные настольные игры. Кто устал в книгах рыться, творчеством занимается. Мастер-классы по изготовлению закладок, обложек, литературных брелочков. И даже собственных книг в специальной компьютерной программе.

Дальние странствия

Школы, вузы – естественное скопление потенциальных читателей – объект пристального интереса библиотеки, стремящейся к развитию. В институтах люди постарше, поактивнее, а вот школьники (увы, вместе с учителями) не сразу понимают, зачем им нужна библиотека. Поэтому сотрудники внимательно изучают, чем окрестные школы занимаются, в чем нуждаются. Самое актуальное – проектная и исследовательская деятельность.
Библиотека приглашает к себе учеников с преподавателями, и вместе и по отдельности, на всех этапах работы. Сначала сформулировать тему, подобрать литературу. Заодно научиться работать с каталогами.
 В библиотеке можно проверить точность данных по разным источникам. Всемирная сеть часто путает даты и фамилии. Но есть академические издания. Более того, есть книги, газеты прошлых веков. Можно своей рукой перевернуть страницу, вышедшую из типографии сто лет назад. Библиотека не боится современных технологий, не противопоставляет новое традиционному – стремится использовать, объединять.
Здесь помогут правильно оформить работу, культурно составить библиографию.
Здесь же и место представления докладов. Есть зал, есть аппаратура (экран, проектор, компьютеры). Есть вдохновляющее окружение: труды великих ученых и прошлогодние презентации рязанских школьников. Подросток чувствует себя почти аспирантом – его работу тоже оставят на хранение. Глядишь, потомок впоследствии прочтет…
Сотрудники предлагают учителям помощь в проведении занятий с использованием фондов библиотеки. По истории, по культуре речи. Даже в интернете не найдешь столько словарей, да еще за разные годы, чтобы увидеть, как менялись язык, стиль. И удивление, и к ЕГЭ подготовка.
Не наукой единой жива школа. Бывают литературные вечера, спектакли. И снова – добро пожаловать в зал библиотеки.
Вроде традиционное дело – читательские конференции. Но как сделать так, чтобы ребята приходили на них добровольно, а не ради оценки в журнале? Библиотекари договариваются с учителями литературы разных школ, чтобы те на уроках почитали с ребятами одну какую-нибудь современную популярную книжку. В прошлом году вся Рязань читала Санаева «Похороните меня за плинтусом». В этом году на очереди Кузнецов, «Живые и взрослые». Появляется повод встретиться, обсудить впечатления.
Это должно стать привычным, естественным – приходить в библиотеку. Сначала в коллективе, с одноклассниками, преподавателями. Потом в одиночку, по личному выбору.
Для любителей художественной литературы – клуб «Книгочей». Список книг, обсуждавшихся в прошлом году, даст фору семинару Литинститута.
Для киноманов – просмотры современных фильмов, естественно, с последующим обсуждением. Для любителей истории – краеведческий клуб. Есть клубы для садоводов, кулинаров, рукодельниц…
Для всех читателей – модный в последние годы праздник «Ночь в библиотеке» (главный организатор – Наталия Бушковская, заведующая сектором центра молодежных инноваций, само название сектора показательно). С играми и конкурсами в разных уголках (чтобы человек вдруг очутился возле незнакомой полки: никогда не интересовался классикой, к примеру, а тут, оказалось, все-таки интересно). С возможностью заглянуть в недоступное хранилище. Кто из обычных людей знает, как оно выглядит? Да еще в полночь? И каждому что-то на память. Спецпродукция библиотеки: закладки с рекламой новых поступлений, с заманчивыми цитатами из хороших книг.
По количеству розданных закладок можно судить о количестве гостей, пришедших в библиотеку ночью. В последний раз напечатали тысячу. Не хватило. Причем многим. С одной стороны, обидно: люди ушли без подарка. С другой – приятно: сколько народу пришло!

Закон гостеприимства

С теми, кто осмелился перешагнуть порог библиотеки, обращаются как с дорогими гостями. Гостю не будешь делать замечания. Постараешься устроить жизнь так, чтобы ему было удобно, комфортно. К каждому найдешь подход.
Стоит в уголке столик – здесь в определенные часы студенты дают юридические и психологические консультации, показывают новинки книжные, комментируют последние документы. Место встречи поколений. Приходят за советом, в основном люди постарше. Но и молодежь тоже. Когда в вуз поступают, на работу устраиваются. Занятия по потребительской безопасности, в том числе в интернете, интересны в любом возрасте.
Сюда в зал зовут, если нужно, представителей власти. Библиотека, пространство принципиально не политическое, замечательно подходит для диалога с чиновниками. В департамент не все пойдут. А в библиотеку запросто.
Самое сложное было – изменить сознание библиотекаря. Страх за книгу трудно перебороть. Трудно беречь книги, когда повсюду дети – дотягиваются до полок, хватают без спросу. Но важно понимать, для кого бережешь.
Взрослая крупная библиотека хочет быть востребована в будущем. Поэтому изо всех сил стремится привлечь, вопреки названию (не детская, не юношеская), сегодняшних подростков. Более половины сегодняшних читателей – люди до 25 лет. Есть повод надеяться на радужные перспективы.
Конечно, усилия Рязанской библиотеки – явление не повсеместное. Но этот опыт интересен не только библиотекарям. Школы могут тоже проявить инициативу. И в новом году организовать какой-нибудь совместный проект с ближайшей библиотекой.