Он такой бесчувственный...
Не будем требовать от ребенка стандартных одобряемых реакций. Ведь глубина переживания не ими измеряется
Не будем ставить вопрос очень широко – должны ли дети
разделять наши ценности и как их следует передавать? Начнем с простого,
с неосознанного требования разделять наши переживания.
Недавно моя знакомая рассказала, что когда ей было 8 лет, мама повела
ее в кино на только что вышедший фильм «Белый Бим черное ухо». Зал был
захвачен эмоциями, а девочка твердила: «Мама, пойдем домой. Мама,
пойдем домой». Мать, заливаясь слезами, шепотом отнекивалась, но в
конце концов пришлось выйти. На улице она высказала свою досаду: «Что
же ты у меня такая сухая, жестокая? Неужели тебе совсем не жалко Бима,
как с ним обошлись, какой он верный?» Девочка молчала, сопела, а перед
самым домом разревелась в голос. Истерика продолжалась до ночи, а
наутро она сказала ровным голосом: «Мама, я плакала, потому что мне
собаку жалко».
Глядя со стороны, каждый скажет: какой грубый воспитательный
ход. Эта мама, все-таки выбившая слезу у ребенка, поразительным образом
путает сентиментальность с глубоким переживанием. Однако в повседневной
жизни упреки детей в бесчувственности распространены чрезвычайно.
«Мама переживает, а тебе все равно… Каждый день тебя
образумливаем, а с тебя как с гуся вода».
Одна семья вернулась с похорон дедушки, четырнадцатилетний сын
прошел в свою комнату, включил негромкую музыку. Но не тут-то было,
вбежал отец: «Я, конечно, понимаю, что тебе наплевать на дедушкину
смерть, знаю, что тебе закон не писан и ни до чьих чувств дела нет, но
хотя бы во время траура мог бы музыку не включать? Законченный эгоист!»
Неразделенные чувства порождают обиду: какие они жестокие!
Надо срочно что-то делать!
Но прежде чем бежать к психологу, вдумаемся: а должен ли, а может ли
ребенок реагировать на стрессовую ситуацию так же, как взрослый?
Никому не придет в голову сокрушаться, что ребенку не подходит одежда
взрослых: он же еще не дорос. Но ведь и внутренне он еще мал.
Постепенно, почти незаметно развивается его эмоциональный опыт,
формируется собственное отношение к страданию.
Чем требовать адекватности его чувств своим, лучше присмотреться, как
он реагирует на печальные ситуации. Некоторые дети замыкаются и
переживают все внутри. Некоторые пытаются отстраниться, убежать,
защититься от сильного переживания. Известны случаи, когда после чтения
«переживательной» книги ребенок в отчаянии рвет ее. И еще так
спасается: рассказывает ту же историю, придумывая счастливый финал.
Масса поводов для разного рода поддержки.
…А заставлять плакать, запрещать плакать, требовать взрослой реакции –
путь в никуда. Собственно, та моя знакомая, с рассказа которой я начал
колонку, обратилась ко мне как к специалисту по поводу серьезных
нарушений в сфере общения.