Посещение музеев обязательно?
Похоже, учреждениям культуры понадобились потребители платных услуг
Среди откликов на рубрику «Новости в оценке учителей» пришел
такой:
«Министр культуры Александр
Авдеев предлагает сделать посещение музеев обязательной частью школьной
программы. Хорошо: нужно плотно увязать школьную программу с
деятельностью музеев, включить посещение музеев в обязательную
программу. Но странно: посещение музеев, считает министр, зависит от
директора школы и классного руководителя, это «они не водят детей в
музеи, потому что с них никто не спрашивает».
Сдается мне, что
министерство культуры попросту хочет, чтобы музеи зарабатывали на
школе. Потому что возникает вопрос: кто будет оплачивать посещение
музеев детьми? У нас пока обязательная программа обучения бесплатная.
Но даже в бесплатном для школьников Эрмитаже экскурсии платные, вход
учителя и сопровождающих взрослых – платный. И сегодня это не
символические цены, как было в советское время. Думаю, никакие
начинания не сработают, если они не обеспечены механизмами исполнения,
не подкреплены реальностью.
И это только один из
множества примеров бездумности образовательной политики: никто не
задается вопросом, как это возможно. И возможно ли?»
Спасибо за письмо, ведь тема приобретает дополнительную
остроту и в связи с введением ФГОС в начальной школе: так называемые
уроки не за партами?– большая проблема. И что такое урок в музее, в
театре, в настоящей библиотеке, да хоть где, кроме школы, учителя на
себе уже ощутили. Большая роскошь.
Нигде школьников особо не ждут. Музей, к примеру. У музея нет лицензии
на ведение образовательной деятельности, там просвещают. Никто не
разрешит учителю проводить там урок. Образовательные программы у музея,
конечно, свои и платные. Ничего общего со школьной программой не имеют
и акции в дни школьных каникул, когда некоторые музеи пускают
школьников бесплатно.
Елена Медведева, редактор журнала «Музей», считает:
– Взаимоотношения музейного и школьного педагогов чрезвычайно
далеки от партнерских. Многое зависит не только от усилий музеев и
отдельных учителей, но и от государственной политики. А последние
поправки к закону о бюджетных организациях ставят многие музеи перед
сложным выбором: согласиться на мизерное государственное финансирование
либо стать автономными учреждениями и начать конкурировать с досуговыми
центрами, дискотеками и развлекательными клубами. Едва ли последнее
является их задачей. Переводя музеи в статус автономных, учредители
ориентируются не на их общественную востребованность, а главным образом
на умение зарабатывать. Платные услуги в музеях появляются разные. Все
ли они соответствуют музейному предназначению?
…Кто же теперь про это думает! Была в первой редакции
законопроекта «Об образовании» фраза о бесплатном посещении школьниками
музеев (ст. 35), но ее быстро убрали…