КРУГ ВОПРОСОВ
Тысяча и одна задача про новую школу
Фрагменты стенографического отчета о совещании по вопросам школьного образования, которое Дмитрий Медведев провел с представителями профессионального сообщества
CМИ уже рассказали о пожеланиях ушедшего президента,
высказанных на встрече в С.-Петербурге по вопросам ШО: здоровые
педагогические коллективы, сильные директора, выборность
директоров… С другой стороны, Дмитрий Медведев внимательно выслушал
экспертные мнения тех, кто причастен к школьному образованию.
Высказанные суждения показательны. Во-первых, формула «сколько
выступающих, столько и мнений» больше не работает. Но ни консолидации,
ни даже основы для нее пока нет. Во-вторых, проблемы школьной жизни
настолько больные, что требуют уже не «новых подходов», тем более –
посторонних для педагогики, а прежде всего инвентаризации наличных
ресурсов. Охотников же на кропотливую работу пока не видно. Так что
судите сами…
Свободный директор в
зарегулированной системе?
…Я бы хотел, чтобы была возможность придумывать те или иные
рецепты применительно к той или иной ситуации, сложившейся на уровне
конкретной школы. Мне кажется, какие-то указания полезны в том или ином
частном случае, а какие-то нет. Концепция школы не должна быть очень
жесткой. Понимаете, там сказано, например, что учителя должны
обновляться на 5% в год, а обновляется один. А почему 5%? Откуда взяли?
И вот так практически по каждому пункту. И я бы хотел, чтобы
всеобщность и универсальность были несколько убавлены (Максим
Пратусевич, директор Физико-математического лицея № 239, кандидат
физико-математических наук).
…В России 20% школ отнесли к категории слабых, это примерно
10 000 школ. Я думаю, надо применить к сильным школам такой
принцип: свободу в обмен на результаты. Мы даем результат, а вы нас
проверяйте поменьше. Чтобы учредитель мог сконцентрировать ресурсы на
помощи слабым школам, все объять невозможно (Ефим Рачевский, директор
центра образования «Царицыно» № 548, член Общественной палаты РФ).
…Мы сейчас находимся в уникальной ситуации. Возможность
реструктуризации и реформы в образовании ограничивается не деньгами, не
зданиями, ограничивается наличием адекватных команд менеджеров.
Проблема директора сейчас ключевая в образовании (Ярослав Кузьминов,
ректор НИУ ВШЭ).
Так вам креатива надо или
критериев?
…Нам кажется, что в новом стандарте школьного образования
необходимо исправить несколько вещей. Первое – это недостаток
креативных предметов: у нас в 2–3 раза меньше доля креативных
предметов, начиная просто от лепки в 1–2 классах до каких-то технологий
в средних классах. Вот когда ребенок к чему-то тянется, мы можем ему
предоставить место для творчества, а не для повторения. Второе – это
отсутствие коллективных проектов и проектной деятельности школьников
вообще, это отсутствие глубоких профилей в старшей школе и это
недостаток социальных компетенций, основ социологии, экономики и права,
это слабое знание иностранных языков. Две последние проблемы –
недостаток социальных компетенций и слабое знание иностранных языков –
причина того, что нам не хватает времени в бакалавриате на нормальное
профессиональное обучение, мы компенсируем фактически нехватку
социальных компетенций, нехватку нормального иностранного языка в
высшей школе (Ярослав Кузьминов).
…К большому удивлению, у нас некоторые предметы не
заканчиваются вообще ничем. У нас ребенок в течение школьного курса 498
часов тратит на музыку, а результаты по музыке никто даже
вербализировать не может, чему должен научиться ребенок, и результаты
бывают разные. Мы должны четко сказать по каждому предмету, какую цель
мы ставим, и вот это отведенное время мы должны наполнить смыслом для
ребенка, для его будущей жизни (Ольга Голодец, вице-мэр Москвы).
Кризис школьного воспитания
…Чувствительность населения к школьному образованию огромная.
Уровень дискуссий по школьному образованию показывает зрелость
общества, готовность общества, абсолютную разумность родителей,
педагогов и даже детей к этой реформе (Ольга Голодец).
…Деградация воспитательного компонента связана с тем, что
утрачена идеология. Сейчас вакуум, предпринята попытка ввести
определенный предмет. Но его потенциал подрубается острейшим кадровым
дефицитом. А это очень деликатный предмет. Он требует и убежденности, и
высокого культурного, нравственного и профессионального уровня того,
кто его преподает. Единственная возможность – развитие теологических
кафедр, которые могут готовить преподавателей-теологов в рамках
государственного стандарта. Но сейчас на всю страну – несколько сотен
студентов ежегодно.
Дополнительное образование потеряло свои позиции, оно передано на
муниципальный уровень. Сейчас кружки и прочие дополнительные занятия
посещают 25% детей. Серьезный урон в кадрах и в материально-техническом
обеспечении. В советское время все это было сильнее, за счет
государства. Внеурочная работа – это отмена обязательной субботы и
ведение дополнительного образования за государственный счет. Секции,
студии, клубы, даже подтягивание знаний по предметам.
Но самая мощная воспитательная мера из возможных – это наличие
квалифицированного, мотивированного и нравственного педагога в школах.
Человека уважаемого, который воспитывает своим примером (Евгений Юрьев,
советник президента по социальным вопросам).
В поисках
учителя хорошего и очень хорошего
…Студенты педвуза не идут в школу – это следствие общей
ситуации и видения перспектив выпускниками. Зарплата – это хорошо, но в
школе огромное количество маразма, который с каждым годом все прибывает
и прибывает. Вот мы говорим про техническое переоснащение школ, но это
не избавляет учителя от всего того, что у него было раньше. Я как
практикующий учитель говорю, что подготовить урок с применением IT
занимает гораздо больше времени, чем подготовить его с мелом и доской.
Если мы хотим на учителя повесить эту нагрузку, мы должны убрать что-то
другое (Максим Пратусевич).
…От приукрашивания надо перейти к реструктуризации
педагогического образования, однако сейчас это делается механистически.
Повышение квалификации учителей требует какой-то новой структуры. По
отраслевому принципу это проще поручить педагоги ческим вузам (Валерий
Соломин, ректор Герценовского университета).
…Все-таки в подготовке учителя есть методическая сторона и
есть профессиональная. Мне кажется, что повышение квалификации второй
стороны, профессиональной, лучше бы проводить в вузах классического
плана. Повышение квалификации на стоящем физическом факультете позволит
учителю понимать современную физику и использовать ту методику, которая
у него имеется (Николай Кропачев, ректор СПбГУ).
…К нам приезжают коллеги из других школ, идет обмен, он очень
актуален, а мы не имеем возможности деньги получать за это. Один из
идиотизмов нашей системы (Ефим Рачевский).
…Программе модернизации педагогического образования два года,
но пока не видно, чтобы что-то работало. Нужны более определенные шаги,
связанные с переоценкой состояния педагогического образования (Исак
Фрумин, научный руководитель ИРО НИУ ВШЭ).
Элитарность или
эгалитарность?
…Разрыв между плохими и хорошими школами не только в качестве
подготовки, но и в нравственном качестве учеников, он стремительно
увеличивается. Разделение пагубно. Конечно, когда одинаковые дети сидят
в группе, учить легче. А когда они разные, надо сильнее выкладываться.
Но, пожалуйста, делайте это. Это помогает вам быть в форме, это
помогает им [ученикам] расти (Николай Кропачев).
…Из высокой и даже высочайшей общественной ценности
образование с годами все больше и больше становится услугой. Конечно,
это правильно с точки зрения экономики, управления. Услугу можно
замерять, исчислять и пользоваться данными. Но с точки зрения
результативности это очень большая потеря. Из высочайшей значимой
общественной фигуры учитель может превращаться и превращается по факту
в предоставителя услуги и сам в силу этого начинает терять
ответственность за конечные (воспитательные) результаты своей работы
(Евгений Юрьев).