В ПОИСКАХ СВОЕЙ МЕТОДИКИ
Как рождаются «малые педагогические открытия», или о пользе скучных лекций
Когда ситуация самоограничения становится плодотворной для профессионального самосовершенствования
Просматривая педагогическую литературу, слушая доклады на
конференциях и курсах повышения квалификации, участвуя в семинарах,
учителя с наибольшим интересом отмечают для себя свежие методические
приемы, содержательные задания, новые подходы, которые позволяют
оживить привычную практику. Иногда при встрече с особенно
привлекательной и простой идеей даже досада берет: как же я сама не
додумалась...
В роли потенциального
двоечника
Как известно, все полезные вещи рождаются из чего-то
неудобного – как пишущая машинка из-за плохого почерка. Поэтому даже
забавно бывает, например, сидя на скучной лекции, воспринимать ее не
как бессмысленную потерю времени, а как урок, из которого можно извлечь
что-нибудь ценное. Например, увидеть в новом ракурсе давно освоенные
приемы и методы.
Так произошло со мной на одном из семинаров, где лектор долго и
подробно комментировал обширную и старательно сделанную презентацию.
Когда дело дошло до многочисленных фотографий – «А это мы... А тут у
нас...» – аудитория совсем сникла. Каждый, кто попадал в подобную
ситуацию, знает, что это напоминает рассматривание чужого семейного
альбома: у хозяев масса положительных эмоций и воспоминаний, а гость
отчаянно скучает. Положение усугублялось тем, что у меня разрядился
телефон – ни эсэмэску отправить, ни даже поиграть. Что ж, когда тебя
загоняют в угол, приходит время могучих интеллектуальных усилий. И я
стала набрасывать заметки к этой статье.
Итак, презентация. Бесспорно полезный инструмент, но только как
иллюстрация, дополнение к тому, что говорится в докладе. Учителя в
большинстве случаев занимаются тем, что преподносят информацию.
Оказавшись же «по другую сторону» кафедры, отчетливо понимаешь все
ограничения и отрицательные стороны этого инструмента. Он провоцирует
сильный соблазн, и так свойственный учительской практике, – поставить
галочку, мол, материал я дала. Действительно, на экране проектора,
сменяя друг друга, появлялись и исчезали огромные перечни,
классификации, перечисления. Прочитывать все это и слушать докладчика
просто невозможно. Даже испытывая сильное желание. То есть имеем
классическую ситуацию провального урока: материал «дан», но мною,
потенциальным двоечником, «не взят».
И что с этим делать? Отказаться от такого ценного завоевания
цивилизации? Во-первых, можно изучить многочисленные советы по
составлению презентаций, чтоб она стала наконец не модным аксессуаром,
что было простительно поначалу, а рабочим элементом. А во-вторых – мой
революционный пыл разыгрался не на шутку, – да, может, и отказаться.
Ведь только лишившись чего-то, понимаешь, зачем тебе это что-то было
нужно.
Вот, кстати, отказавшийся работать мобильник заставил меня,
договариваясь с подругой о встрече, тщательно спланировать день,
сориентироваться по карте (дело происходило в другом городе),
старательно оговорить место, время, запасные варианты: с полвторого до
двух, если потеряемся, я стою на месте, ты меня ищешь. Между прочим,
умение просчитывать возможные последствия, планировать, строить
прогнозы, координировать действия – это изрядная часть проектных
компетенций.
Получается, постоянная возможность телефонной связи атрофирует у нас
все эти навыки. За возможность быстро обмениваться информацией мы,
конечно, платим – и речь, безусловно, не о деньгах. Отказываться от
мобильных телефонов глупо, но надо хотя бы понимать, что при их
использовании становится невостребованным, и если мы ценим эти
качества, создавать другое пространство для их развития.
«Да и нет не говорите»
Видимо, похожая картина и с презентацией. Вообразим, что все
картинки и схемы нам придется рисовать на плакатах, а музыку или другие
аудиоматериалы – подбирать и включать на допотопном проигрывателе.
«Загнав себя в угол» по собственному желанию, поневоле оставишь только
то, что действительно важно для раскрытия темы, создания эмоционального
фона, поддержания интереса... А теперь все тщательно отобранное можно
спокойно включить в презентацию. Вот это и окажется необходимым
сопровождением, а все избыточное, будем надеяться, уйдет.
Выступление лектора все не кончалось, и я стала размышлять дальше,
вспомнила, что у человека, лишенного какой-то важной функции или
возможности, начинают работать компенсаторные механизмы. Например, у
слабовидящих развивается превосходная слуховая память, обостряется слух
и тактильная чувствительность. А что, если временные сознательные
ограничения своих возможностей сделать частью профессионального
совершенствования (кстати, я уже начала: мое ограничение свободы
натолкнуло на размышления)?
Что, если при проведении урока отказаться от... тут моя фантазия
скромно потупилась и присмирела. В самом деле, от чего можно
отказаться? Ведь все так необходимо и привычно. Но не будем себя ни в
чем ограничивать – эксперимент-то мысленный – и лишим учителя голоса.
Между прочим, это хоть и редкая, но вполне реалистичная ситуация. Кому
не приходилось вести урок, когда голос пропал и ты в лучшем случае
сипишь как простуженная ворона? Сразу откуда-то всплывает выразительная
мимика, умение объясняться жестами, даже нарушителей дисциплины
приходится усмирять не окриком, а укоризненным взглядом или
похлопыванием по плечу. Кстати, и шумят в такие дни в классе гораздо
меньше. Почему-то.
А ведь можно представить ребятам это как игру, не злоупотребляя, не
чаще одного раза в месяц. Детям непременно понравится, недаром многие
игры строятся на этом принципе: начиная с жмурок и до «черное и белое
не называйте, да и нет не говорите». Кстати, это еще один аргумент «за»
в моих рассуждениях, ибо детские игры очень функциональны, просто так
не возникают и не воспроизводятся во многих поколениях. А взрослый,
проводя подобный урок, может понаблюдать за собой: какие средства
общения он будет вынужденно использовать в ситуации такого ограничения.
Да и у ребят можно потом спросить, какие элементы урока помимо игрового
настроя они оценили, и оставить это в повседневной практике, когда
великий немой обретет голос. Возможно, кого-то из детей увлечет этот
эксперимент, и они попробуют сами провести день без... (зеркала,
пользования транспортом и, страшно сказать, мобильника или компьютера).
Но только по собственному выбору! А может, переживания, связанные с
этим ограничением, подействуют гораздо больше всех наших причитаний о
компьютерной зависимости. Но это только в том случае, если точно и
бережно поработать с результатами.
Наверняка можно обойтись и без доски или провести урок, на котором
учитель не задаст ни одного вопроса. Это будет настоящим подвигом, зато
какой опыт самоконтроля. Кстати, очень уместно будет поделиться потом с
учениками своими ощущениями.
Я бы придумала еще что-нибудь, но презентация наконец
закончилась, и нас выпустили на свободу. Думаю, те, кому «повезет»
оказаться в схожей ситуации, легко продолжат список идей.
Комментарий психолога
Я продолжу игру,
начатую автором, и попытаюсь выразить свое отношение к
наложению определенных ограничений как профессиональному
приему.
Например, «специализированные термины не употреблять». Как профессия
учителя имеет свои шаблоны деятельности, так и научная стезя
предполагает наличие длинных наукообразных текстов, очень правильных по
сути и абсолютно непонятных для восприятия неспециалиста.
Так же и урок – это встреча, диалог специалиста (учитель) и
неспециалиста (ученик). От того, на что делается акцент, уроки
становятся скучными или нескучными. Если учитель упражняется в способах
подгонки «неправильных» учеников под «правильную» информацию, его
действия могут быть весьма эффективными в плане подготовки к
независимому тестированию, «натаскивания» для написания контрольных,
либо для персональной галочки – материал дан, программа выполнена.
Формально – никаких претензий. Неформально… У всех есть опыт не только
«правильных» уроков, но и «правильных» докладов на конференциях и
семинарах; «правильных» выступлений коллег и администрации на
педагогических совещаниях, «правильных» выступлений политиков,
«правильных»… Почему же при таком обилии правильности наша жизнь
остается столь неправильной?
Может, рискнем пойти по иному пути и попробуем сфокусировать свое
учительское внимание на реальных учениках с их заинтересованностью –
восприятием – активностью и уже отталкиваясь от этого будем подбирать
методы, способы, формы подачи необходимой по программе информации.
Дозируя и корректируя ее по ходу – специалисту намного проще выделить
более важное и значимое, если «протолкнуть» все целиком удается.
Конечно, этот путь более сложный по нагрузке, более рискованный по
последствиям, менее прогнозируемый и абсолютно не подлежит «правильной
алгоритмизации». Но я уверена: это единственный способ сделать уроки
интересными. Единственный способ выйти в реальный диалог специалиста и
неспециалиста, а не просто имитировать его «правильными педагогическими
приемами».
Проводя уроки психологии со школьниками, я иногда предлагаю им игру. Мы
выходим в школьный коридор, устраиваем там «полосу препятствий» из
вынесенных стульев, рюкзаков и прочей утвари классной комнаты, легко
поддающейся сборке-разборке. В начале и конце имитированной «полосы
препятствий» и в наиболее сложных ее местах стоят наблюдатели. Все
остальные ученики пытаются по очереди пройти импровизированный маршрут
с закрытыми глазами. В усложненной форме – с закрытыми глазами и задом
наперед. В самой сложной вносится компонент времени – чем быстрее, тем
лучше. Или дистанция охватывает лестничные пролеты – в этом случае
безопасность участников обеспечивается наблюдателями на каждом повороте
лестницы.
Помимо бурных эмоций, которые обычно поднимаются во время этого
упражнения, ключевым итогом предложенной игры становится разрыв
привычных шаблонов и стереотипов. Чтобы преодолеть страхи, чтобы не
быть игрушкой в чужой игре, чтобы быть творческими, спонтанными и в
итоге эффективными – для всего этого мало быть «правильными». Отказ от
привычных шаблонов и стереотипов – порой единственный способ решить
нерешаемую ситуацию. Возможно, вечная тема скучных уроков и
незамотивированных к обучению учеников имеет свой ключик. Главное –
преодолеть полосу препятствий из привычных шаблонов и стереотипов.
Елена МЕРЗЛЯКОВА, кандидат психологических наук,
Институт педагогического образования и образования
взрослых НАПН Украины г. Киев