Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2012
Первая тетрадь
Политика образования

ТУПИКИ УПРАВЛЕНИЯ


Кириллова Светлана

Федерация приняла стандарт

Но сколько он будет стоить и кто за него заплатит, неизвестно

Хотя в России не умолкают споры о стандарте старшей школы, никто не поднимает вопрос, как и кем будут финансироваться нововведения. Без этого они рискуют разделить судьбу многих других начинаний в образовании, которые долго обсуждались, но оказались реализованными только на бумаге.

Призрак ценой в миллиард

Думская оппозиция объявила, что в первые дни осенней сессии подаст заявление о начале парламентского расследования в отношении бывшего министра образования Андрея Фурсенко.
Его вина в том, что семнадцатого мая этого года, уходя со своего поста, он подписал Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Вообще-то можно сэкономить деньги налогоплательщиков и не начинать расследование против Фурсенко.
Действия, совершенного министром образования, еще недостаточно для того, чтобы в России было реализовано какое бы то ни было образовательное новшество. А тем более – чтобы заработал стандарт старшей школы.
Нововведение, за которое депутаты намерены наказать бывшего министра образования, долгое время находилось в разработке и успело за это время приобрести неважную репутацию.
В прошлом году, по данным ВЦИОМ, больше половины опрошенных россиян настороженно относились к введению нового стандарта. По данным «Левада-центра», против ФГОС были настроены 77% россиян, 89% жителей столицы и 85% опрошенных малообеспеченных граждан страны.
В действительности малообеспеченные и не самые образованные россияне, опасающиеся, что за школьное образование теперь придется платить, и люди обеспеченные и образованные дружно протестовали против призрака.
Государство потратило на его создание около миллиарда рублей.
Но это не значит, что Российская Федерация собирается поддерживать его существование. Чтобы призрак стандарта облекся плотью, мало министерского приказа. Нужно найти деньги. Нужно законодательство, позволяющее вкладывать эти деньги именно таким образом, как написано в стандарте. Возможно, критики не знают, что некоторые предложения стандарта, уже утвержденного Минюстом, не так-то легко профинансировать по закону.
Наконец, нужно, чтобы руководители субъектов РФ последовательно и честно вложили в реализацию стандарта сотни миллионов рублей. Причем настоящих.
Ведь стандарт – не профильная школа, о создании которой можно было отчитываться, ничего не делая. И не учительские зарплаты, которые можно повышать до уровня «выше средней по экономике региона» путем приписок, фальсификаций штатных расписаний и умножения на неведомые коэффициенты.
Возможно, критики будут озадачены, узнав, что власти России, много лет тратившие деньги на разработку стандартов, вовсе не собирались и не собираются выделять регионам средства под реализацию этого амбициозного проекта.
Это попросту не входит в полномочия Федерации.

Нет денег в регионе? Платит муниципалитет

Не все знают, что в России существует определенный порядок финансирования и функционирования бюджетов разного уровня. Согласно очевидному правилу более высокий уровень не должен принимать решения, которые введут в дополнительные расходы бюджеты более низкого уровня. А если такие расходы появляются – они, естественно, должны компенсироваться.
В течение нескольких лет у нас в стране повторяется одна и та же история: Федерация разрабатывает и вводит образовательное новшество, увеличивающее в разы расходные обязательства своих субъектов. Но… не дает на него денег.
Регионы должны платить за все сами.
Одни субъекты РФ принимают правила игры и платят. Другие принимают правила игры и делают вид, что заплатили.
После чего федеральное Министерство образования и науки делает вид, что им поверило.
Так произошло с экспериментом по ведению профильного обучения в старшей школе. Регионы рапортовали Министерству образования РФ, что дополнительное финансирование нашлось и профильное обучение в старшей школе введено.
Когда же экономисты сверились с более ответственными документами – региональными бюджетами на образование, – они, к удивлению своему, выяснили, что финансирование старшей ступени школы в этих субъектах практически не увеличилось. Следовательно, о каком профильном обучении идет речь?
Другой пример – введение нового стандарта начального образования. Никто не потрудился подсчитать, во что обойдется субъектам Федерации его полная (в соответствии с буквой и духом документа) реализация. С этим министр образования и науки РФ подписал приказ, а Минюст его утвердил. После чего в регионах растерянно спросили: а деньги? Ведь расходы на начальную школу теперь – в течение одного года! – должны увеличиться на треть.
Камнем преткновения стали 10 часов внеурочной деятельности, которые должен был вести каждый учитель. Выяснилось, что их финансирование обойдется каждому субъекту РФ в миллионы рублей. В одних регионах с помощью административных методов «уговорили» учителей начальной школы отрабатывать бесплатно лишних 10 часов. В других – уперлись и прямо сказали, что карман у них пуст.
Министерство образования и науки РФ оказалось в щекотливой ситуации.
Согласно федеральному законодательству выполнение стандарта является услугой, за которую нельзя брать с населения деньги. Стандарт должен быть полностью обеспечен государством, то есть региональным или муниципальным бюджетами, в зависимости от их договоренности.
Но лазейка нашлась. Так, появился Приказ Минобрнауки № 1241 от 26 ноября 2010 года. Внеурочную деятельность – одно из главных достижений стандарта начальной школы – было предложено вывести за рамки учебного плана, если «отсутствуют возможности для реализации». Иными словами, регионам предлагался выбор: они могут не финансировать дополнительные часы стандарта (если нет денег), а передать их на уровень муниципалитета. Откуда возьмутся деньги у муниципалитета? А это никому не интересно.
Правда, со старшей школой все будет сложнее. Ведь в новом стандарте заложена не только внеурочная деятельность. В нем присутствуют требования к условиям оснащения учебного процесса, к повышению квалификации и переподготовки учительских кадров (хотя у многих школ сегодня нет на это даже командировочных). В нем предусмотрена подготовка учеником индивидуального проекта (а она требует дополнительной оплаты учительского труда), работа по индивидуальным планам (ее трудно профинансировать в рамках современной системы образования, разве что по договоренности), деление классов на группы (оно практически невозможно в школах, работающих по модели ученико-часа: там управленцам понадобится корректировать ситуацию дополнительными коэффициентами, а это – деньги и снова деньги).

Нет денег в муниципалитете? Расплачиваться учителю

Одним словом, новый стандарт – штука дорогая. Даже если муниципалитеты воспользуются своим правом и предложат школьникам заниматься не 37, а 31 час в неделю, на «выкроенных» часах им не удастся сэкономить. Вряд ли на эти деньги они смогут полностью оплачивать внеурочную деятельность или назначить повышающие коэффициенты при делении класса на группы в модели ученико-часа. Не говоря уже о том, чтобы отправить всех учителей старших классов на повышение квалификации!
Если несколько лет назад для перевода на новые стандарты начальной школы в регионах пришлось вкладывать огромные суммы – от 30% до 60% к текущему финансированию, – то старшая школа потребует вложений совсем иного порядка.
А откуда они возьмутся в муниципалитетах?
Не исключен сценарий, по которому губернаторы отрапортуют о начале реализации стандарта – и не вложат в него ни рубля.
Значит, расплачиваться за амбиции, за дискуссии, за миллионы, потраченные Федерацией на подготовку стандарта, придется простым учителям, живущим далеко от Москвы, в городках или селах, названий которых нет на карте.
Это их заставят бесплатно работать над индивидуальными проектами учеников и заниматься внеурочной деятельностью.
Они все это сделают и будут довольны своей судьбой.
Такие уж в России учителя.