Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2012
Третья тетрадь
Детный мир

ТОЧКИ РОСТА


Чканикова Александра

Территория «Старт Ап»: идеальная атмосфера для полета детской фантазии

Пространство для образования ребенка должно строиться по принципу избыточности

В Москве прошел первый Фестиваль образования для детей «Старт Ап». За три дня Центральный Дом художника на Крымском Валу посетили более 8 тысяч человек. Идея простая: собрать в одном месте все, что есть в Москве для детей – музеи, театры, издательства, фирмы, изготавливающие игры, игрушки и детскую мебель, все это оснастить грамотным научным сопровождением, пригласив ученых и специалистов для разговора с посетителями-родителями. И это сработало: вещь – деятельность – слово – смыслы.
Пространство было выбрано рекреационное, никаких дверей. Времени было дано много, причем в разных местах оно текло по-разному. И было заметно: в таком мире дети самоопределялись куда более органично, чем взрослые…
Вот сайт фестиваля – http://www.startupfair.ru, его стоит взять на заметку.

Программа фестиваля сулила посетителям любого возраста массу интересного, и уже за полчаса до открытия на ступеньках ЦДХ прыгали и знакомились дети в весенних легких курточках.
Все начиналось с веселых дразнящих звуков гармони. Колоритный гармонист в картузе и бойкая дама в народном костюме зазывали детей. В одно мгновение были розданы сопелки, трещотки, ложки, бубны, и тут грянула такая музыка! К общему веселью, одна ложка тут же раскололась пополам: на то она и народная музыка, чтобы все от души и в полную силу.
Пока юные гости хлопали, топали и плясали, кое-где уже началась бурная анимация, в других залах заработали «обучалки»: на больших столах появились пластилин, глина, акрил, бумага. Там звали готовить еду. Там раздавали коробки с настольными играми. Клеить модели, что-то собирать, разрисовывать фигурки. Мастерить костюм… По центральному залу прошествовал энергичный юноша с моделью человека, пугающей цветастыми разборными внутренностями, – сигнал к началу мастер-классов музея «Экспериментаниум».

– Ого! Пошли за ним! – ребята постарше юркнули в другой зал. Войдя, многие про науку и думать забыли: тут стоит ракета почти в натуральную величину, щедро инкрустированная фольгой!

Малыши же кричали наперебой: хочу попробовать вон тот паровозик… хочу полететь на ракете! – и, ерзая, устраивались на первых попавшихся скамейках, подтягивали к себе празднично пахнущий инвентарь.
Чуть поодаль «Театр вкуса» моментально собрал вокруг себя стайку восторженных поварят. В главных ролях – скалка, свежие яйца, горшочек с пахучей итальянской зеленью, горы белоснежной муки и молодой обаятельный повар в красном колпаке.

– У нас в Италии, например, если шеф объясняет и нам все понятно, мы говорим: си, синьоре! Повторите!

– Си, синьоре, – звучит нестройное детское эхо.

– А если мы видим хорошего человека, мы хлопаем его по руке и говорим: «Бонжорно!» – и озорной повар поднимает в воздух клубы мучной пыли. Пока все зрители не перемазались в муке, не понюхали трав и не пощупали упругое золотистое тесто для пасты, никто не успокоился.
Итак, каждый выбирал свою стратегию – бегать между залами, стараясь ничего не упустить и ухватить хоть поне­множку от каждого занятия, или философски стоять на месте, ожидая, пока событие придет само. Последнее чаще выбирали дошкольники, а вот самыми активными «челноками» оказались младшие школьники, они так и тащили своих взрослых из зала в зал.
А что же взрослые? Им бы побродить по книжным рядам, пощупать новинки развивающих игр – картонные, фетровые, деревянные, резиновые – на любой вкус, цвет и возраст. Деревянный кукольный домик, населенный жильцами ручной работы, грандиозные «бродилки» метр на метр, но главное, конечно, книги.

– Вот наше издательство впервые публикует этого классика немецкой детской литературы. Нет, не новодел, этот автор жил сто лет назад! Хармса знают все, а его современника никто у нас не знает, – продавцы приветливы на редкость. В магазинах еще такого не увидишь, а тут – да, особенно продавцы игрушек, настоящие проводники в мир игры: откроют, расскажут, усадят ребенка поиграть. Позапускают все, что запускается, заведут все, что заводится. Даже годовалые малыши – уважаемые гости: они что-то выбирают на ощупь и на глаз, явно выказывая свои предпочтения.

Наверное, каждый застревал в отделе умных тематических игрушек, где ребенок мог при помощи консультанта раскрыть любую коробку с дорогущим игровым набором и посмотреть изнутри, что же там такое и как оно крутится. Запросто покатать мини-тележку или позапускать железную дорогу.
И снова – в обучающие залы, чтобы смастерить пластилиновую Вселенную, переодеться русалками, попрыгать на ковриках «пешком в историю» или просто, взяв первый попавшийся фломастер, оставить автограф на гигантском бумажном листе, растянутом по полу (на следующий день это изрисованное полотно было фоном для инсталляций на стене).
В нарядных залах для бодрых бабушек, серьезных пап и мам с крохами наперевес находилось все. Стойка с молочным коктейлем, элегантный буфет с ароматными брускеттами и демократичными бургерами. Фреш апельсиновый. Есть. Пить. Фотографироваться. Отдыхать. Играть с детьми. Думать.
Все три дня – лекторий нон-стоп за стеклянной перегородкой в самом центре действа. Можно было слушать специалистов и краем глаза следить за ребенком, который лезет в картонный домик, а из него ныряет в подушечное море (слева) или играет в осмысленные игры на территории справа. Там визг, а тут стук деревянных деталей. Но к такому образу жизни родителям не привыкать.

– Самое главное – чтобы в доме велись серьезные разговоры на разные интересные темы, и пусть дети присутствуют на этих разговорах, пусть участвуют! Нет ничего важнее, чем научить ребенка поддерживать разговор, отличать собственные мысли собеседников от штампов, – звучало в микрофон.

 Но все-таки, может быть, еще раз обежать торговые ряды? Или еще раз «в обход по залам»? Здесь все неуловимо меняется от часа к часу и один день не похож на другой.
 В общем, когда на закрытии серебряные дети (скафандры они мастерили здесь же) стреляли из серебряной пушки серебряными конфетти, что означало «конец», любознательные взрослые продолжали засыпать вопросами ведущих в лекционном зале.
Все никак не могли остановиться…