ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Когда «по правилам» означает – бесчеловечно
Дети с особыми потребностями: социальная блокада и педагогические прорывы
Среди острых проблем охраны детства есть непреходящая: дети с
особенностями развития. И хотя тема у всех на слуху, определенности
по части образовательных траекторий таких детей больше не становится.
Об этом на слушаниях в Общественной палате, посвященных Концепции
национальной стратегии и действий в интересах детей на ближайшие пять
лет, говорила, в частности, Надежда БОЛСУНОВСКАЯ, психолог Центра
диагностики и коррекции № 7 города Красноярска. По окончании
мероприятия мы взяли у нее интервью.
– О чем вам самой хочется
сказать в первую очередь?
– Конечно, о нарушении прав ребят на образование. Некоторым
просто невозможно поступить ни в какое образовательное учреждение.
Понятно, что в массовую школу он не годится, но в одну коррекционную
его не берут по одним параметрам, в другую – по другим и так далее –
да, у него букет нарушений, и остается только специнтернат, а это
удаленность от семьи. И вот мама отказывается расставаться с ребенком,
а пойти учиться им некуда. Ситуация дикая, но «все по правилам».
– То есть все действуют
формально правильно, не придерешься, а получается нарушение
Конституции. Абсурд какой-то.
– Он в головах людей. Недавно я совершенно случайно попала на
передачу радиостанции «Маяк», стоял вопрос, надо ли помогать
безнадежным детям, и люди в прямом эфире озвучивали именно эту позицию:
нет, они не могут принести пользу, а заботы и денег требуют много, они,
дескать, вообще не имеют права жить. Это 72% позвонивших. Сама я тоже
часто слышу бредни вроде «работаешь с ними, сама такая станешь» или
«дети у тебя будут ненормальные, вот увидишь».
– А вот в самом деле, как вы
работаете, это же не может радовать: спастика, гримаса на лице, пустые
глаза… Что вы чувствуете?
– Ровно то же, что рядом с любым ребенком: понять, подумать,
что можно сделать. В профессиональном плане – открытие нового в себе
каждый день. Понимаешь, стандартные формы не работают, и даже к типу
никого нельзя отнести. Смотришь во все глаза, во всю силу соображаешь.
То пробуешь, это. И вот когда появляется хоть какая-то динамика – о,
это очень большая радость. Ведь результатов может и не быть или они
отсрочены.
– Как назвать такую работу?
Не обучение, не коррекция, не реабилитация – что?
– Я занимаюсь развитием того, что можно развить. Ресурсы
ищешь, цепляешься за любую соломинку. Вот актуальное состояние ребенка,
от него двигаемся дальше. Допустим, я организую лепку из теста, имея
определенные задачи, но тут оказывается, что ребенок боится теста, его
пугает вязкость, и что делать?
– Убрать это тесто поскорее!
– Ну нет, так сразу отступиться? Мы надеваем на руки
целлофановые пакетики и берем тесто в руки, это, оказывается, очень
интересно. И он лепит без сомнений. Конечно, бывает так, что ребенок
категорически не хочет работать с предлагаемым материалом, и дальше ты
из этого исходишь. Но все равно думаешь: почему? Что-то модифицируешь и
опять смотришь. Надо понять, что за этим. Никакого формализма! А то
пришла мама, рассказывает, что сыну где-то на занятиях дали задания,
даже не вникнув в его возможности, мол, он должен это уметь, пусть
делает.
А ведь даже когда начинается «не хочу – не буду», надо знать его
природу. Очень часто – устал, истощение. Но может быть, ему позволено
не слушаться взрослых, и любой инструкции взрослого он привык говорить
«нет». Еще ребенку бывает трудно, у него не получается. Упростить
можно, пошагово простроить действия.
– Вот, пожалуйста,
«пошагово», а говорите, никакого формализма, заранее намеченного плана.
– Конечно, мы тоже хотим результата. Что-то планируем. Но это
не формализм. Допустим, надо научить девочку с умственной отсталостью
вытирать со стола, но ей непонятны ни пример, ни смысл действия. Нужна
игра, где надо мусорить и тут же убирать за собой. Тазик с водой и
тряпка наготове. Но как завяжется игра, подойдет ли она ей, что именно
ее радует в процессе? По-любому она должна понять, «зачем», хотя,
конечно, навык, навык, навык. В разных формах запечатлеть, и по
картинкам, и сценками.
– Это элементарное
самообслуживание или этика все же?
– Все взращивается, как у любого ребенка. Элементарная мораль
им, конечно, доступна. Важно, что говорит мама про «хорошо и плохо».
Если мама жутко опекает и не дает самостоятельности, он неуверенный;
если чуть с ним поработать на эту тему – откуда что взялось.
Способность этих детей отражать, даже считывать взрослых поразительная.
Чутко реагируют не только на действия, но и на невыраженные посылы. Так
что им нельзя находиться в изоляции и в «плохом» обществе нельзя.
Доверчивость поразительная, хитрости и подозрений они не улавливают. И
даже если плохо с контактами, они никогда не агрессивны.
– Серьезно. Ведь
это сильно обязывает.
– Но ведь не только их родителей. Присутствие таких детей в
обществе обогащает общество. Мы учимся видеть Другое, как оно есть.
Понимать в том числе, из чего мы исходим, развивая обычных детей. Вот я
с ними поняла про «тоннель»: как только ребенок стал мало-мальски
осмысленным, его тут же начинают учить, готовить к школе, где готовят к
ЕГЭ, к вузу, где готовят к профессии – и это нормальный путь?
Нормальная педагогика – когда учитель идет с программой к детям
невзирая ни на что? Нормальная жизнь: пришел – взялся – сделал, пришел
– взялся – сделал? А других общественно одобряемых стратегий не видно.
А здесь меня встречают жизнерадостные дети на колясках и с синдромами.
Добрые, благодарные, хоть часто и страдающие. Оптимисты! Кто знает, о
чем они думают? Как токи их состояния резонируют с мирозданием? Они,
может, дают человечеству нечто более важное, чем «результат»…