ТУПИКИ УПРАВЛЕНИЯ
«Симпатичная и гуманная старшая школа»
Скептики спрашивают: чему она может научить? Но британцы считают, что дать подростку опыт выбора важнее, чем научить предмету
…«Наш новый классный руководитель выдал нам новое расписание.
Будем заниматься подготовкой к школьным и университетским экзаменам: в
обязательном порядке посещать математику, английский, физкультуру и
сравнительное религиоведение. Но гуманитарные и творческие предметы –
по выбору. Я выбрал СМИ (жутко легко, всего-то надо читать газеты и
смотреть телик) и семейную психологию (надеюсь, это про секс!)».
Сью Таунсенд, «Тайный дневник Адриана Моула»
В 80-е годы ХХ века вся Великобритания хохотала, читая, как
прославленная юмористка Сью Таунсенд описала житье-бытье заурядного
британского школьника в заурядной британской школе. Учебное заведение,
которое тридцать лет назад посещал юный Адриан Моул, – почти то же
самое, что может появиться к 2020 году и в России. В обеих школах
похоже почти все – и список обязательных предметов, и предметы по
выбору, и «внеучебная деятельность по выбору» (та же «семейная
психология» или «СМИ»). Не похоже только отношение общества к этим
учебным заведениям.
Россияне считают переход на новые стандарты началом вселенской
катастрофы. Не сказать что британцы видят свою муниципальную школу в
розовом цвете. Но они-то по крайней мере имели время и возможность
оценить пользу, которую она приносит обществу. Даже если герой Сью
Таунсенд безалаберно изучает в старших классах школы домоводство, труд
и рисование, а для устройства на работу вынужден купить свидетельство о
сдаче школьного экзамена по биологии, это его вина. И школа,
предоставившая ему выбор, тут ни при чем.
Когда романы Сью Таунсенд об Адриане Моуле начали издаваться в России,
читатели, не подозревавшие еще, что им готовит будущее, приговаривали:
«Какая симпатичная школа! Какая гуманная! Есть выбор! Нам бы такую!»
Будет ли у нас в стране когда-нибудь такая «симпатичная и гуманная»
старшая школа? Этого мы пока не знаем. Впрочем, одно утешение. Мы долго
спорили о стандарте и потому успели сделать кое-какие правильные выводы.
Сцена из романа Сью Таунсенд:
«…Зо начинает щелкать ножницами. Говорю ей, что мне не
нравится стрижка а ля Гитлер.
Выяснилось, что Зо весьма несведуща в политической истории двадцатого
века. Я указал ей, что Гитлер был чудовищем.
– Я не проходила курс истории, – ответила Зо в свое оправдание. –
Отказалась от него в пользу экологии.
Для нее Гитлер – это просто Старый Приколист!»
…Мы должны быть довольны, что не повторили ошибок британской школы. У
нас-то по крайне мере история в старших классах – обязательный предмет.
C.К.