Открытое министерство: декларация о намерениях
Глава образовательного ведомства описал идеальный общественный?совет. Каким получится реальный?
Открытые министерства – сделают ли они исполнительную власть
более доступной, а голос граждан – слышимым? Этот вопрос обсуждали
на «круглом столе» в «РИА Новости». Помимо экспертов в обсуждении
участвовали Вероника Скворцова, министр здравоохранения, и Дмитрий
Ливанов, министр образования и науки.
Советы декоративные
и притворные
Итак, общественный совет – ключевой механизм открытого
правительства. Но дело в том, что советы эти существуют уже давно, а
понимания, для чего они созданы и как должны работать, до сих пор нет.
Как нет и полномочий для реализации влияния на принимаемые решения, не
предусмотрено никакой ответственности за предлагаемые решения.
Судя по специально проведенным мониторингам, треть нынешних советов
составляют представители сопутствующего бизнеса, фактически – лоббисты;
еще треть – чиновники, то есть тоже лобби, только государственные.
Предложения были внесены такие: наделить советы реальными рычагами
воздействия на принимаемые решения; сделать порядок формирования совета
публичным и представительным, ввести систему оценки эффективности
деятельности советов и предусмотреть механизм ответственности его
членов; формировать советы не из отставных чиновников, а из
представителей гражданского общества.
Чтобы была обратная связь
и критика
Вероника Скворцова не сомневается, что общественные советы ее
министерства привлекут внимание граждан: планируется обеспечить
обществу вхождение на дискуссионную площадку министерства, придать
гласность действиям министерства.
– Пусть все участвуют в обсуждении судьбоносных решений:
заинтересованный бизнес, наука, частное партнерство, – считает Вероника
Скворцова.
Позиция министра лояльна, однако какие конкретно полномочия будут
возложены на советы? Какой частью власти министерство готово
поделиться? Видимо, это вопросы на потом. Пока – развитие экспертных
кабинетов, органов.
У министра образования и науки Дмитрия Ливанова свои соображения о том,
какой должна быть система открытого правительства. Общественный совет,
по его мнению, станет частью более общей системы коммуникаций между
министерством и группами интересов по поводу образования и науки:
– Открытое министерство должно выполнять три функции: обеспечивать роль
дискуссионной площадки; поддерживать экспертную сеть для оценки важных
проектов и программ с профессиональной точки зрения; делегировать часть
полномочий общественному совету.
Еще одним триединством министр образования и науки описал идеальный
совет: конкурентность (не допустить монополизации ни одной из площадок,
обеспечить репрезентативность); реальность полномочий («важен не объем,
а факт выполнения своих обязанностей органом»); личная вовлеченность
ключевых сотрудников в эти процессы.
– Я и мои ближайшие сотрудники будем инвестировать свое время в этот
проект, – пообещал Ливанов. – То, к чему мы придем в конце концов, и
будет реализацией взглядов всего нового правительства.
Если бы идея советов не
была скомпрометирована…
Михаил Федотов, глава Президентского совета по правам
человека, не выразил оптимизма по поводу новаций министров:
– Совет как форма общественного контроля в самом широком смысле – это
понятие, широко представленное в законодательстве. Но оно до сих пор не
определено. Мы уже год ведем закон об общественном контроле. Для этого
контроля есть две возможности: современные интернет-технологии и
общественные палаты. Но ни то ни другое пока не запущено как надо.
Потому что у нас гражданское общество формируется властью. А должно
быть наоборот. Во многих конфликтах власти стоит только прислушаться к
мнению общества, и все встанет на свои места.
Не менее скептически был настроен Алексей Венедиктов, главный редактор
радиостанции «Эхо Москвы», как оказалось, завсегдатай многих
общественных советов:
– Опыт Общественной палаты можно считать неудачным. Она была создана
для того, чтобы законопроекты проходили проверку. А сейчас, когда был
утвержден закон о митингах, во многих смыслах дикий, Общественную
палату никто не спросил. Правильно: решения принимает власть, а не
свободные дискуссанты, сводобно обсуждающие темы на свободной площадке.
И вообще, если министр нормален, он должен сам приглашать к себе на
работу тех, кто ему противостоит. Это единственный способ быть
эффективным – иметь кого-то, чтобы выслушивать и ругаться.
…Все дальнейшее развитие разговора о советах и открытых министерствах
как раз и доказывало невозможность консенсуса, да и ненужность – в
режиме дискуссии. Другое дело, как и кем это будет обработано,
представлено, введено в процесс создания новой структуры. Судя по
всему, позиция министра образования и науки Дмитрия Ливанова достаточно
сильная, и, похоже, открытому министерству быть рабочим.