Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2012
Третья тетрадь
Детный мир

СТРАНА КАНИКУЛЫ


Витковский Анатолий

Летние правила безопасного поведения

Важно убедить детей, что за каждым запретом не прихоть преподавателя, а законы жизни и законы природы

Сначалом лета пришла пора открытия лагерных смен. Наступило время, когда ребенок оказывается в новом месте и в нем просыпаются талант первооткрывателя, жажда острых впечатлений и приключений. И конечно же, предоставляя возможности для реализации этих потребностей, педагогам необходимо подумать об обеспечении безопасности детей. А здесь без введения определенных ограничений и запретов не обойтись. Вот только как убедить ребят соблюдать эти правила? Об этом наша беседа с педагогом-психологом Евгением Пятаковым.

– Евгений Олегович, очевидно, что организаторам детского отдыха далеко не всегда удается добиться соблюдения установленных правил поведения. И это понятно: дети, особенно подростки, склонны к тому, чтобы проверять запреты и ограничения на прочность. Но может быть, проблема не только в этом, а и в том, что педагоги не всегда умеют построить разговор о запретах?

– Типичная ошибка педагогов, но и большинства взрослых, состоит в том, что, говоря с детьми о запретах, они сводят разговор к авторитарному «Я сказал!..». И дело не в том, что я против авторитаризма в принципе. Это не так. Более того, на начальной стадии, когда ты оказываешься в роли руководителя нового коллектива, например в позиции вожатого, без определенного авторитаризма не обойтись. Вожатый должен в первый же день четко проговорить правила поведения в лагере, и при этом ему важно продемонстрировать уверенность и внутреннюю силу. Но не менее важно и другое – внятно объяснить, почему вы запрещаете те или иные поступки. А также какие последствия будет иметь несоблюдение этих запретов.

– Но как конкретно вести такой разговор? Это же не просто декларация очевидного: в лес не ходите, потому что в лесу можно заблудиться, в речку не суйтесь – можно утонуть…

– Увещева­ния и внушения – ты туда не ходи – помогают редко. Более эффективный путь – спокойное, убедительное предупреждение о возможных по­следствиях, о том, что может произойти в случае нарушения правил безопасного поведения. И первая ключевая мысль, которую следует донести до ребят: большинство несчастных случаев происходит мгновенно, почти без всякого предупреждения. Многие ребята искренне убеждены, что опасные ситуации развива­ются постепенно, долго, а значит, мало-мальски умный человек (к которым каждый причисляет себя) сможет легко заметить приближение опасности и вовремя сделать шаг назад. Но если обсудить с детьми примеры типичных несчастных случаев, можно легко показать ошибочность этого мнения. Скажем, ребенок, заигравшись на тротуаре со сверстниками, на мгновение выскочил на проезжую часть и был тут же сбит проез­жавшим мимо автомобилем. Вы можете представить, что машина наезжает на человека постепенно?

– Наверное, каждый взрослый человек может вспомнить подобные примеры, обратившись к опыту собственной жизни? Я, например, помню, как в начальной школе погиб мой одноклассник. Это случилось после того, как по поселку пронесся ураганный ветер, ломающий деревья и разрушающий линии электропередачи. Причиной гибели стал оборванный провод…

– Будучи вожатым, я иногда приводил в пример историю, которая произошла с моим знакомым. Ему было лет восемь, когда он увидел на пляже инфор­мационный щит с плакатами Общества спасения на водах. На одном было написано: не позволяйте детям плавать на надув­ных игрушках. Там был изображен пе­репуганный ребенок на надувном круге. Из круга струйками вы­ходил воздух. «Ну и что в этой ситуации страшного – подумал он тогда. – Круг-то сдувается медленно. Значит, греби себе скорее к берегу, и все будет в порядке».

Прозрение наступило неожиданно, лет в 12, когда он, уже хорошо умея пла­вать, решил покататься на надувном кру­ге, который в шутку одолжил у младшей сестры. Бросил круг на воду, лег на него грудью и погреб прочь от берега. Заплыв на глубину, попробовал чуть поменять по­зу и вдруг... мгновенно рухнул вниз, с го­ловой уйдя под воду. Тут же вынырнул и, не понимая, что произошло, стал огля­дываться по сторонам. Сперва подумал, что круг просто выскользнул, но затем увидел: тот плоским блином лежал на во­де, держась на жалких остатках воздуха. Лопнувший мгновенно, без всякого преду­преждающего хлопка, долгого сдувания и шипения выходящего воздуха. Что же произошло? Оказалось, что, не выдержав веса и вы­званного им внутреннего давления возду­ха, расклеился боковой шов...

– На что еще важно обратить внимание детей в разговоре о правилах безопасного поведения?

– Важно показать логику, по которой происходят несчастные случаи. Часто они возникают потому, что человек необ­думанно или по неосторожности вступает в противоборство со стихией. И в итоге погибает или калечится, потому что стихия, во-первых, во много раз сильнее человека и, во-вторых, в отличие от человека никог­да не устает. В этой связи мне вспоминается случай, который произошел с еще одним моим знакомым, который вместе с тремя друзьями занимался любительским рафтингом (сплавом на на­дувных катамаранах) и впервые испытал «вылет за борт». Ему и еще одному его товарищу каким-то чудом удалось выбраться на берег самостоятельно. А вот двоим другим повезло меньше, и если бы не посторонняя помощь, они могли бы погибнуть. Первого из этих двоих сразу за­несло в относительно тихую заводь возле берега. Казалось, ему нужно было «всего лишь» взобраться на низкий камень, через кото­рый перетекала сравнительно слабая струя воды (слабая относительно общего реву­щего потока). Он и пытался вскарабкать­ся, а «слабая струя» била его в лицо и сметала обратно вниз, как ко­тенка. И первый раз, и второй, и третий, и десятый. Силы таяли, и перспектива захлебнуться становилась более чем реальной. Спасло только то, что было кому прийти на помощь… Конечно, это произошло на горной реке, которую по степени опасности трудно сравнить с равнинной. Но ведь и подросток не чета пловцам-спортсменам в гидрокостюмах и спасжилетах. Поэтому подростку надо прямо сказать: ты мо­жешь считать, что общепринятые правила безопасного поведения – это полная ерунда, что лично тебе, такому сильному, умному и умелому, все нипочем. Более того, ты можешь убедить в своей неуязвимости и товарищей. Но тебе не удастся убедить в этом реальные законы жизни и природы.

Следует также обратить внимание на то, что, оказавшись в незнакомой местности, человек может подвергнуть себя большому количеству неожиданных рисков. Особенно если эта местность сильно отличается от привычной среды обитания, например, когда сельский житель оказывается в городе или горожанин – «на лоне природы». Желательно вместе с детьми обсудить, с какими опасностями ребята могут столкнуться в лесу, на водоеме, в заброшенных местах или технических сооружениях. Некоторые ребята считают, что в лесу можно легко сориентироваться, например, по мху, растущему на деревьях. Тем, кто придерживается подобного убеждения, стоит предложить подойти к конкретному дереву и попробовать использовать его в качестве ориентира. Еще одна типичная иллюзия: если у меня с собой мобильный телефон, опасность потеряться где бы то ни было мне не грозит. Но лес хорошо глушит радиоволны: человек пытается дозвониться, а мобильник не берет. Кроме того, лесные тропинки запутаны и могут увести на много километров в сторону от правильного направления, а силы человеческие не беспредельны и батарейка мобильного телефона имеет свойство разряжаться…

– Нет ли здесь опасности впадения в другую крайность – запугивания? Мы же не можем ставить цель оградить детей от всех рисков и опасностей. Ведь без обретения опыта преодоления страха перед рискованными поступками у мальчиков не будут развиваться мужские качества.

– Конечно, детям нужны приключения, в том числе связанные с определенными рисками. И задача вожатого – обеспечить возможность обретения такого опыта. Запреты должны быть направлены не на то, чтобы исключить всякий риск из жизни подростка, а чтобы предупредить откровенно опасное поведение, уберечь детей от смертельных и высокотравматичных рисков. На этом тоже стоит акцентировать внимание детей.

В то же время, вводя определенные запреты, не следует забывать и о необходимости удовлетворить потребность детей в новых впечатлениях. В частности, об организации совместных выходов за пределы территории лагеря.

– А есть ли какой-то главный ориентир, которого следует придерживаться вожатому в разговоре о правилах и запретах?

– Пожалуй, самый главный ориентир в том, чтобы построить доверительные отношения с детьми. Когда есть доверие, многие проблемы решаются естественным образом.

А чтобы возникло доверие, вожатый должен быть предельно откровенным в разговоре, вести диалог на равных. В том числе не стесняться прямо сказать о собственных страхах, не стесняться задавать неудобные вопросы: «Ты понимаешь, что будет с твоими родителями, когда они узнают, что ты погиб? Как сложится их даль­нейшая жизнь? Понимаешь, что сделают с вожатыми? Осудят, посадят в тюрьму... Их жизнь будет сломана. А с чего все это мо­жет начаться? С твоего упорного жела­ния «немножечко погулять» там, где за­прещено».

Еще один ориентир состоит в том, чтобы воспитывать в детях способность принимать на себя ответственность за свои поступки. Поэтому разговор не должен превращаться в лекцию. Необходимо, чтобы ребята сами сделали обобщающие выводы. Поэтому имеет смысл задавать наводящие вопросы. Можно спросить, например, что «ты будешь делать, оказавшись в такой-то ситуации, столкнувшись с такой-то опасностью?». А в конце беседы желательно получить от ребят внятный от­вет: что они думают по поводу разго­вора?

– А что для вас, как для вожатого, лежит в основе доверительных отношений с детьми? Можно ли эти вещи сформулировать в виде нескольких базовых принципов, например, «Всегда…», «Никогда не…»?

– Это сложный вопрос, но я постараюсь. Итак, никогда…

…не забывайте, что вы, как вожатый, центральная ось отряда, на котором все держится. Иногда гибкая как тростник, иногда твердая как сталь (в психологическом, организационном, духовном плане).

...не опускайтесь до истерик, личных оскорблений. Иногда жестко «строить» можно. Но делать это нужно четко, конкретно, взвешенно (провинился ребенок – потребовал у него объяснений, зачем он это сделал; не получил – задал вопрос «предупреждали ли о правилах и наказании за несоблюдение?»; получил ответ, что «да» – констатировал свое право на применение наказания;  наказал или простил – уже по обстоятельствам. Но если простил, то лишь единожды).

...не устраивайте с другими вожатыми «разборок» при детях. Думаю, в объяснениях не нуждается.

...не теряйте контроля над детьми в ситуациях группового накала эмоций (болельщики на стадионе). Жестко гасите любые откровенно агрессивные проявления. «Психологии толпы» никто не отменял. Веселиться вместе с детьми можно. Но часть мозга должна оставаться холодной – хотя бы у одного из вожатых в отряде.

Всегда...

…помните о великой силе юмора, нестандартного мышления, которыми можно снять многие проблемы.

…помните, что дети порой во многом умнее взрослых и с ними часто можно говорить более открыто и по-деловому, чем с иным взрослым. Не со всеми, но с большинством. Особенно наедине или с небольшой группой.

…помните, что спокойная демонстрация уважения к человеку, даже маленькому, обычно снимает многие проблемы..