О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
витк
Все больше педагогов начинают задумываться о том, как проявить
глубинные связи своего предмета с другими дисциплинами. И здесь может
помочь опыт школ, уже реализующих системный подход к интеграции знаний.
В программе московского центра образования № 686, более известного как
«Класс-центр», наряду с общеобразовательными предметами очень много
места занимают занятия драматическим искусством и музыкой. По сути,
центр объединяет в себе три школы: общеобразовательную, драматическую и
музыкальную.
Интересно, что вначале художественному образованию отводилась
подчиненная, вспомогательная роль. К примеру, анализировать
художественные и исторические тексты школьники учились, готовя
спектакли. Но педагогам становилось все более очевидно, что главный
образовательный эффект в их образовательном учреждении случается в
сфере личностного развития детей. И значит, предметы эстетического
цикла, как пишет ректор ЦО № 686 Сергей
Казарновский в статье «Работа понятий, или Глубинная интеграция
учебного процесса» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 4 за 2012 год),
являются не «служебными», а взаимодополняющими.
Кроме того, выяснилось, что «суммарное» педагогическое
воздействие различных занятий определяется тем, насколько дисциплины
интегрированы друг с другом в целостный процесс. И родилась идея
соединить их «общим принципом, но таким, который не спущен сверху, не
навязан предметам». О том, как эта идея была воплощена в жизнь,
подробно рассказывается в публикации. Мы отметим лишь, что с целью
интеграции учебного процесса в центре была разработана специальная
программа «Энциклопедия». Она помогает находить тематические и образные
аналогии, связывающие один предмет с другими. Например, неожиданные
сходства обнаруживаются, если рассматривать объекты (явления) под неким
необычным углом зрения, скажем, в ракурсе общего базового понятия. Так,
в 5 классе в качестве такового выступает понятие «ритма», в 6 классе –
«диалога», в 9-м – «системы», в 11-м – «анализа» и «интерпретации». На
уроках истории ритм соотносится с восприятием времени (до н.э.; цикл;
эпоха). На уроках естествознания — с «биоритмом» и
«естественным циклом». На уроках литературы, изобразительного
искусства, основ театра это понятие используется при любом анализе и
интерпретации композиции (соположения частей) произведения…
Не секрет, что за последние десятилетия интерес подростков к
чтению резко снизился. Но на этом фоне внимание специалистов и
исследователей привлекает феномен поразительной популярности
произведений Джоан Роулинг.
Психолог Е.Сазонова провела специальное психосемантическое
исследование, результаты которого представлены в статье «Психосемантическое исследование
причин популярности волшебного и фантастического среди подростков»
(«ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ», № 3 за 2012 год).
Как выяснилось, мир героев фэнтези Джоан Роулинг притягателен прежде
всего своей непредсказуемостью, таинственностью и богатством
возможностей. Он может быть страшным и опасным, но заурядным – никогда.
Практически для всех подростков характерно противопоставление скуки,
уныния, бессилия, страха, напряжения реального мира и могущественности,
силы, свободы, легкости мира волшебного.
Говоря об этом, автор отмечает, что переживание волшебных событий
«активизирует работу воображения, инициирует подростков на собственное
достраивание в фантазиях и мечтах некоторых художественных образов,
дает «почву» и «материал» для замысливания собственного действия».
Таким образом, встречи с волшебством помогают ребятам решать ключевую
задачу возраста – стать инициативным по отношению к миру.
В заключение Е.Сазонова делает акцент на том, что учеба и даже
ежедневное общение со сверстниками нередко воспринимаются детьми как
обыденность и серость. Реальный мир подавляет, в нем слишком мало места
для реализации потребностей подростка. Поэтому педагогам важно
использовать такие методы обучения, которые содержат в себе элементы
необычного и условного. В этом возрасте для ребенка особенно важно
оказаться в среде, где он мог бы попробовать свои силы и умения,
испытать себя, быть инициативным без боязни провала.