Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН


Борисова Людмила

Эпоха Великих открытий возвращается!

Летняя школа познавательной свободы

Образование, как известно, процесс непрерывный, и лето ему не помеха. Более того, образовательный каникулярный опыт наверняка пригодится в учебное время. Дети на собственном опыте проверили достоверность строгих научных постулатов. Страницы учебников физики, географии, геометрии наполнились для них живыми образами. Преподаватели, не скованные программами и планами, на свободе опробовали новые методики, которые смогут применить в классе. Мы возвращаемся в школу с новым ценным багажом. И уже почти не терпится вернуться. 

Португальские каравеллы

Многими великими географическими открытиями человечество обязано Португалии, ее прекрасным каравеллам и отважным капитанам. Не удивительно, что португальский педагог Мария Карвальо де Фигейредо захотела с ребятами летом построить целую флотилию (не в натуральную величину, конечно, но в плавучем состоянии). Благо океан под боком.  
Ребята разделились на команды, и каждая выбрала себе парусник по вкусу из экспедиций Колумба, Магеллана или Васко да Гамы.
Несмотря на то что перед Марией сидели потомки опытных мореходов, о кораблях ребята знали не много. Пришлось начать с поиска информации. При непременном участии интернета, который сегодня доступнее в лагере, чем книги.
Самое важное – картинки, чертежи, схемы парусов и узлов, техника строительства и, конечно, увлекательные истории открытия новых земель, борьбы со штормами и пиратами вместе с адресами сайтов – перерисовывалось, переписывалось на отдельных листах. Листы собирались в папки. Папки выстраивались на полочке в коридоре спального корпуса. Получился богатейший информационный банк, своего рода мини-библиотека.
Кстати, всегда находятся старательные дети, готовые стать библиотекарями. Записывать, кто что взял, когда вернет. Особенно это важно в период интенсивной работы над моделями, когда всем одновременно нужно все и сразу.
Вообще для успеха экспедиции взаимоотношения людей в команде значат не меньше, чем оснастка и вооружение. Ребята подробно обсуждали особенности жизни матросов и офицеров, завоевателей и аборигенов, правила жизни пиратов (и у них есть правила!). Что-то казалось привлекательным, что-то абсолютно неприемлемым.
Прочитанные истории, легенды превращались в спектакли, песни. Прошел конкурс рассказов «Один день плавания».
Отдельное удовольствие для ребят – работа с картами. Как изменился образ мира в связи с дальними плаваниями!
Однако все эти «застольные» занятия – для плохой погоды, для тихих вечеров. Главное – стройка. Настоящему кораблю требуется много всякого: конструкторы Лего, картон, пустые пластиковые бутылки, деревяшки, целлофановые пакеты… Словом, разные подручные материалы. А еще нужен образец. Парусник даже в Португалии найти непросто. Но обычная весельная лодочка позволяет вдохнуть запах горячего дерева, металла, почувствовать качку под ногами, тяжесть весла в руке, сопротивление корабля при повороте.
А еще становится наглядным воплощением неразрешимой проблемы: почему корабли не тонут, хотя они такие тяжелые? Пускаем по волнам пластилин, пробки, деревяшки, стекляшки… Постепенно выясняется, что многое зависит не только от материала, но и от формы. Возиться в воде всегда приятно, а тут еще и польза.
Вторая проблема – паруса и ветер. Как влияет на движение поток воздуха? Что значит «поймать ветер»? Приходилось дуть на салфетки, пускать воздушных змеев, привязывать носовые платочки к бумажным корабликам и снова дуть, склонившись всей командой над водой.
Научиться «ходить под парусом» помогли виндсерфинги. А также вполне сухопутные скейты в сочетании с воздушными змеями или большими полотнищами.
Закончилось все выставкой моделей (с афишей, путеводителем, справочным материалом – пригодились материалы сложившейся библиотеки) и их торжественным «проплытием» по водной дорожке. Чей корабль не утонул, тот и мореплаватель. Наградой стали всякие заманчивые предметы: компасы, веревки, карабины, схемы узлов, карты, фотографии кораблей и морские пейзажи.

 Французские тени

Бывают особенные дни в году, например, 21 июня, день летнего солнцестояния. Много веков назад древнегреческие жрецы заметили, что в городе Сиене, современное название Ассуан, в этот день ровно в полдень вертикально вкопанный столб не отбрасывает тени. Но философ Эратосфен, завсегдатай самой крупной античной библиотеки, обнаружил, что в Александрии (где находилась эта самая библиотека) в тот же день и тот же час вертикальная колонна все же отбрасывает тень. В чем дело? Эратосфен не просто разгадал тайну, но попутно еще сумел довольно точно (даже по современным меркам) определить радиус нашей планеты.
Французские естествоиспытатели, помогающие ребятам познавать мир опытным путем (проект называется «La main la pte», что-то вроде «умелых ручек», сайт – http://www.lamap.fr/), предложили подросткам отправиться по следам великого грека и самим догадаться, в чем секрет тени, насколько велика наша Земля.
Начинается глобальный научный проект мистически – с попытки проникнуть в теневую сторону жизни. А для этого, очевидно, необходимо солнце. Летом его в избытке, значит, можно наблюдать за игрой света и сумрака, рисовать тени (обводить мелом на асфальте или на стене, палочкой на песке, карандашом на листе бумаги), учиться угадывать по тени предмет, устраивать представления теневого театра. А попутно понять, как связана величина, четкость тени и положение источника света (его удаленность, угол наклона).
Самый удивительный теневой эксперимент происходит так: на асфальтовой площадке в центре лагеря (осенью можно и в школьном дворе поиграть) несколько добровольцев три-четыре раза в день в течение нескольких дней занимают одни и те же места, а помощники разноцветными мелками рисуют их тени. Вот твоя утренняя тень, вот полуденная, а вот предзакатная. Вот куда она склонялась в начале месяца, а вот куда – в конце.
Потом на этом асфальте солнечные часы устроили, заодно поняли, насколько географическое время в лагере отличается от официального, усредненного.
Самый азартный процесс – игры со светом. Берем зеркала и исследуем законы отражения луча. Пускаем солнечные зайчики на меткость: в глаз другу, на стену, к которой пришпилена мишень, как в тире. Такие солнечные стрельбы.
Самое странное в проекте – споры о форме Земли. Мы знаем, что она круглая. Но почему мы в этом уверены, если не в силах улететь в космос и взглянуть на планету свысока? Вдруг кто-то сообразит, что именно круглая тень Земли на Луне служит неопровержимым доказательством того, что мы живем на шаре? Педагог добавит, что славный Парменид без всяких доказательств считал Землю сферой из эстетических соображений: сфера – самая совершенная форма, а мы живем в лучшем из миров.
Не будем вдаваться в подробности многочисленных опытов (они есть на сайте). Главное, что, подготовившись и проведя измерения в день летнего солнцестояния, ребята посылают данные на сайт и получают от партнеров из других городов, государств (пока России нет в этом списке, но вдруг появится?) нужные цифры, чтобы высчитать длину своего меридиана. В один магический день тысячи детей из разных стран измеряют тени, познают природу света, величину планеты. До следующего 21 июня еще далеко. Есть время начать вглядываться в тени, пока солнце еще не спряталось.


Может пригодиться

Бывают грандиозные идеи, долговременные проекты. А бывают веселые мелочи, которые тоже заслуживают внимания. Что-то вспомнить, потренироваться, заодно выяснить, кто быстрее и выше. Просто с удовольствием и не без пользы провести пару часов.

Американский словарь

Ребята за лето привыкают, вроде Эллочки Людоедки, изъясняться междометиями. Американские вожатые постарались помочь своим подопечным не забыть умные слова, более того, пополнить культурный багаж. В начале смены, пока школьные премудрости были еще свежи в головах, в большой кувшин собрали записочки со всякими сложными длинными терминами. Каждое утро дежурный по словарю вытаскивал из кувшина «Слово дня». Задача была – выяснить как можно больше значений этого слова, его смысловых оттенков. И главное – как можно чаще произносить его. Приходилось помучиться и взрослым, и ребятам, чтобы объявления по громкой связи, меню в столовой, распорядок дня, ежедневно создаваемые рекламные плакаты, призывы к соблюдению правил купания и режима дня включали в себя нужное слово, порой совсем не подходящее к обычной жизни, вроде конвергенции или реминисценции. Вечером устраивалось сочинение и коллективное представление небольших литературных произведений, в которых уместно и разнообразно используется «Слово дня». Чемпионам вручался приз. В конце смены состоялся грандиозный турнир эрудитов, куда входило коллективное разгадывание сложнейших кроссвордов, игры в крокодила и награждение самых разговорчивых участников.

Итальянский парашют

Летом летят по ветру парашютики семян. Природа изобретательна. Но и человек не отстает. Леонардо да Винчи много веков назад оставил чертеж особого устройства, чтобы можно было «спрыгнуть с какой угодно высоты без всякой опасности» (подробности на сайте http://www.leo-life.ru). Но сам парашют сделать не успел или не смог. Значит, пришла очередь потомков.
Итальянские педагоги Анжела Турричия и Леопольдо Веначчо сконструировали с ребятами из подручных средств по чертежам гения свои парашюты.
Сначала подбирали материал. Группы – конструкторские бюро – экспериментировали в тайне друг от друга, чтобы конкуренты не переняли ценный опыт. Бумажные платки, хлопчатобумажные, шелковые, марлевые, куски целлофана…
Каждая группа, выбрав свой вариант, сшила по чертежу парашют. Кто-то пришивал к ткани аккуратно обструганные деревянные палочки, кто-то пластиковые коктейльные трубочки. Не слишком сложно оказалось. В сущности, четырехугольник, в швах рейки, по углам – нити (опыт показал – лучше леска), к ним и крепится парашютист. Кто же полетит? Договорились пустить в полет что-то небольшое, но хрупкое, чтобы надежность парашюта была очевидной. Кто-то раздобыл фарфоровую куколку. Кто-то нашел на складе старую кассету от фотопленки. Теперь – самое главное – сбрасывание с высоты. Сначала – с небольшой, высота потолка (стремянка). Иначе кукол не напасешься. Потом из окна второго этажа, третьего. С высоты колокольни ближайшей церкви.
Киноманы сняли целый фильм, как планирует их парашют. Добавили музыку – отличный клип получился. Люди со спортивным характером организовали соревнования на точность приземления, на дальность и длительность полета. Будущие физики обсудили, от чего зависят эти показатели. В качестве достойного финала всем лагерем отправились на парашютную вышку, чтобы желающие могли испытать радость свободного полета.