Лето: что выросло на ниве Просвещения?
Август наступил – пора собирать урожай образовательных новостей
Отпуск плавно перетекает в работу, и возникает потребность в
ориентировках, в «что» да «как». Подспорьем может стать наш обзор
летних образовательных мероприятий.
В конце июня, в неустойчивой границе тепла и жары, педагоги
продолжали говорить о безумии отчетности. И люди из Минобрнауки думают
так же: «Такого разрыва между отчетами и социальным самочувствием не
должно быть». Правда, в министерстве видят решение проблемы в переносе
носителей информации с бумаги на электронику, тогда как родители пошли
в крестовый поход против электронных дневников:
http://www.realpolit.net/.
По рассуждениям родителей выходит, что
педколлектив бездумно выполняет любые распоряжения сверху, не вникая в
юридические подробности происходящего, и по факту школа без ведома и
согласия родителей («в условиях злоупотребления доверием») заключает со
сторонней организацией договор о передаче персональных данных детей. И
на местах дело представляется так, что будто ни у родителей, ни у
учителей нет никакого выхода, кроме как смириться с тем, что отныне
персональные данные детей будут обрабатываться в некоей системе
«электронный дневник». Но люди, мол, не бараны.
Тут как раз СМИ протрубили об открытии бозона, и некоторое
время это занимало умы всех: надо же, вот так бы протоны-электроны и
носились беспорядочно в пустоте, если бы некоторые не попали в поле из
частиц бозона. Там они замедлились, получили массу, структуру и стали
материей – началась Вселенная. Вывод: нет ничего важнее питательной
среды, и если она есть – даже кто был ничем, становится всем.
Спору нет, нынешнюю образовательную среду назвать
«питательной» для проявления новых свойств человека язык не повернется.
Особенно в условиях длящейся годами реструктуризации-оптимизации
сети, когда школу лихорадит и ищут виноватых. Тут тебе и
депрофессионализация директорского корпуса, и учительский
непрофессионализм – все хотят работать лишь с мотивированными и хорошо
подготовленными (детьми, учителями), а вкладываться в свою работу никто
не хочет. Так говорил директор московской школы № 261 Павел Карпов в
интервью «РИА Новости».
В то же время и министр Ливанов неоднократно и в разных
собраниях напоминал, что пробуждение интереса к процессу познания –
главная задача образования, именно ей служат реформы, а не чему-то
иному.
Подумать о нестыковке слов и дел мы не успели, потому что на
Крымск хлынула вода, произошла трагедия, и, конечно, всплыл «детский»
вопрос, тема защиты прав детей активизировалась.
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел
Астахов провел пресс-конференцию, на которой говорил о том, что каждый
пятый ребенок у нас живет в плохих условиях, и лично он в рамках
инспекционных поездок по стране пытается помочь, но «ситуация дикая:
пока не встретишься с губернатором лично, ничего не выбьешь, и то не
быстро, а через год – два». Резюме уполномоченного: роль государства в
защите прав детей и дальше будет снижаться, так что каждый человек
обязан быть активным в деле обеспечения своих семей. Надо работать и
соблюдать закон.
Это для широких народных масс. Зато одаренным везде у нас
дорога. В июле все обсуждали заказ, размещенный на сайте Минобра, на
выполнение работ по проекту «Создание информационно-образовательного
портала, содержащего информацию о работе с одаренными детьми и
молодежью», – цена контракта 16 820 000 рублей. Неслабо. Кроме
того, к 2015 году министерство планирует построить школу для одаренных
на новых территориях Москвы, в районе поселка Коммунарка, примерная
стоимость – $100 млн.
А реальное роскошное мероприятие прошло в начале июля в
Казани: умные дети и толковые взрослые из 12 регионов страны собрались
в «Нанограде-2012» – событие организовано Школьной Лигой РОСНАНО. У
детей были и свое правительство, и работающие предприятия, и даже
собственная валюта «нанокотики». Дети решали кейсы реальных
компаний-производителей. Давали результат. Конечно, было интересно,
хотя они и устали: «Думать о будущем – не хочу всех этих сложностей,
да, они делают нас старше, чему-то новому учат, но мне уже не хочется
ничему учиться, ничего понимать, это опять и опять стараться, опять
добиваться, что-то изнутри говорит, что ты можешь, если захочешь.
Интереснее другое, хочу ли я этого...» – записал один наноградец в
своем блоге.
В это же время на одном из родительских интернет-сайтов
проходило голосование за вопросы, которые для родителей являются самыми
животрепещущими. Выиграл вопрос «Как справиться с собственным гневом на
ребенка?» То есть мысли нет – не гневаться, не распускаться, а вот
научите прятать. Увы, не получится. Все цели, даже неосознанные,
оказывается, сразу считываются. «Когда в танце, требующем импровизации,
партнер мысленно представляет другого в какой-то точке или во вращении,
импульс передается, и все случается», – это на «Дожде» Александр
Молчанов вел мастер-класс и проповедовал подлинность как основу любого
партнерства. Будем стараться быть внутренне получше и почестнее.
Это трудно, потому что халтура липнет – тут выгонишь, оттуда
лезет. Тот же проект «100 книг». Новое министерство получило это
спецзадание президента, срочное причем, а дело норовит пойти по старым
калькам, несмотря на призывы в интернете участвовать и голосовать.
Замминистра Игорь Реморенко чуть ли не «по домам пошел» – смотрите,
голосуйте! А кукиш – «это зачем», «это кто», «это почему». Засада.
Регионы прислали списки, очень часто отписки; эксперты выбрали и
поставили на голосование без комментариев; а простые граждане, вместо
того чтобы голосовать, голосят в комментариях. В общем, список нам
опять спустят сверху, а мы опять скажем – «дурацкий» и «почему нас не
спросили». Это все проторенные дорожки, они сами себя подкладывают.
Сюжет с Общественным советом при Минобрнауки тоже летом
прокрутили. Интрига удерживалась лишь на стадии выдвижения-голосования,
дело было на сайте «Эхо Москвы». В конце концов приглашение получили 10
человек, чьи взгляды, а не только имена всем известны, чьи позиции и
так на слуху. Причем некоторые – завсегдатаи нескольких ОС сразу,
некоторые и без того имеют свою трибуну для выражения мнения. Работать
кто будет? Экспертизы решений проводить?
Знаем, плавали.
Всем некогда, дедлайн, опять дедлайн. 11 июля президент
потребовал, чтобы новая программа увеличения оплаты труда бюджетников
была принята к 1 декабря текущего года и чтобы ее основу составлял
механизм эффективного контракта. Шутка в деле – 4 месяца на все про
все. В образовании, допустим, процесс оплаты по результату уже идет
(НСОТ). И у некоторых директоров школ, как выяснили проверки, зарплата
подросла до миллиона, а то и двух при учительской 10 000 –
информация с круглого стола в «РИА Новости» (эксперты Владимир
Клеманов, Николай Волгин, Олег Соколов). Нельзя отдавать на откуп
директорам оценку учительского труда, потому что это не тот результат,
на который надеялись. Что изменит эффективный контракт? В Указе
президента прямое поручение: базовые ставки и оклады – основная часть
эффективного контракта. То есть госгарантия будет, но не факт, что
квалифицированный труд опять не будет оценен столь низко, что не
покроет физиологических затрат.
Притом порочная система региональной оплаты труда сохранится.
Хотя, по данным Росстата, разрыв в оплате учителей по регионам дикий, в
1600 раз (для сравнения: в Швеции 1:4). Чудес в оплате труда
бюджетников, оказывается, видимо-невидимо. Только в нашей стране МРОТ –
65% от прожиточного минимума. Работник бюджетной сферы квалифицируется
еще ниже, и ему доплачивают до МРОТА! Это типа стимул и надбавка: позор
на весь мир.
В общем, 1 августа Минтруда представило проект эффективного
договора, и наше министерство начало готовить позиции. Только как бы
этими срочными договорами опять по учителю не ударили. Специфика в том,
что в большинстве мест учитель не может выбрать себе нанимателя, он
может только принять то, что ему предлагают. Зачем же опять что-то
изображать?
Доизображались уже. «Преподаватель заставляет нас смотреть на
графики и писать цифры, это унижает наше человеческое достоинство», –
пожаловались студенты престижного вуза в деканат. Социологи тоже
говорили про образование, так вот в русскоязычном интернете (летом!)
первые строчки в запросах – ЕГЭ и готовые домашние работы. Не так, как
в Европе: большой взрыв, андронный коллайдер. Притом большой вопрос,
как повлияет на качество молодых умов объединение вузов, сокращение
филиалов – процессы, о которых летом говорили едва ли не больше всего.
То есть семена модернизации дали всходы, всходы подросли, стало видно,
что по-настоящему учиться и работать мало кто может. Однако и сегодня,
по опросам, люди считают, что образование спасет конкурентная среда,
47,05%, а не финансовые вложения в учителя, 23,52%.
Но может быть, новый закон «Об образовании» сыграет ведущую,
как и положено, роль? Если посмотреть стенограмму заседания
Правительства РФ по вопросам законодательства в образовании, ясно:
главным достижением закона власть считает принцип открытости.
Закрепляется система мониторинга, вводится процедура независимой оценки
качества, расширяется круг организаций, в которых можно получить
бесплатное образование, расширяются возможности ведения образовательной
деятельности негосударственными, в том числе коммерческими,
организациями. Ученикам – выбор различных учебных курсов как в школе,
так и вне ее; электронное обучение в рамках сетевого взаимодействия
образовательных организаций. Учителям – положение о статусе и нормы о
педагогической экспертизе в отношении нормативно-правовых актов,
которые затрагивают вопросы обучения и воспитания!
Другое дело, что уже на обсуждении выявлялись подводные камни
реализации всей этой красоты. Межбюджетные отношения не урегулированы,
межведомственные барьеры не сняты, отсутствие прописанных механизмов
финансирования ведет к приостановке действия законов. Но если мы не
можем себе позволить что-то, может, честнее не ставить таких целей?
Как написал у себя в твиттере замминистра Игорь Реморенко, у
нас должна быть другая система координат: «Восприятие нормативного
регулирования как живого, меняющегося столь же часто и обоснованно, как
меняется программное обеспечение. Речь о построении принципиально
открытых механизмов конструирования решений. Очень трудная задача – как
отличить маргиналов от нетривиально мыслящих, а деструктивных крикунов
от тех, кто болеет за дело. Но без этого не решить задачу переделки и
подготовки сотен нормативных актов после принятия нового закона «Об
образовании в Российской Федерации». А это предстоит делать и
министерству, и регионам».
Короче говоря, пока мы отдыхали, на нас возложили большие
надежды. Министерство советует нам заняться развитием рефлексивности
собственных практик, что и называет – «работать профессионально».