Будем учить ребенка сами...
Домашнее обучение становится модой. И, как всякая мода, имеет свои издержки...
Дети отдыхают. От школьной жизни они отключились, у них «лето
навсегда». Не то родители. Забота об образовании ребенка гложет нас
постоянно. Всегда кажется, что можно еще что-то найти, еще куда-то
устроить и отвести.
В последнее время многим приходит мысль: а не взять ли обучение ребенка
в свои руки? Ведь он, конечно, достоин лучшего, чем школьная тягомотина.
Возможно. Модный тренд.
Но беря на себя ответственность за образование ребенка, родители часто
упускают из виду то, что на их плечи ложится и задача скомпенсировать
недостаток формальной коммуникации. Ни на какой детской площадке, ни в
каком клубе по интересам ребенку не обеспечивается той
целеориентированной коммуникации со сверстниками, как в учебной группе.
Даже второклассник на уроке иностранного языка, получив задание
составить диалог с соседом по парте, не скажет «я с Петей не дружу», а
начнет работать.
А вот моя знакомая девочка, которую пустили в школу только в пятом
классе, так до самого выпуска и не научилась работать в общем проекте.
То обидится непонятно на что и расплачется, то откажется принимать
идею, то вдруг разозлится и потребует «убрать всех отсюда». Казалось
бы, способный, интересный человек, многое умеет – а вот пусть все будет
по ее, и точка. Главное, она и сама себе не рада.
Серьезная штука – домашнее обучение. Надо хорошо подумать, а примеров
вокруг предостаточно.
Одна активная мама, хранительница традиций, намечает своему ребенку
максимально мягкое детство. Она находит домашний детский сад, полностью
состоящий из единомышленников, затем планирует домашнее обучение с
элементами народной культуры и древних языков. Но тут подросший мальчик
вдруг сам начинает тянуться к детям с площадки, интересоваться
футболом, мечтает пойти в ту же школу, что и друзья со двора. В
ближайшую школу! Шок! Но мама меняет свои планы, потому что видит:
ребенку с ребятами хорошо.
Еще я знаю историю о том, как трое самых ярких, умных и смело мыслящих
ребят ушли из девятого класса гимназии – готовиться в вуз, искать новые
площадки для самореализации, прокладывать свои пути. Родители спокойно
определили их в экстернат, потому что за восемь лет жизни в коллективе
мальчишки овладели базовыми социальными навыками и теперь смело могут
брать свои собственные вершины.
Это важно: уйти на домашнее обучение или избрать его для ребенка
загодя. Второй путь нередко лишает ребенка выбора, а это никогда не на
пользу.
Во всяком случае, мы просто обязаны дать себе отчет: ради чего и почему
мы решаем учить детей дома. И если окажется, что наше стремление к
домашнему обучению проистекает из личных социальных страхов или из
собственного негативного опыта, полученного в школе, тогда это точно не
мотив.