Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Ю.В.Гурин
Урок + игра
СПб.: Речь, 2010

Автор давно и плодотворно занимается играми: придумывает, собирает, распространяет игровые технологии. На этот раз его книжка предназначена для учителей. Вообще-то включать игровые моменты в урок считалось методически правильным еще давным-давно. Но чаще всего это была чистой воды имитация, а игра уж чего не терпит, так это фальши. И если вы всерьез собираетесь взять игру в союзники, придется принять ее главное условие: «свобода личности ребенка важнее всех наших педагогических идей... и что игра – для человека (и ученика, и учителя), а не наоборот».
При этом слово «свобода» не означает, что события можно пустить на самотек. Прежде чем организовать игру, взрослый должен ответить себе на вопросы: кто, где и как долго будет играть; какие ресурсы понадобятся; какого педагогического результата мы ожидаем от игры; соответствуют ли задачи возможностям детей? Ответы позволят подобрать, скомпилировать из нескольких или придумать новую игру, которая станет эффективным педагогическим инструментом именно для этих детей в этот момент времени.
Для тех, кто не уверен пока, что сможет изобрести новую игру, автор предлагает воспользоваться готовыми, многократно опробованными. Они сгруппированы в три главы: те, что можно использовать при изучении нового материала; уместные во время запоминания, закрепления обобщения и контроля; полезные для оптимизации физического и психологического состояния и поведения учеников.
Все игры и игровые приемы снабжены рекомендациями относительно того, детям какого возраста они подходят, какой инвентарь понадобится, к какой педагогической цели поможет приблизить нас игра. В конце книжки можно найти сводную таблицу, по которой легко найти игру, подходящую для каждого учебного фрагмента урока.

Т.В.Костяк
Тревожный ребенок
М.: Академия, 2008

Речь в книжке идет о детях младшего школьного возраста, именно в этот период в жизни ребенка происходят события, которые без преувеличения переворачивают всю его жизнь. И зачастую первоклассник, до этого вполне жизнерадостный, спокойный и уверенный в себе, становится плаксивым, нервным, капризным и даже начинает непрерывно болеть. Чтобы смягчить трудности перехода из беззаботного детства в регламентированный мир школы, педагоги и психологи предусмотрели период адаптации. Но для того чтобы она проходила успешно, чтобы временные трудности не переросли в постоянные, нужно знать особенности психики первоклассника, факторы и механизмы, определяющие его жизнь в первые школьные годы.
Автор начинает разговор с объяснения причин, которые вызывают у младших школьников состояние тревоги, показывает, как внешние факторы накладываются на возрастные особенности. Отдельная глава разъясняет взрослым, уже забывшим свой школьный опыт, какие страхи может испытывать ученик начальных классов. Впрочем, палитра так велика, что даже обладая хорошей памятью и развитым воображением, трудно поверить, что список страхов так велик и так сильно меняется в зависимости от возраста и пола ребенка. Не менее разнообразны поведенческие проявления – от подавленности до агрессии, от возвращения к старым игрушкам до заикания.
Испытывая постоянный дискомфорт, каждый ребенок бессознательно стремится выработать стратегию совладания с травмирующей ситуацией. Не всегда они бывают эффективными, подчас поведение ребенка ведет лишь к усугублению проблемы. Поэтому взрослые, находящиеся рядом, должны сопровождать маленького школьника в этом преодолении. Автор приводит несколько примеров такой поддержки и предлагает рекомендации для типичных ситуаций, проанализировав которые можно выработать собственную линию взаимодействия с тревожным ребенком.