Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2012
Четвертая тетрадь
Идеи. Судьбы. Времена

ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ


Иваницкая Елена

Письма расстрельной эпохи

Новое поколение выбирает правду, а не пропаганду

Уж сколько лет правозащитники толкали общество в бок, мол, проснитесь, посмотрите, сколько зла власть наворотила, но все как бы замерли, оглохли, онемели. Хотя, как говорится, «нет в России семьи, которая бы…». Забыли? Хотят забыть? Или помнят, но тайно?

Но тут вдруг приходит отзыв – через два-три поколения после свидетелей страшного опыта репрессий. И оказывается, этот опыт все еще недостаточно аккумулирован.
На театральной площадке «Четвертый театр» с 14-го по 17 июня была представлена архивно-театральная поисковая программа «Драма памяти». Ее кураторы – Георг Жено и Александра Поливанова, в роли модераторов Павел Руднев и Александр Даниэль.     Молодые режиссеры, художники и актеры «Театра.doc» и Театра им. Йозефа Бойса попытались найти театральное воплощение для документов из архива «Международного Мемориала».
Возможно ли инсценировать документы, которые касаются трагических, болевых событий двадцатого века? Письма из ГУЛАГа и в ГУЛАГ. Стенограммы политических процессов. Дневники жертв и тех, кто их мучил. Записки. Воспоминания. Огромный архив, который целенаправленно собирается с 1988 года. «Наши молодые сотрудники привели к нам других молодых энтузиастов из театра, которые сказали: «Это надо на сцену! Это надо читать! И видеть!» – рассказывал Арсений Рогинский, председатель правления общества «Мемориал».
Оказалось – возможно. Не только поставить, но и воспринять. Доказательство несомненное: зал не мог вместить всех желающих. Зрители записывались в «лист ожидания», и если появлялась такая возможность, то «стоящий в очереди» занимал место в зрительном зале.
И вот спектакль «Человек, который не работал. Суд над Иосифом Бродским» на основе записей двух судебных заседаний по делу поэта. И еще такие проекты: «Дневник охранника» – в основе постановки текст дневника охранника-вохровца за 1935–1936 гг., он вел его в ГУЛАГе; «Ожидание» на неизбывную российскую тему: люди ждали, ждали, ждали. Родных и близких с фронта, пленных и «пропавших без вести», ждали возвращения сосланных, ждали осужденных к длительным срокам в ГУЛАГе… В спектакле использованы письма и воспоминания, запросы и «заявления во власть» в попытке отыскать родного человека. Еще «Открытые письма», обращения граждан во власть в 1940–1980 гг.; «Мое последнее слово» – по заключительным словам обвиняемых на политических процессах; еще «Переговоры на милицейских частотах 3 октября 1993 года», «Карательная психиатрия», «Тексты Вацлава Гавела» и «Тексты Вацлава Гавела II».
И люди идут – на правду, а не на пропаганду. Идут слушать – документальный, а не кем-то сочиненный текст. Идут смотреть. Не на тени прошлого, а на ожившую драму истории. Хотят быть народом своей страны.