СЕКРЕТЫ РАБОЧЕГО НАСТРОЕНИЯ
Победить весеннюю усталость
Эмоциональная зарядка для всех пяти чувств. И для шестого тоже!
Мы так долго ждем первых по-настоящему теплых дней: хочется
увидеть молодую зелень, пройтись по непривычно сухому асфальту в легких
туфельках, наслаждаться солнцем во время майских праздников. И наконец
вот она – настоящая весна! А мы понимаем, что радоваться сил нет,
хочется только дотянуть до?конца учебного года… Как же помочь себе и
детям встряхнуться и?обновить свою жизнь в унисон с природой?
Послушайте тишину
Весна традиционно приносит упадок интереса учителей к работе,
а детей к учебе. Все, наверное, замечали, что даже отличники к концу
года становятся менее старательными, а те, кто и до этого учился ни
шатко ни валко, вообще начинают прогуливать уроки. Да и учителя из
последних сил преодолевают груз усталости: ведь так много работы
сваливается на наши плечи и плечи детей именно весной.
Нам хочется все меньше бывать дома, а побольше – на свежем
воздухе. Хочется забросить учебники, школьную программу и отправиться
куда глаза глядят – за новыми красками, звуками, запахами,
впечатлениями. Так последуем за своими желаниями и попробуем найти во
всем, что нас окружает, ресурсы для того, чтобы вздохнуть свободнее!
Для начала можно порадовать свои органы чувств. Вспомним, например, что
мы не только умеем говорить и иногда слушать, а еще чувствуем запахи.
Когда вы в последний раз нюхали цветы, получали удовольствие от аромата
хлеба, свежих булочек, травы?
Поэтому, где бы вы ни находились, попробуйте наслаждаться запахами.
Сконцентрировав свое внимание на обонянии хоть на один день, вы
удивитесь, насколько полнее стали чувствовать мир вокруг. Можно
принести в класс цветы и наслаждаться их ароматом всем вместе, а потом
построить урок не как обычно, а с использованием такого замечательного
опыта. Или принести немножко сена (оно продается в зоомагазинах и так
чудесно пахнет). Представляете, как оживятся дети, если на уроке
главным героем будет сено?
Второй источник «сенсорной зарядки»?– вкус. Остановитесь на минутку во
время завтрака, обеда или ужина, сосредоточьтесь на вкусе того, что
едите, на этих ощущениях. Попробуйте что-то необыкновенное,
непривычное. А в школе, в начале урока, например, угостите детей
шоколадкой и скажите, что ее надо есть очень долго, минуты три. Радость
класса не заставит себя долго ждать. Можно потом всем вместе описать
свои ощущения.
Третьим источником пусть будет слух. Учителя обычно много говорят, но
мало слушают. Не оценивают «точно–не точно, правильно–не правильно», а
именно слушают. Послушайте тишину, звуки своего дома, включите хорошую
музыку, аудио- книгу. Пусть многообразие звуков станет хотя бы на час
не фоном, а источником впечатлений. На уроке этот ресурс можно
использовать так: говорите подчеркнуто тихим, спокойным голосом,
включите ребятам легкую музыку. Помните, что у детей орган слуха и так
постоянно перегружен, поэтому будьте осторожны с использованием этого
ресурса для детей.
Зрение – главный источник информации и впечатлений. Мы много смотрим,
но мало видим, еще меньше замечаем. Постарайтесь представить, что
вашими глазами смотрит ребенок, которым вы были так давно (так
недавно?). И сразу начнете видеть птиц, причудливую архитектуру,
граффити на стенах. У вас получится замечать себя не только в зеркале,
но и во всех отражающих поверхностях. А на уроке можно предложить
детям: «Внимательно посмотрите в глаза друг другу, а потом расскажите,
что вы увидели». Можно использовать смешивание цветов, выбирать цвет
дня, цвет сегодняшнего настроения. Ничего страшного не произойдет, если
урок литературы начнется с закрашивания прозрачной воды в стакане.
Увидите, как изменится настроение у вас и у ребят.
И наконец – телесные ощущения. Подумайте, может, вам давно пора
пройтись босиком по камешкам, земле, ковру. Почаще берите в руки разные
природные материалы: камни, деревянные шарики; пересыпайте крупу.
Хороший результат дают прикладывание ладошек к дереву, цветам, игра с
водой. На уроке давайте возможность ребятам больше двигаться, гладьте
их по голове, можно просто положить руку на плечо ребенка, если вы
видите, что он сильно напряжен.
Путешествие на незнакомую
улицу
Мы привыкли очень функционально воспринимать движение. Но,
изменяя темп или маршрут передвижения, мы получаем новые впечатления.
Это может быть всего лишь путешествие на незнакомую улицу или двор. А
детям движение просто необходимо, так они лучше усваивают материал.
Ресурс иностранного языка. Запоминание даже нескольких фраз – вот
прекрасное занятие, которое дает новый импульс нашему мозгу. На уроке
можно, например, поздороваться с ребятами на испанском языке и
спросить, кто знает другие иностранные приветствия или слова. Можно
сравнить звучание иностранных фраз с музыкой, звуками природы, языком
животных.
Литература тоже дает нам силы и новые впечатления. Но для этого читать
нужно что-то совсем новое, непохожее на то, с чем вы соприкасаетесь
каждый день. Если делиться с ребятами радостью и удивлением от
прочитанной книги, не исключено, что им тоже захочется испытать
подобное.
Сейчас на минутку остановитесь и посмотрите, какой из ресурсов вы
используете часто, а какой крайне редко. Возможно, именно редко
используемый канал вашей жизни может принести много сил и энергии.
Все наоборот
Еще один наш источник сил и интереса к жизни – все поменять,
сделать, как не бывает. Купите разноцветный мел, сделайте дерево
счастья, которое растет корнями вверх, или повесьте картину вверх
ногами. Увидите – и вы, и дети будете чувствовать себя гораздо уютнее и
веселее.
И уж конечно, ничем не заменить те ощущения, которые мы испытываем,
когда что-нибудь лепим, раскрашиваем, вяжем – одним словом, мастерим
своими руками. Этот ресурс тоже можно привлечь на уроке, даже вполне
«серьезном»: попробуйте провести занятие без использования ручек и
тетрадей, взяв вместо них чистые листы бумаги, и зарисовывайте новый
материал в виде цветных ассоциаций.
Источник душевных сил
Как бы мы ни любили свою работу, сколько бы ни проводили здесь
времени, источником душевных сил остается дом. Можете принести на
работу и положить на учительский стол что-то домашнее. Это поможет
сохранять душевное равновесие, быть добрее и спокойнее. Научите и детей
этому. Позаботьтесь о том, чтобы и дома, и в классе было место, где
можно побыть наедине с собой. Если вдруг станет тяжело, станьте на это
место и на минуту отключитесь от всего. Хорошо переключаться у окна или
позади всех парт.
Попробуйте какое-то время пожить не разумом, а чувствами. Выключите все
мыслительные функции. Прислушайтесь к себе и попробуйте найти ответ на
волнующий вопрос, не анализируя, а чувствуя. Так же и в школе.
Постарайтесь не прибегать все время к рациональным соображениям, а
замечайте, что вы чувствуете, что чувствуют дети. Это поможет не
перегружать ребят и лучше владеть собой.
«Сделай то, чего ты никогда не делал, – и ты получишь то, чего никогда
не имел», – сказал мудрец. Сделайте, рискните! Спойте, если никогда не
пели; попрыгайте – если стеснялись; крикните?– если молчали; улыбнитесь
– если забыли. Загляните в себя, и наверняка обнаружите что-то
неожиданное.
Главное, что нужно помнить: эмоциональное выгорание, нервное и
физическое истощение наступают тогда, когда мы используем одни и те же
способы передачи и восприятия информации, когда мы долго ничего не
меняем, когда слишком долго живем чем-то одним.
Важно помнить: мы только тогда можем что-то дать, когда наполнены сами.
Мир так прекрасен и многогранен. Человеческий внутренний мир тоже очень
разнообразен – ищите свои грани, открывайте новые, живите интересно и
разноцветно, и тогда весна не застанет вас врасплох.
Может пригодиться
Чтобы вернуть
свежесть восприятия органам чувств, можно предложить детям игровые
задания во время классного часа или в походе, который по традиции
устраивают в?майские праздники многие классные руководители.
Главный герой – нос
Неизменным
успехом, особенно у младших школьников и пяти-, шестиклассников,
пользуется дегустация ароматов.
Для ее проведения нужно заготовить несколько небольших емкостей
(например, пластиковые стаканчики), в которые мы положим ватные диски,
пропитанные разными запахами: лавандовым маслом, кофе, ванилином,
уксусом, чесночным соком... Выбор огромен и ограничивается лишь
материальными возможностями, фантазией и соображениями безопасности (не
стоит использовать неприятно пахнущие и ядовитые вещества). В совсем
простом случае нужно сделать вторые варианты, с которыми дети будут
соотносить свои образцы. Можно составить список, и напротив каждого
пункта дегустатор будет ставить номер образца.
Более сложное задание – называть вещества, определяемые по запаху. Для
интриги пригодится стаканчик с чистым образцом, пусть дегустаторы
самостоятельно придут к выводу, что это «пустышка», – тут даст себя
знать навык нешаблонного мышления.
Вариант игры можно использовать даже в походе: пусть две команды
подготовят подобное задание, используя лишь подручные средства. Им
нужно будет пропитать марлевые салфетки всем, что смогут найти вокруг
себя: дымом костра, растертой хвоей, смолой, запахом черемухового
цвета. А потом обменяться образцами.
При определении победителя учитывается и правильность ответов, и
изобретательность при изготовлении обонятельных загадок. После похода
можно предложить ребятам написать маленькие рассказы о нем, используя
только обонятельные впечатления. Но предупредить об этом нужно перед
поездкой, чтобы они настроились именно на восприятие запахов.
Мир на ощупь
Предметом
для угадывания могут стать и тактильные ощущения.
Когда солнышко достаточно прогреет землю, можно подготовить несколько
площадок с разным покрытием: сухой и мокрый песок, галька, трава,
глина, слой тонких веток.
Ребята с завязанными глазами по очереди встают босиком на разные
поверхности и угадывают, что находится под ногами. Если дело происходит
в помещении, можно заготовить несколько образцов разных материалов –
кусочки металла, картона и отшлифованного дерева, лоскуты замши, кожи,
брезента, шелка, мешковины... И предложить медленно и вдумчиво их
потрогать, почувствовать фактуру. После этого составляются цепочки
определений для каждого материала. Выигрывает тот, кто придумает
последнее прилагательное. По желанию ребята могут представить себя в
образе того или иного материала по образцу игры «Если бы я был
животным, растением, то был бы...» и добавить к этому списку цвет,
запах, звук, явление природы, объяснив, почему ты, например, «оранжевый
цвет, запах дождя, звук колокола, ливень с грозой».