ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ
Эпиграф к учебному году
Им может стать дневник коллеги, описывающей тот же путь, что предстоит пройти и вам с новым классом
Мысленно готовясь к новому учебному году, учитель всегда
немного волнуется, какой бы стаж ни стоял у него за плечами: насколько
изменились ребята, с которыми работал в прошлом году, какими окажутся
новые, незнакомые пока дети. А уж если с первого сентября придется
брать новый класс в качестве классного руководителя, да еще после
выпуска одиннадцатиклассников, прийти к пятиклашкам... Мало того,
что грустишь по ушедшему классу, еще и растерянность одолевает: они
ведь совсем маленькие, шебутные, только вступающие в переходный
возраст. И чтобы дорастить и их до выпускного, придется совершить
очередной многолетний подвиг. Соберясь с силами и настроившись, можно,
например, перечитать свои записи о первых месяцах работы с предыдущим
классом. Или познакомиться с дневником коллеги, в котором описан путь
сближения с классом, взаимного привыкания.
Три года назад выпустив одиннадцатиклассников, тосковала все
лето в
ожидании новых ребят – маленьких, наивных, доверчивых пятиклашек. После
большого класса – 21 человек – предстояло стать руководителем всего
десяти человек. Такой маленький класс можно объединить интересной
идеей, думалось мне после успешного выпуска, где были активисты,
выдумщики, спортсмены, артисты, эрудиты, половина ребят окончили школу
на 4 и 5!..
1 сентября.
Первый раз в новый пятый класс. В кабинет один за другим
входят мои новые ученики – шесть мальчиков и четыре девочки. Я их уже
немного знаю – школа небольшая, тем более доводилось заменять несколько
раз уроки русского, когда они учились в четвертом. На первом классном
часе, на который я пригласила выпускников, были игры в кругу. Владик и
Леша совершенно не хотят играть с другими ребятами. Передаем импульс по
кругу, держась за руки, – мальчики так сжимают ладони, что девочки
визжат. Вчерашние выпускники дают пятиклашкам свой наказ, говорят о
дружбе, общении… Кажется, их слушают. «Только не сравнивать!» –
напоминать себе об этом приходится не раз.
Конец сентября.
Устроили вечер «Посвящение в пятиклассники».
Пригласили родителей, первую учительницу. Все идет гладко: игры,
конкурсы. Чувствуется, что ребята очень стараются порадовать родителей
– возьмем на вооружение, будем проводить совместные дела. Во время
Клятвы пятиклассника Андрюша, стоящий рядом со мной, приговаривает: «Я
этого делать не буду. Я не клянусь». (Потом, когда клятва уже висела в
классном уголке и я нет-нет да и обращала внимание класса на ее текст,
Андрей повторял, что он ничего не обещал.)
Последний день
первой четверти. Ну и класс мне достался!
Учиться не хотят. Играть в команде не хотят и не умеют. Обзываются.
Мальчики с девочками дерутся. Юля все время выкрикивает на уроках и не
дает никому слова сказать на классных часах! Единственное светлое
воспоминание – поход, да и то двое не пошли. Андрюша заявил: «Я лучше
на диване лежать буду!» А Рома, после того как нашли клад, заметил:
«Конфеты невкусные»… Что с ними делать?!
Декабрь.
Готовимся к Новому году. В сценке у каждого небольшая
роль. Репетиции каждый день. Идут со скрипом. Сколько сил ушло на
уговоры и убеждения! Владик стойко упирается. Андрей прячется за
занавеску или вообще убегает из кабинета. Юля и Женя никак не поделят
роль Бабы Яги. Собираются с силами только на последней репетиции…
Несмотря на мои опасения, выступили вполне достойно, даже директор
похвалила.
29 декабря.
Сегодня последний день четверти. Перед вручением
дневников тоном заговорщика спрашиваю: «Ребята, а вы верите в Деда
Мороза?» – «Нет! Да!»– «А давайте его позовем?» Соглашаются. Кричим
Деда Мороза. Он входит. Юля конечно же сразу мне сообщает, что это
Женина мама. Другие ребята вроде бы включаются в игру. Дед Мороз
вручает пятиклассникам маленькие подарочки и дипломы победителей
первого этапа классного конкурса, идея которого возникла накануне.
Напоследок – фото с Дедом Морозом. Кажется, сюрприз удался.
Март.
Не любят читать – ни сами, ни когда на уроках вслух
читают. Несколько минут в начале каждого урока я читаю им «Очень
страшную историю» Алексина. Ваня вертится, Юля демонстративно
показывает, что ей неинтересно. Люся, кажется, старается меня
подбодрить – слушает очень внимательно. Устраиваем с родителями
собрание по проблеме чтения. Мамы рассказывают о своих любимых детских
книжках, о том, что и как они читали в детстве. Ребята слушают с
интересом. Потом все вместе разгадываем кроссворд. К Восьмому марта
приурочили игру по страницам детских книжек – выиграла команда мам, но
и детям было интересно. Правда, ничего в отношении к книгам не
изменилось: установки на чтение нет в большинстве семей, о чем родители
сами откровенно говорят.
Апрель.
На уроках остро стоит проблема дисциплины. Устраиваем
игру «Поставь себя на место другого». Роме досталась роль учителя
математики. Я изображаю Юлю: без конца кричу ее любимую фразу «А
подойдите!» и цепляюсь ко всем сидящим поблизости. Тихая Настя вошла в
образ Андрея – раскачивается на стуле, отказывается слушать объяснения.
Люся играет роль Алексея, которому не терпится ответить с места. В
общем, гвалт стоит невообразимый. После безуспешной попытки Романа
Антоновича объяснить что-нибудь из математики обсуждаем игру.
Во-первых, эксперимент ребятам очень понравился, просят еще; во-вторых,
дети делают вывод, что очень трудно учиться и учить, когда нет тишины и
внимания; в-третьих, увидеть себя со стороны было и забавно, и полезно.
А мне-то как весело было! Легкой жизни с этим классом не будет.
Май.
После уроков готовим экологическую газету «По волнам».
Победители республиканского конкурса поедут в Кижи. На победу не
рассчитываем, но очень стараемся. Участвуют в проекте шесть человек и
я: печатаем заметки, ищем фотографии, придумываем занимательные
задания, проводим опрос о роли Онежского озера в жизни односельчан.
Приходится за ребят многое доделывать, потому что не могут заставить
себя работать долго и кропотливо. Наконец работа отправлена. Ура! Мы
заняли первое место! 12 июня поедем на остров Кижи. А в школе говорят:
трудный класс, ничего не умеют!.. Немножко горжусь.