Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

витк

Все больше педагогов начинают задумываться о том, как проявить глубинные связи своего предмета с другими дисциплинами. И здесь может помочь опыт школ, уже реализующих системный подход к интеграции знаний. В программе московского центра образования № 686, более известного как «Класс-центр», наряду с общеобразовательными предметами очень много места занимают занятия драматическим искусством и музыкой. По сути, центр объединяет в себе три школы: общеобразовательную, драматическую и музыкальную.
Интересно, что вначале художественному образованию отводилась подчиненная, вспомогательная роль. К примеру, анализировать художественные и исторические тексты школьники учились, готовя спектакли. Но педагогам становилось все более очевидно, что главный образовательный эффект в их образовательном учреждении случается в сфере личностного развития детей. И значит, предметы эстетического цикла, как пишет ректор ЦО № 686 Сергей Казарновский в статье «Работа понятий, или Глубинная интеграция учебного процесса» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 4 за 2012 год), являются не «служебными», а взаимодополняющими.

Кроме того, выяснилось, что «суммарное» педагогическое воздействие различных занятий определяется тем, насколько дисциплины интегрированы друг с другом в целостный процесс. И родилась идея соединить их «общим принципом, но таким, который не спущен сверху, не навязан предметам». О том, как эта идея была воплощена в жизнь, подробно рассказывается в публикации. Мы отметим лишь, что с целью интеграции учебного процесса в центре была разработана специальная программа «Энциклопедия». Она помогает находить тематические и образные аналогии, связывающие один предмет с другими. Например, неожиданные сходства обнаруживаются, если рассматривать объекты (явления) под неким необычным углом зрения, скажем, в ракурсе общего базового понятия. Так, в 5 классе в качестве такового выступает понятие «ритма», в 6 классе – «диалога», в 9-м – «системы», в 11-м – «анализа» и «интерпретации». На уроках истории ритм соотносится с восприятием времени (до н.э.; цикл; эпоха). На уроках естествознания — с «биоритмом» и «естественным циклом». На уроках литературы, изобразительного искусства, основ театра это понятие используется при любом анализе и интерпретации композиции (соположения частей) произведения…

Не секрет, что за последние десятилетия интерес подростков к чтению резко снизился. Но на этом фоне внимание специалистов и исследователей привлекает феномен поразительной популярности произведений Джоан Роулинг.
Психолог Е.Сазонова провела специальное психосемантическое исследование, результаты которого представлены в статье «Психосемантическое исследование причин популярности волшебного и фантастического среди подростков» («ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ», № 3 за 2012 год).
Как выяснилось, мир героев фэнтези Джоан Роулинг притягателен прежде всего своей непредсказуемостью, таинственностью и богатством возможностей. Он может быть страшным и опасным, но заурядным – никогда.
Практически для всех подростков характерно противопоставление скуки, уныния, бессилия, страха, напряжения реального мира и могущественности, силы, свободы, легкости мира волшебного.
Говоря об этом, автор отмечает, что переживание волшебных событий «активизирует работу воображения, инициирует подростков на собственное достраивание в фантазиях и мечтах некоторых художественных образов, дает «почву» и «материал» для замысливания собственного действия». Таким образом, встречи с волшебством помогают ребятам решать ключевую задачу возраста – стать инициативным по отношению к миру.
В заключение Е.Сазонова делает акцент на том, что учеба и даже ежедневное общение со сверстниками нередко воспринимаются детьми как обыденность и серость. Реальный мир подавляет, в нем слишком мало места для реализации потребностей подростка. Поэтому педагогам важно использовать такие методы обучения, которые содержат в себе элементы необычного и условного. В этом возрасте для ребенка особенно важно оказаться в среде, где он мог бы попробовать свои силы и умения, испытать себя, быть инициативным без боязни провала.