О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Переход на стандарты нового поколения предполагает системные
изменения в работе школ. И перед администрацией
образовательных учреждений встает вопрос: как мотивировать педагогов к
участию в решении задач развития школы? Какие условия для этого должны
быть созданы?
Точка зрения самих педагогов на этот вопрос отражена в статье В.Лазарева «Мотивация учителей к
инновационной деятельности» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 4 за 2012 год).
Согласно проведенным исследованиям учителя выделяют ряд значимых для
них условий, которые, по их мнению, на сегодняшний день не созданы в
школе. В частности, четкое и справедливое распределение руководством
вознаграждений за достижения в инновационной деятельности.
Справедливость в распределении значима для 75%
учителеи, а оценивают его как выполняющееся только 48% опрошенных.
Что же касается наиболее эффективных стимулов к инновационной
деятельности, то помимо достаточного материального стимулирования
учителя относят к ним направление на престижные курсы
повышения квалификации; предоставление дополнительного времени на
исследовательскую и методическую работу; дополнительные дни к отпуску;
похвалу, высказанную после посещения урока; предоставление
оплачиваемого творческого отпуска в каникулярное время; предоставление
часов на методическую работу; доброжелательный предметный
разговор с позитивной оценкой конкретной работы; повышение
самостоятельности (расширение полномочий).
Специалисты Института социологии РАО
проанализировали отношение педагогов к агрессивному
поведению школьников. Учителям было предложено описать
запомнившийся случай агрессивного отношения учеников друг к
другу, а также ответить на ряд уточняющих вопросов.
Исследование показало, что конфликт с проявлением агрессии
учителя стараются сразу же разрешить имеющимися в их арсенале
способами. Но о дальнейшем взаимодействии участников конфликта думают
мало. Как пишут В.Собкин и А.Фомиченко в статье «Агрессивность школьников глазами
учителей» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 5 за 2012 год), педагогам
важнее найти способ скорейшего завершения, а не разрешения
конфликта. Зачастую этот способ – извинения участников, в основном
вынужденные и публичные.
Примечательно также, что по отношению к конфликту «ученик –
группа» в сравнении с другими конфликтами («мальчик – мальчик»,
«мальчик – девочка», «девочка – девочка») учителя гораздо реже
демонстрируют свою личную позицию. Авторы предполагают, что причина
такой сдержанности может быть в том, что учитель боится
потерять свое влияние на группу. Возможно также, что в определенных
случаях группа косвенно выражает отношение учителя к ученику.
В Самарской области был проведен сравнительный анализ результатов,
достигнутых при сдаче ГИА и ЕГЭ. При сравнении проявилась
парадоксальная тенденция. Оказалось, что ученики, успешно справившиеся
более чем с 2/3 математических заданий ГИА, как правило, проваливаются
(то есть справляются с меньшим объемом заданий) на ЕГЭ. В то же время
ребята, которые справились менее чем с 1/3 работы при выполнении
заданий ГИА, демонстрируют положительную динамику на выходе из школы.
Аналогичная картина наблюдается и при сравнении результатов ГИА и ЕГЭ
по русскому языку.
По всей видимости, сегодняшняя старшая школа, ставя планку на уровне
среднего ученика, обеспечивает некоторый прогресс менее подготовленным
ребятам, но не сильным ученикам. Этот вывод, как пишет М.Кирина в
статье «Школа на пути от
ГИА к ЕГЭ: линия бездействия или вектор прогресса?» («ВОПРОСЫ
ОБРАЗОВАНИЯ», № 1 за 2012 год), подтверждается
аналогичными исследованиями, проведенными в других регионах, в
частности в Новосибирской области.
Кроме того, сравнительные исследования показывают, что высокие
результаты ЕГЭ, за которые поощряются школы, зачастую достигаются за
счет селекции десятиклассников, то есть набора в десятые классы
учеников с более высоким уровнем подготовки. Таким образом,
положительный имидж ряда образовательных, в том числе статусных, школ
(гимназии, лицеи), осуществляющих подготовку на профильном или
углубленном уровне, создается благодаря высоким стартовым возможностям
ребят, пришедших в 10 класс. Лидерами, как отмечает М.Кирина, следовало
бы назвать не эти ОУ, а школы, которые смогли продемонстрировать
высокий результат своих воспитанников, несмотря на то что средний
стартовый балл десятиклассников на ГИА по предметам был ниже
среднерегионального.