ВСТРЕЧНЫЙ КУРС
Выездной зачет: принцип айсберга
На поверхности – учебная деятельность. А основная цель – повышение доверия и учебной мотивации, снятие агрессии
Учебный год заканчивается. Программа пройдена.
Есть результаты, которые радуют. Но есть и нерешенные задачи. Причем
порой бесповоротно нерешенные. Так называемые трудные классы. Кому-то
все же удалось установить контакт с ребятами. Кто-то готовится
категорически отказываться от «безнадежных». Но это наши
профессиональные проблемы, наш взрослый выбор. А что происходит с
подростками, пережившими за эти месяцы немало конфликтов, обвинений,
унижений? Им тоже жить непросто. Но у них-то нет выбора. Им в сентябре
возвращаться за те же парты, к тем же педагогам. Или к новым,
неизвестным, кого администрация отыщет. Может, попытаться теперь, когда
предметная программа в основном пройдена, поработать на изменение
ситуации? Подготовить почву для более успешного взаимодействия учеников
и преподавателей?
Общими усилиями
Успех неизбежен, если объединить усилия большинства педагогов,
работающих с классом. Начнем с тех, кто испытывает не столько
раздражение, сколько сочувствие к мятежным подросткам. Конечно
это классный руководитель, который и двойки в журнале видит,
но и по-человечески с детьми разговаривает, в курсе семейной ситуации
каждого ученика. Может, еще первая учительница, которая помнит нынешних
хулиганов жизнерадостными малышами, полными надежд и энтузиазма.
Но очень важно не остаться кучкой сочувствующих «гуманистов». Пусть
каждый учитель получит возможность сделать что-то для класса, получит
опыт конструктивного взаимодействия. С удивлением обнаружит, что именно
эти дети могут работать, добиваться результата. В том числе по твоему
предмету. И ребята увидят взрослых в другом качестве.
Хороший вариант – большая учебная игра, задания для которой,
увлекательные, разнообразные, готовят педагоги, работающие с классом.
Организаторам придется подробно объяснить «технические условия»:
задание придумывается на команду, оно не столько на точные знания,
сколько на универсальные умения, к нему нужно предусмотреть подсказки.
На вольном просторе
Изменение ситуации – это изменение стереотипов. В первую
очередь по отношению к школьной рутине.
Поэтому уезжаем из школы – на ближайшую турбазу, устраиваем палаточный
лагерь, в конце концов. В стенах школы слишком много печальных
воспоминаний, слишком сильны стереотипы деструктивного поведения (здесь
мы доску испортили, а здесь баллончик с газом распылили…). Новую жизнь
лучше начинать с чистого листа.
Игра с подтекстом
С одной стороны, трудный класс нуждается прежде всего в
психологической коррекции. С другой стороны, ребятам порядком надоели
душеспасительные беседы, нотации и нравоучения.
Поэтому устраиваем игру по принципу айсберга: на поверхности учебная
деятельность, достаточно актуальная все-таки для школьников. Проверка,
обобщение всего пройденного. Возможность исправить какие-то оценки и
применить теорию на практике. Наконец, шанс обнаружить, как науки могут
пригодиться в жизни, оценить педагогов как специалистов. Конечно,
ученики должны осознать, как много они сами все-таки умеют, несмотря на
двойки. Продемонстрировать свои знания (учителя, друзья этого раньше не
замечали – теперь смогут оценить).
Доверие друг к другу, уверенность в себе, повышение учебной мотивации,
снижение агрессии – это подводная часть айсберга, о которой не стоит
много говорить. По крайней мере по инициативе взрослых. Поэтому помимо
предметных заданий организаторы создают условия, в которых подростки
могли бы изменить отношение к своим одноклассникам (оказывается, они не
зануды и хулиганы, а люди, с которыми можно взаимодействовать) и к
самим себе. Особенно хочется повлиять на самооценку детей, как правило,
заниженную, снять лишние страхи.
Итак, одно из таких условий, связанных с подтекстом игры:
соревновательный элемент должен быть минимальным. Игра настраивает на
сотрудничество, а не на соперничество. Придумываем разные номинации,
или участники зарабатывают игровую валюту, которая впоследствии
конвертируется в оценки по тому или иному предмету. Каждый заработает
хоть что-то.
Игра должна быть командной и очень разнообразной (так и получится,
поскольку задания готовят разные учителя), чтобы каждый ребенок мог
оказаться ценным членом коллектива.
Игра должна проходить практически без вмешательства взрослых. Но при
этом с заданиями, заставляющими обращаться за помощью к одноклассникам
и учителям.
Достойное обрамление
Игра-зачет, Большая игра – центральное событие выезда, но не
единственное. Помним про подводную часть айсберга.
Много можно сделать на почве формирования команд. Ребята соединяются в
группы по собственному желанию. Это принципиально – взрослые не
командуют. Но придумывают несколько промежуточных мини-заданий, чтобы
ненавязчиво помочь ребятам познакомиться с теми, с кем они в классе не
привыкли общаться.
К примеру, игровая разминка, накопление стартового капитала (игровой
валюты) – команды произвольные. Их состав при желании можно будет
изменить. Одно из условий: игроки публично благодарят друг друга за
вклад в решение заданий. Для многих эти благодарности – откровение.
Оказывается, «блондинка класса» неплохо соображает, а местный «тихоня»
способен первым оценить и поддержать перспективную идею.
После разминки – тренинги. Формально – для подготовки к игре. На самом
деле – для создания условий, при которых ребята смогут проявить себя
чуть иначе, чем на уроке. Смогут увидеть одноклассников по-новому.
Сначала тренинг пунктуальности. Ведущий предлагает классу: представьте
себя менеджерами. У вас напряженный рабочий график: встречи с клиентами
в полдень, в три часа дня и в пять вечера. У вас пять минут, чтобы
составить список партнеров на каждые переговоры, да так, чтобы это были
все время разные люди и не меньше трех человек за прием, иначе деловые
переговоры рискуют превратиться в свидание. А нам не до того! Пять
минут на поиск десятка человек, которые заняты по горло своими
проблемами! Тут уж в спешке обратишься к самому неприятному или
незаметному человеку в классе. Ведущий объявляет: полдень в нашем
«бизнес-центре». Пять секунд суеты – собрались «переговорщики». Им
дается короткое задание на смекалку. Ведущий просит отметить самого
результативного участника встречи. Через десять минут объявляется
следующая, трехчасовая встреча. Разумеется, шесть вечера наступит так
же быстро. Полкласса скажут в эти краткие сроки кому-то спасибо и
услышат слова благодарности в ответ.
Еще один занятный тренинг – креативности: нужно стать агентом человека,
который достается тебе по жребию. Полчаса, чтобы выяснить, что он
умеет, за что потенциальный работодатель станет платить ему огромную
зарплату. Подготовить резюме, рекламный плакат, слоган. Естественно,
партнер сделает для тебя то же самое.
Приходится снова хвалить одноклассников. Притом за дело. Да еще того,
с кем за год парой слов не обменялся.
Теперь команды для Большой игры будут сформированы чуть иначе, чем это
могло быть поначалу.
Послесловие
После завершения игры каждый ученик класса становится богачом:
на личных счетах скапливаются тысячи условных единиц. По договоренности
их можно превратить в оценки (по определенному курсу) или
конвертировать в сладости.
Доказательство эффективности выездной игры – зарождающееся в классе
меценатство. Скажем, пятерка «стоит» тысячу. У кого-то осталась пара
лишних сотен, кому-то не хватает именно этой суммы. Ребята дарят друг
другу свои капиталы, причем не только давним друзьям – всем, кому
нужно.
Если вы решили попробовать, то...
…продемонстрируйте
максимальную заинтересованность в каждом ученике. Кто-то
перед выездом непременно испугается, начнет искать повод остаться дома.
Не стесняйтесь уговаривать, идти навстречу. Нужно раньше уехать? Мы
найдем способ это устроить. Нужен особый режим питания? Предупредим
столовую. Нам дороги все ученики, никого не хочется потерять!
В глубине души учителя, разумеется, понимают, что без парочки
разгильдяев и грубиянов поездка пройдет успешнее, но ведь потом в
классе мы опять все вместе окажемся…
…сочетайте максимальную
свободу действий с достаточно жесткими рамками. С одной
стороны, есть достигнутые договоренности, общие правила жизни. Есть
требования безопасности, выдвинутые взрослыми, о которых дети
предупреждены, смысл которых им ясен. Ребята готовы соблюдать эти
нормы. И малейшее отступление – повод собраться и обсудить проблему.
Если нужно – изменить правила, но не мириться с их несоблюдением. С
другой стороны, есть вопросы, в которые взрослые искренне не
вмешиваются. К примеру, кто с кем из ребят живет в одной комнате.
Иногда так хочется все устроить «правильно»: здесь неугомонные
мальчишки явно не уснут ночью, а этот болтун остался один – никто не
хочет его в соседи. Просто «руки чешутся» исправить. Нет! Сами
разберутся. И дежурство по столовой – сами (хотя кто-то добросовестный
уже второй раз накрывает на стол, а кто-то снова «забыл», и мы ведь
видим это!). И вечернее развлечение – сами. И игрой взрослые не
руководят: задания лежат на полочках шкафа, команды, сформированные по
желанию ребят, выбирают себе следующую карточку, возвращают
заполненную.
Зато в роли консультантов педагоги незаменимы. Но дети оценят это
только тогда, когда им в самом деле понадобится помощь, когда они сами
придут к учителю, искренне желая услышать, что он скажет. А еще больше
– угадать то, чего педагог не договорил.
…будьте готовы к любым
неожиданностям, в том числе достаточно неприятным (курение в туалете,
драка, неприличное слово, намалеванное маркером на казенном столе).
Это не неблагодарность – просто дурные привычки, от которых в одночасье
не избавишься. И лучший способ – без обид и оскорблений дать
возможность виновникам исправить собственные ошибки: стереть ацетоном,
который, к счастью, девчонки всегда возят с собой, неприличную надпись,
подобрать окурки и договориться о правилах «мужских» разборок, уж точно
не трое на одного.
…приготовьте «запасные»
планы действий. К примеру, все смотрят хороший фильм,
чтобы потом обсудить его, поспорить («Билли Элиот» – отличный вариант
для подростков). Наверняка кто-то заскучает в отсутствие привычных
взрывов и погонь. Ничего страшного. У вас в запасе тесты: для измерения
коэффициента интеллекта, определения сферы профессиональных интересов,
уровня коммуникабельности… Ребятам обычно хочется проверить себя,
поговорить о своих способностях. Кстати, скорее всего, выполнив пару
тестов и получив утешительные результаты, ребенок вернется к фильму, по
крайней мере к обсуждению его. А потом, глядишь, дома сам посмотрит
кино, о котором народ так горячо спорил.