Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2012
Третья тетрадь
Детный мир

В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Трофимова Любовь

Детство как карьера

Увы, сегодня любая увлеченность ребенка часто воспринимается родителями как точка приложения силы: надо дожать до результата

Индивидуальные ресурсы работают, наращиваются, дают отдачу, когда человек вступает в отношения с другими людьми. Социальный капитал личности – это степень ее обращенности во внешний мир, способность с ним взаимодействовать. Источник защиты, поддержки и коррекции мира внутреннего. К сожалению, современная среда взросления ребенка не способствует развитию таких важных социализирующих свойств личности, как склонность обращаться за помощью, уровень доверия людям, эмоциональный интеллект, ориентация на ценности самостоятельности. Тем больше появляется исследований о том, что без социальной ориентировки личность рискует быть разрушенной… 

Порой человек думает и говорит одно, а в мимолетных суждениях и проговорках выражает что-то глубинное, чего в себе не замечает. Разговариваем, допустим, на детской площадке с одной мамой о том, как сделать так, чтобы дети играли дружно, соглашаемся друг с другом, вспоминаем сказку про репку, а она: «Вот-вот, это где мышка победила!» – «Разве мышка?» – «Ну как же, ни у кого не получалось, а у нее получилось. Она и оказалась лучшая!»
Трактовка удивительная. Недавние исследования ВЦИОМа называют детей, рожденных в постперестроечное время, «достижительным поколением». Все они сплошь карьеристы, одиночки, «целевики», настроенные на победу даже в тех местах, где нет финального гонга и финишных ленточек. Им просто не верится, что в некоторых сферах человеческой жизни «первых нет и отстающих». Откуда берется такое восприятие мира?
Обвиняют и систему жесткого отбора, пустившую корни в образовательный процесс даже на уровне детского сада, и обилие компьютерных игр, где в конце заботливый художник уже нарисовал заветный кубок и разноцветные салюты в честь победителя. Однако первые примеры прямолинейного мышления ребенок получает в собственной семье.
Современные родители наблюдают за развитием своего ребенка в прямом смысле с линейкой в руках. Разум подсказывает, что сама по себе линейка ничего не значит, но вместо того чтобы отбросить ее и вооружиться более тонким инструментом, мы начинаем вводить в систему взаимоотношений все новые и новые линейки, чужие, совершенно посторонние. Естественно, оказывается, что у кого-то ребенок быстрее научился собирать пирамидку, раньше освоил буквы, меньше времени тратит на домашнее задание, – беда, беда! А вот если наш в чем-то окажется «быстрее – выше – сильнее», то родители ликуют: наконец-то появился легитимный повод гордиться своим отпрыском.
Приходя домой из школы, наш ребенок отвечает раз за разом на два вопроса: какую получил оценку и кто сегодня в классе был лучшим? Это две точки родительской системы координат: где ты и где победа? Чтоб было видно, куда надо метить.
И как тут не вспомнить рассказ Драгунского «Третье место в стиле баттерфляй». Дениска с радостью сообщает отцу о том, что получил бронзу в итоговом заплыве, отец очень оживляется, но как только выясняется, что третье место заняли все восемнадцать человек, приплывшие после первых двух победителей, папин интерес угасает, а вместе с этим портится и настроение сына. Само по себе плавание, переживания ребенка на соревнованиях ничего не значат. А вот победа – это да.
Поэтому любая детская увлеченность воспринимается родителями как точка приложения силы: надо дожать до результата. Недожали – значит, крутимся вхолостую. Такую роскошь себе позволять нельзя, поэтому раз уж мы тебя, дорогой, отправили заниматься, ты, будь любезен, стань лауреатом хоть чего-нибудь, вышиби себе призовое место, дожми уж, победи их всех как-нибудь! Вырабатывается отношение к жизни как к полю боя, где нет друзей и партнеров, все конкуренты и нужно вести постоянный бой – за первое место, за кубок, за баллы… за все на свете.
Чувство товарищества не предусматривается, как и возможность сотрудничества, поддержки, взаимопомощи. Привыкнув быть лидером гонок, человек уже не может взять в толк, что еще можно делать с окружающими, как не побеждать их. И вот он уже такой Лидер Лидерович в свои 14 лет, что его посылают учиться за границу. Только там он серьезно озадачивается: метод обучения преимущественно командный, а быть частью чего-то он не привык: «Меня постоянно бесит, что в нашей команде есть тормозящие, они выступают слабо, мешают нам быть лучшими. Я думал, что виноваты преподаватели, которые неправильно сбалансировали группу. Но мне объяснили, что задача у нас другая – не выиграть, не победить, научиться и научить друг друга», – пишет сын моей знакомой из колледжа в Австрии.
То есть западная культура уже проводит работу над ошибками. У них победителями становятся не те, кто упрямо бежит к финишу, а те, кто ведет себя как люди. Взять хотя бы мультфильмы для самых маленьких – про паровозики из Чаггинтона или «Тачки». Если не знаете: молодой гонщик, мечтавший выиграть заезд, проигрывает, потому что помогает попавшему в аварию старому гонщику сохранить достоинство. Его поступок оценен всеми болельщиками, и он получает большее признание, чем выигравший кубок карьерист.
Что же делать нам, хронически отстающим? Уж точно не запихивать ребенка в узкий целевой коридор. Пусть свободно побегает в разных направлениях.