Жестокие принцессы, задиры и тихони
Психологи считают, что роли в детском возрасте меняются часто. Но надо внимательно смотреть на своего ребенка, чтобы он не заигрался
Врамках фестиваля «Старт Ап» прошел круглый стол «Страх и
трепет в детском саду». Разруливать ситуации «мой ребенок всех бьет»,
«мой ребенок изгой», «мой ребенок никогда не дает сдачи» и другие
пришли Сергей Кузнецов, писатель, главный редактор сайтов «Букник»
и «Букник-младший»; Линор Горалик, писатель, культуролог; Екатерина
Жорняк, психолог, преподаватель семейной терапии и супервизор; Ирина
Фишгойт, преподаватель школы «Ковчег»; Мария Тендрякова, психолог,
историк, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии
РАН.
Правильно: надо всегда быть на стороне своего ребенка. Но
иногда это
очень сложно, когда именно твой ребенок – тот, кто обижает всех. Бьет
девочек и обзывает мальчиков, а иногда – и воспитателей.
Агрессивны не только мальчики. Девочки, начиная уже с трех
лет, создают групповую динамику социального насилия, то есть вполне
осознанно ставят других в невыносимые социальные ситуации. В отличие от
мальчикового это тихое насилие выпадает из поля зрения взрослых.
«Организаторши» как раз на самом хорошем счету, «умницы» и вообще
приветливые, послушные девочки. Эту информацию преподнесла Линор
Горалик, а комментарий к ней Екатерины Жорняк был таким.
Нам хочется знать причины неодобряемого поведения, в том числе
агрессивного или жертвенного. И психология XX века нам многое
наобъясняла: и гены, и карма, и семейное воспитание… и все это мифы, в
которые нам вольно верить. Но еще больше мы верим, пусть не всегда
признаваясь себе, что занимать верхнее положение в иерархически
устроенном обществе очень даже неплохо. Переживая за ребенка, который
не дает сдачи, мы внутренне согласны, что агрессия – это неплохо.
Первое, что надо решить, – как мы сами относимся к агрессивному
поведению других? Как устроен мир в нашем понимании?
А по-разному, и это видно на детях. Ирина Фишгойт говорила о
том, что в одних детских коллективах травля есть, а в других нет.
Травля у маленьких – развлечение, острая тайная игра. Сигнал педагогу о
том, что детям скучно. Но вот важное добавление антрополога Марии
Тендряковой: придумать следовало бы что-то замещающее потребность в
проигрывании жизни общества. Конечно, когда-то на Самоа нашли общество,
в котором нет конкуренции и установки на самоутверждение, и там никто
не слышал о подростковых кризисах. Однако мы живем в таком мире, в
каком живем, поэтому тайно или явно дети будут проигрывать те роли,
которые общество обозначило. Успешный и лузер – сюжет сотен современных
фильмов. Но мало кто замечает перевернутость ролей во многих из них,
эффект гадкого утенка. «Наверное, потому, – считает Линор Горалик, –
что сценаристы сами из числа гонимых в детстве».
И все-таки слушатели-участники настаивали на понятиях
«стигматизация», «признаки виктимной личности», тогда как психолог
Екатерина Жорняк была непреклонна в концепции «все течет, все
изменяется». Доказывала, что одни и те же причины подталкивают ребенка
и к роли агрессора, и к роли жертвы: желание выглядеть хорошим,
нравиться другим, участвовать в общем деле. Очень часто роли меняются.
Надо просто очень внимательно смотреть на своего ребенка, чтобы он не
заигрался, чтобы дети не запутались. И не ставить ярлыков. Рассказ
одной мамы пришелся кстати: в Штатах, где удар лопаткой по голове
расценивается как вопиющая агрессия и ребенка сразу изолируют, ее дочь
жаловалась на утонченные способы тайной травли со стороны других детей.
Чтобы цивилизованно общаться, надо как-то пройти и дикую
стадию: «Мой ребенок любит всех бороть», то есть возиться с другими,
находиться в телесном контакте. Но ведь пройдет, если подходить к этому
с чистыми помыслами.
Ко всему в ребенке – с чистыми помыслами, но хорошо понимая,
как устроен мир.