Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Как случилось, что у нас сегодня самый большой в Европе процент детских самоубийств? Что толкает подростков к суициду? И как взрослым предотвратить беду? На эти вопросы отвечает педагог-психолог учебно-методического центра «Детство» Ольга Плахута в материале «Правда о детском суициде» («СПРАВОЧНИК ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА. ШКОЛА», № 3 за 2012 год).
Говоря о мотивах подростковых суицидов, Ольга Евгеньевна подчеркивает, что лишь в 10% случаев существует истинное желание покончить с собой, а в 90% суицидальное поведение подростков – это крик о помощи, и адресован он прежде всего близким людям.
Анализ результатов опроса подрост­ков-суицидентов позволил установить: 40% из них хотели «дать человеку понять, в каком я отчаянии»; 30% – «заставить раскаяться человека, который плохо со мной обращался»; 25% – своим поступком решили показать, «как я люблю другого», и выяснить, «действительно ли любит меня другой»; 25% – надеялись «повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение».

Исследование психологов Г.Цукерман и О.Обуховой показало, что два года школьного обучения (в 5 и 6 классах) никак не отражаются на способности понимать информационные тексты. У шестиклассников она оказалась практически на том же уровне, что и у четвероклассников. Соответственно – 39,1% и 40,2%, если говорить об этом на языке цифр. Правда, в девятых классах положение дел немного улучшается – 51,4%.
Как отмечают Г.Цукерман и О.Обухова в статье «Понимание информационных текстов: что меняется за пять лет обучения» («ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ», № 2 за 2012 год), хуже всего обстоят дела с так называемым воссоздающим пониманием, направленным на достаточно явно выраженную в тексте информацию, отвечающую главным образом на вопросы: кто, что, где, когда? Полученные данные показывают, что в развитии этого умения прогресс минимален. И даже девятиклассники не обнаруживают никаких преимуществ перед четвероклассниками (!). Конечно, слабое развитие читательской грамотности в средней школе нельзя «списать» только на трудности переходного возраста. Этот пробел, по мнению авторов, обусловлен вполне определенными методическими проблемами, связанными, в частности, с качеством учебников. Вопросы в них обычно содержат ключевые слова, позволяющие легко дать ответ, который учитель расценит как правильный. Между тем любой текст устроен так, что в нем могут существовать зазоры, умолчания, недоговоренности. Автор текста всегда рассчитывает на некоторую самостоятельность читателя в восполнении недосказанных деталей. Привычка к подобной работе и умение контролировать полноту и точность понимания – это те читательские установки, которые должны воспитываться у школьников. Однако начатая в начальной школе работа по формированию подобных установок прекращается с переходом в среднюю школу.


Какие социальные явления и качества выпускники школ считают наиболее значимыми? Результаты исследования, проведенного учеными Красноярского педагогического университета им. В.П.Астафьева, представлены в статье В.Адольф и О.Адольф «Отношение выпускников школы к основным социальным явлениям – важнейший индикатор их социализированности» («ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ», № 4 за 2012 год).
Как выяснилось, главными приоритетами в группе высокосоциализированных школьников оказались следующие: материальная обеспеченность, счастливая семейная жизнь, успешная профессиональная деятельность, развитие своих способностей, уважение окружающих. Школа, по мнению этих ребят, должна прежде всего давать прочные знания, готовить к поступлению в вуз и осознанному выбору профессии.
А вот значимость полноценного приобщения к культуре была оценена гораздо ниже, причем всеми детьми, независимо от того, в какую категорию – высоко-, средне- или низкосоциализированных ребят они входили.
Вызывает тревогу также и то обстоятельство, что практически все респонденты не считают важным воспитание такого качества, как терпимое отношение к чужой культуре, вере, обычаям. Высокосоциализированные школьники оценили значение этой педагогической деятельности даже несколько ниже, чем низкосоциализированные.