Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАЧА НА ПОНИМАНИЕ


Куценко Елена, Куприянов Борис

Метафора в педагогике

Ключ, с помощью которого мы открываем знания именно для себя

Невозможно представить себе взаимодействие взрослого и ребенка без использования метафоры. Она пронизывает все наше общение, наполняет его живым дыханием, сближает собеседников с разным опытом, облегчает понимание. Тем более жаль, что метафора – редкая и, прямо скажем, не самая почетная гостья в современной педагогической практике. Ею пренебрегают – подумаешь, метафора, необязательный декоративный элемент, – и все наши правила, принципы и дидактические конструкции со свистом проносятся мимо детских ушей. То же самое можно было написать, например, так: метафора является эффективным приемом в обучении и воспитании детей и подростков. Если вам было приятнее читать первый вариант, то, возможно, будет интересно познакомиться с материалом об использовании метафоры во взаимодействии учителя и ученика.

В обучении

Метафора при умелом применении может стать незаменимым инструментом для объяснения сложных процессов и явлений. В качестве примера можно привести всем известную книжку Лутошкина «Как вести за собой». Ее с одинаковым интересом читают и классные руководители, и педагоги загородных лагерей, и подростки. А ведь описаны в ней довольно сложные понятия социальной психологии. Но они стали доступны благодаря тому, что приобрели символически-метафорический облик.
Хорошо бы ввести в школьную практику подобное преобразование учебного материала. Ведь метафора не только упрощает сложное, но и дает возможность сконцентрироваться на существенных признаках явления. Не распылять внимание на частности, детали, а удерживать главное. В программе каждого предмета огромное количество сведений, обязательных для запоминания. Выучить это может только ребенок, обладающий хорошей памятью и боящийся наказания. То есть мы изначально обрекаем образовательный процесс на неуспех.
Но можно ведь и иначе. Я вспоминаю, как нам преподаватель увлеченно рассказывала о Французской революции, о революционном маятнике, движении вперед и вспять. Мы это поняли, почувствовали и увидели, что та же метафора работает и в приложении к другим событиям. Если метафора грамотно сконструирована, она дает понимание процессов, сущностей. Как историк, я не против фактов и дат, но подлинное историческое мышление строится на понимании закономерностей жизни и развития общества. Здесь-то метафора и работает. Это же можно отнести и к биологии, где тоже важно понимать процессы, но происходящие уже в живом организме. Наверняка и в физике, и в химии можно найти простор для метафор, было бы у учителя желание их использовать. В первую очередь это облегчило бы жизнь детям с образным мышлением.
Можно сказать, что метафора выполняет роль переводчика с научного языка на детский. По идее, осваивая язык науки, ребенок все меньше нуждается в поддерживающей метафоре. И в какой-то момент, почувствовав себя в близком ему учебном предмете как рыба в воде, он сам начинает порождать метафоры. Я, помню, пришел однажды в лицей, где учится сын, и стал свидетелем одного разговора взрослого с подростком.

– Как, на твой взгляд, соотносятся язык и слово? – спросил один из родителей.

– Примерно так же, как волна и электромагнитный импульс, – ответил старшеклассник. Из этого ответа совершенно очевидно, что ученик работает в пространстве сущностей. Наверное, подобный ответ можно считать показателем того, что он освоил язык науки и может служить переводчиком для другого. Если порождает метафору, значит, освоил материал, может порождать собственные мысли – ведь мысль ребенка метафорична.
Я убежден, что многие учителя так или иначе актуализируют образный подход, используют метафору, чтобы дети лучше запомнили, ярче ощутили, удивились, пережили встречу с новым знанием. Надо просто узаконить то, что есть в стихийной педагогической практике.
Для этого хорошо бы поменять отношение к процессу образования. В обучении ведь есть некое эталонное знание и есть ребенок. И все наши усилия сводятся к попыткам сделать так, чтобы ученик присвоил это знание. Метафора позволяет предъявлять ребенку культурные образцы, говоря с ним на том языке, который ему органичен. Образ позволяет превратить понятия неведомого мира науки в нечто осязаемое, переживаемое.
При конструировании метафор педагогу нужно, с одной стороны, учитывать реалии, язык, на котором говорят дети, с другой – не раствориться в этом и не потерять культурную планку.

И в воспитании

Работа с образами делает неизмеримо продуктивнее планирование будущего и анализ прошедшего события – праздника, фестиваля, конкурса, ролевой игры. Про Лутошкина рассказывают, что когда на историко-педагогическом факультете готовилось какое-нибудь мероприятие, студенты приходили к нему со словами: «Анатолий Николаевич, мы организуем праздник песни» – и начинали рассказывать об идеях, он их останавливал: «Подождите, нарисуйте сначала картинку». Мне кажется, это дает возможность начать планирование с главного: помогает увидеть настроение, суть будущего события. Это очень правильный ход, если мы хотим получить образ, а не глубокомысленную формулировку.
В воспитании, как и в обучении, метафора может стать языком, на котором учитель говорит с учеником, если хочет понимания. Во многих вопросах, касающихся общения, выбора, понимания места человека в коллективе, метафора достаточно безопасный язык, позволяющий раскрывать сущность и в то же время не обнародовать то, чего ты не хочешь. Очень сложно ведь ответить на прямой вопрос: как ты считаешь, как к тебе относятся в классе? Или: какую роль ты выполнял, когда мы ходили в поход? Если же предложить метафору «класс – это команда корабля», например, оценить свое место ребенку будет гораздо легче: «Я был штурманом, помогал определять направление движения. Я – боцманом, на мне была организация хозяйственных работ. А я на этот раз – простым матросом». Для создания простого образного языка мы в свое время придумали еще и метафору охоты – для анализа прожитого дня или этапа игры. Кем ты был сегодня: загонщиком, охотником, гончей, егерем?..
Или например, если предложить ребенку перечислить свои сильные стороны, это вызывает смущение, замешательство. Вместо этого можно сделать простой ход, нарисовать «куст моих талантов», на котором каждый «вырастит» листочки с надписями – и перечисление своих способностей и интересов превращается в игру. Процесс самопознания становится не убийственно серьезным, а немножко шуточным, легким, увлекательным.
Мы в свое время замучивали детей вопросом «зачем вы приехали в лагерь?», их просто тошнило от этого. Но, к счастью, мы вовремя перевели вопрос в метафорическую плоскость, и – чудо – пошел шум, гам, веселье. Но на самом деле мы говорили все о том же, об ожиданиях детей, о целях. Обсуждая это впрямую, дети часто или стесняются, или лицемерят. А в метафорической форме говорят о том, что им на самом деле важно.
При проектировании тоже бывает полезен своеобразный метафорический конструктор, который позволил бы выстраивать планирование. Можно нарисовать сначала образ, а потом подбирать под него из множества вариантов подходящие. Например, решив проводить праздник, определяем сначала: мы хотим, чтобы это событие было большое и яркое или маленькое и теплое? А потом начинаем примерять, какое помещение, оформление, количество участников подойдут по сути, по настроению для выбранного образа.
К сожалению, школьная воспитательная деятельность стала более технологичной, функциональной, из нее ушли игра смыслов, значений, простор для вариантов, которые выбирает сам ребенок, свобода прочтения и трактовок. Если же впустить в школьную жизнь метафору, она поможет вернуть все то, что и делает воспитание нескучным и творческим делом.


Может пригодиться

Антология метафор

Использование образа, визуализация незаменимы, когда необходимо объяснить (понять) трудный материал. Часто такие маленькие хитрости подсказывает учитель – например, фразу про охотника и фазана, которая помогает запомнить последовательность цветов в спектре. Но иногда и сами дети изобретают мнемонические приемы или метафоры. Обидно, если такие открытия остаются лишь в пользовании самого автора. Чтобы сделать их общим достоянием, можно во время повторения пройденного за год устраивать мини-конференции по обмену опытом. Пусть желающие расскажут о тех приемах, придуманных или подсказанных, которые позволили понять, запомнить законы и правила, изученные в каждой теме. Оценивать качество может специально выбранное жюри. А из наиболее удачных метафор, приемов, пиктограмм можно составить антологию для более младшей параллели. Или желающие могут пойти в класс помладше и попробовать себя в роли репетиторов, предложив свои – образные– методы объяснения правил, изучаемых в этом классе. Это будет особенно полезно для тех, кто сам до сих пор не очень уверенно складывает дроби, например, или пишет безударные гласные в корне. И пока будет объяснять, сам поймет.

Сосед по парте – Шерлок Холмс

Один из самых любимых детьми приемов – театрализация, к тому же он не требует особых затрат и лежит буквально на поверхности, нужно лишь дать волю фантазии. Например, для анализа прошедшего дня или специально организованного события можно использовать «приглашенного» в класс героя. Можно литературного – от Буратино и Гарри Поттера до Шерлока Холмса или Евгения Онегина, можно представителя профессии: врача, журналиста, директора школы. Конечно же каждую из этих ролей будут исполнять сами ребята – по желанию, по очереди или по жребию. Назначение на роль можно сделать тайным: учитель потихоньку от всех сообщает об этом одному из желающих или при жеребьевке среди пустых бумажек будет только одна с именем героя. Это придаст дополнительную интригу: кто сегодня гость и внимательный наблюдатель? Во время анализа дня или мероприятия ему дают слово для оценки произошедшего с точки зрения его героя. Прежде всего это дает опыт взгляда на привычную жизнь с точки зрения другого человека, моделирования его восприятия. Ну и конечно, вносит элемент игры в надоевшие будни.

Завтра ищем клад

Еще одно использование театрализации позволяет расцветить новыми красками жизнь в летнем лагере, загородном или городском. Нужно заранее придумать и подготовить ролевую или сюжетно-ролевую игру на целый день. Основой может быть идея путешествия, поисков клада, плавания на корабле, рейда разведчиков, космического полета. От опыта организаторов, возраста детей и педагогических задач будет зависеть глубина погружения в игру. Но в любом случае она даст повод для распределения ролей, сюжетных элементов, тематических заданий – от интеллектуальных до спортивных.