Образы и образцы современного образования
В конце апреля в Красноярске прошла XIX Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогика развития: инициатива, самостоятельность, ответственность»
Если понимать слово «конференция» в изначальном смысле,
то есть как место сбора людей, заинтересованных в решении общей
проблемы и переопределении собственных взглядов, то традиционная
красноярская – это как раз то. Двадцать лет назад она зарождалась как
инициатива небольшой группы психологов и педагогов из Красноярска,
Новосибирска, Томска и Москвы – просто площадка для обсуждений
результатов эксперимента по внедрению развивающего обучения (сама
формулировка «педагогика развития» – давыдовская). Но постепенно
тематика обсуждений расширялась, иные подходы не отвергались,
участников прибавлялось, другое дело – неизменной остается
приверженность культурно-исторической парадигме мышления.
Это большой плюс для понимания материалов конференции: важно не «кто
что сказал», а «какдумает сообщество» по данному вопросу.
Итак, содержание дискуссий последней конференции – становление
инициативы, самостоятельности, ответственности в педагогической
практике.
Опоры, риски,
результаты
Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: все признают
огромную значимость инициативы и самостоятельности, согласны с тем, что
это, пожалуй, и есть главные результаты образовательной деятельности,
но как только доходит до конкретных практик – «стоп машина». Почему?
Пленарное заседание открыл доклад Бориса Эльконина, доктора
психологических наук, президента Ассоциации развивающего обучения:
– Полнота самостоятельности и инициативы проявляется в трех вещах:
опробование опор, опробование границ поля действия и испытание
перспектив. Для ученика младшей школы важно научиться строить для себя
опоры, которые помогут ему совершать те или иные действия. В качестве
такой опоры может выступать, в частности, некая общая схема действия. В
подростковом возрасте важно научиться выходить за пределы применения
известных способов действия в стандартной ситуации и попробовать себя в
различных видах деятельности. В юношеском возрасте возникает запрос на
прояснение жизненной перспективы, встают новые задачи: выстраивание
собственных жизненных приоритетов, овладение умениями управления
собственными ресурсами для реализации карьерных и других целей.
Образовательная практика должна быть устроена таким образом, чтобы
школьник учился все более свободно обращаться с различными опорами и
при необходимости творчески преобразовывать их. Действовать так, словно
их нет.
По Борису Эльконину, практика опор и апробирование границ поля действия
позволяет расширять возможности ученика, взращивать его
самостоятельность и инициативу. Профессор также дал связку:
самостоятельность – это построение опор своей деятельности; инициатива
– это риск перехода в новое поле деятельности; между ними находится
ответственность за принимаемые решения.
В разных залах, в разных
логиках
А как сами дети понимают ответственность? О проведенном
исследовании
говорила доктор психологических наук Людмила Дементий. Ответственность
подростки понимают как следование внешним, кем-то сформулированным
обязательствам. Внутренняя, субъективная ответственность в подростковом
возрасте проявляется мало, но все же иногда обнаруживается: некоторые
ребята понимают ответственность как личностно и социально значимое
качество. Возможно, потому, что в школе все сильно нормировано?
О конкретных методах работы по развитию детской самостоятельности и
инициативы говорили на проблемных симпозиумах и мастер-классах.
Надежда Муха, заместитель директора томской школы «Эврика-развитие», и
ее коллеги рассказали о возможностях полисистемной школы, когда сразу
несколько педагогических систем существуют в пространстве одного ОУ
(Монтессори, школа Толстого, развивающее обучение Эльконина–Давыдова).
Полисистемность уже сама по себе работает на расширение представлений о
разных путях достижения образовательных результатов, к тому же
позволяет организовывать особые образовательные ситуации по
взаимодействию разных образовательных миров.
А что есть инициатива, самостоятельность и ответственность педагога?
Катерина Поливанова, ведущий научный сотрудник института психологии
РАО, научный руководитель программы «Коммуникации, образование,
технологии», считает, что инициатива учителя возможна в том случае,
если четко поставлена цель, имеются индикаторы, по которым можно судить
о достижении ожидаемых результатов, и учителя владеют
алгоритмизированными способами действия, которые позволяют этих
результатов достичь. Эта профессия – система базовых профессиональных
навыков. Но существует ли сегодня внятная система профессиональных норм
и требований? Увы, школа не располагает информацией о результатах того,
что может называться образованием и обучением. У педагогов нет
индикаторов, по которым можно судить, насколько хорошо они работают.
Кирилл Митрофанов, заместитель директора Центра
социально-экономического развития школ ИРО НИУ ВШЭ, поддержал тему
депрофессионализации учителя. Ход мысли такой: раз традиционные
педагогические методики и технологии не позволяют развивать
самостоятельность и инициативу детей, следует обращать внимание не на
исполнение функций, а на личность педагога. Именно ценностное отношение
педагога к делу должно стать важнейшей характеристикой учителя как
профессионала сегодня.
Как оцениваем, так и
ориентируем
Виктор Болотов, вице-президент Российской академии
образования,
рассказал, какие достижения должны оцениваться в школе. В первую
очередь это освоение универсальных учебных умений. В настоящее время в
России есть несколько групп, которые работают над созданием
мониторингов, связанных с оцениванием учебной деятельности, в том числе
уровня развития ключевых компетентностей. Например, московская группа
экспертов Петра Нежнова и красноярская группа, работающая под
руководством Бориса Хасана. Кроме того, РАО планирует создать
мониторинг социальной успешности детей. Но реальность такова, что
успешность школ и учителей вышестоящие руководители зачастую оценивают
по результатам ЕГЭ и ГИА, есть регионы, где эти результаты – основание
для выплаты стимулирующей части. Это недопустимо. Тесты государственной
аттестации – это тесты с высокими ставками, они не учитывают
контекстную информацию, которая очень часто определяет результат.
Что можно противопоставить внешним мониторингам сегодня? Только редкий
опыт отдельных школ по комплексному оцениванию. Как отметил Кирилл
Митрофанов, в развитых странах система оценивания качества образования
на 80% состоит из процедур, основанных на самооценке. А это,
согласитесь, очень близко стоит к проявлению инициативы и
самостоятельности.
Посредническая роль
учителя
В презентации Бориса Эльконина – напомним, он открывал
конференцию –
отдельным слайдом стояла мысль Жака Дерриды: «Форма соблазняет, когда
нет больше сил понимать силу изнутри ее самой, то есть творить». В
проекции на педагогику профессор интерпретировал ее так:
– У педагога возникает искушение предложить детям образец действия,
когда он оказывается не в состоянии понимать работу ребенка изнутри ее
самой. А как это – «понимать работу ребенка изнутри»? Это означает, что
в центре внимания педагога должна находиться энергия активности
ребенка. И что основная педагогическая задача должна состоять в том,
чтобы оформить и преобразовать эту активность в культурные формы или,
по Выготскому, «преобразовывать натуральное в культурное, не теряя
энергии натурального».