БУМАГА С ОСТРЫМИ КРАЯМИ
Одаренных объявили в розыск
Несмотря на жесткую критику оппонентов, Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов утверждена
Напомним, что «ПС» писало о двух предложенных концепциях
работы с одаренными: http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201200302.
Разница есть. Начнем с того, что авторы официальных (одобренных)
документов предпочли остаться неизвестными для широкой аудитории, а
имена ученых РАО и педагогов, разработавших Колмогоровский проект,
известны всем. В основе непринятой концепции лежит реальный опыт
успешно действующих лицеев, гимназий, специализированных интернатов для
одаренных детей при вузах. Тогда как другая сторона смысл работы
с одаренными детьми видит в выявлении юных талантов, несмотря на то что
в настоящее время такие методики и тесты отсутствуют, о чем
свидетельствуют специалисты-психологи. Тем не менее Колмогоровский
проект выключили из игры.
Что дальше?
В марте тема дискутировалась в Общественной палате, и
наибольшее отторжение в документе вызвал тезис о выделении грантов за
выявление и поддержку одаренных детей, что может привести в проект
нечистых на руку людей. Также многих насторожило и то, что в концепции
основной упор делается на массовую школу, которая не имеет ресурсов для
работы с любыми особенными детьми, тогда как уже накопленный в стране
опыт по работе с одаренными детьми в специально созданных условиях
игнорируется. В результате концепция была существенно переработана и
утверждена. Теперь дело за разработкой комплекса мер по ее реализации.
Мы разговариваем со специалистами, принимавшими участие в доработке
концепции: «Что для вас значит факт утверждения концепции и какие вы
видите перспективы дальнейшей работы в русле этой стратегии?»
Александр
Ковальджи, заместитель директора по науке лицея «Вторая
школа», один из разработчиков Колмогоровского проекта:
– Начну с того, что нас не устраивает. Главный тезис, против
которого мы боролись – повсеместное выявление одаренных детей, – так и
остался в тексте. Это самая большая опасность, потому что выявление
предполагает некую методику, а надежных методик не существует. Кроме
того, талантливых детей не надо выявлять, надо создавать среду для их
развития, предоставлять право выбора. А так – «вешают ярлычок» и ждут
достижений. Опасным считаю тезис о формировании национального реестра
именных стипендий, премий, грантов для одаренных детей и молодежи. Это
приведет к погоне за грантами и выжиманию соков из детей, которые
проявили какие-то способности. Аморально возлагать на ребенка
ответственность за материальное благополучие взрослых.
Другая сомнительная мысль: «Формирование ответственности
профессионального сообщества за результаты педагогической деятельности»
– какая ответственность без свободы и полномочий? Так не бывает.
Учителю должно быть предоставлено больше свободы, тогда у него будут
лучше результаты.
Но что же все-таки удалось? В документе были усилены пункты о том, что
у нас накоплен богатый опыт работы с одаренными детьми: в системе
дополнительного и общего образования, в специальных школах, лицеях и
гимназиях. Иными словами, авторы концепции дают сигнал о том, что
следует развивать и поддерживать то, что уже хорошо себя
зарекомендовало. Это правильно: «Формировать необходимую для развития
способностей среду». Таланты хорошо выявляются там, где есть условия
развития, а не там, где выдают гранты.
Согласен и с тезисом о необходимости совершенствовать
нормативно-правовую базу, поскольку сегодня она носит удушающий
характер: специальные школы вынуждены открывать платные курсы по
подготовке к ЕГЭ, чтобы свести концы с концами.
Важна и мысль об организации общественного и профессионального контроля
в работе с одаренными детьми, поскольку это обеспечит обратную связь и
сгладит недостатки государственной политики в сфере образования. К
сожалению, этот пункт плохо прописан. Мы говорили о том, чтобы все
документы в образовании проходили общественно-профессиональную
экспертизу.
Хорошее, но невнятное дополнение – «оптимизация форм отчетности и
порядка регламентации педагогической работы». Хотя конкретно речь шла о
замене текущего контроля контролем по результатам.
В итоге получился эклектичный документ, включающий как вредные, так и
правильные тезисы, причем многие из них нечетко сформулированы. Нам
необходимо принять участие в разработке плана мероприятий, чтобы
попытаться нейтрализовать недостатки концепции.
Иван Ященко, директор
Московского центра непрерывного математического образования, проректор
Московского института открытого образования, организатор многих
олимпиад для школьников:
– Сразу хочу внести ясность: я не являюсь автором этой
концепции, но позитивно оцениваю факт ее принятия. Главная мысль
документа – поддержка «точек роста», лучших учителей и школ. В то же
время очень важно, чтобы государство не привнесло элементы бюрократии в
эту тонкую, деликатную область, которая держится на энтузиастах, на
неформальных и зачастую нестандартных методиках и решениях.
Вторая опасность: некоторые положения концепции скорее всего
так и останутся благими пожеланиями. С моей точки зрения, работа с
одаренными детьми только в том случае окажется успешной, если имеется
хорошая база в начальной школе, связь с наукой и обществом, если
отлажена система передачи инновационного опыта. И конечно, очень многое
будет зависеть от финансирования. Часто из-за отсутствия средств дети
не могут приехать на заключительные этапы Всероссийской олимпиады
школьников, те же, кому удалось добраться (иногда за деньги родителей),
вынуждены жить в плохих условиях, в пионерских лагерях, далеко за
городом. Поэтому бюджетные ассигнования на эти цели, предусмотренные
концепцией, надеемся, будут использоваться открыто и прозрачно. Важен
даже не их объем, а механизм распределения.
Александр Абрамов,
член-корреспондент РАО, один из авторов Колмогоровского проекта:
– Дискуссия между сторонниками и оппонентами концепции
завершилась, в результате нынешний вариант куда лучше первого. Но текст
документа весьма далек от совершенства. Он написан скучным
бюрократическим языком, который резко контрастирует с первой фразой:
«Каждый человек талантлив». Не каждый. С этим главным идеологическим
тезисом документа я и мои коллеги не можем согласиться. Дети все
разные, талантов не так уж много, и реалистичная задача – направить
усилия на то, чтобы помочь каждому учащемуся выбрать те формы
деятельности, в которых он достиг бы наилучших результатов. Утопичность
концепции и в том, что она охватывает разные возрастные категории – от
детей до молодежи – и разные сферы деятельности (искусство, спорт,
наука и техника). Никаких ресурсов человечества не хватит для того,
чтобы реализовать столь разнообразные задачи. Иными словами, концепция
обо всем сразу, а значит, ни о чем. В ней не содержится никаких
обязательств, она не ориентирована на конкретную деятельность. И это
крупная методологическая ошибка. Ее можно было бы исправить при
составлении плана мероприятий, но план разрабатывается сегодня за
закрытыми дверями.
Игорь Рубанов,
математик, педагог, методист, организатор первого в России Центра
дополнительного образования одаренных школьников в городе Кирове и
таких соревнований, как «Русский медвежонок», «Уральский турнир юных
математиков», «Кубок памяти А.Н.Колмогорова», «Олимпиада им. Леонарда
Эйлера»:
– В нынешнем виде концепция дает неплохую основу для
дальнейшей работы, хотя ее неизбежные краткость и сжатость порождают
различные толкования, а значит, опасения. Теперь все зависит от того,
насколько весомой будет роль профессионалов – педагогов и наставников
одаренных детей, сообществ – на этапе разработки и исполнения
соответствующих конкретных планов. Насколько умно, долго,
последовательно и упорно будет проводиться эта работа (дьявол, как
известно, скрывается в подробностях). Но самый важный вопрос – чтобы
государство, вкладывая средства в поддержку одаренных детей,
параллельно создало условия для их будущей профессиональной
самореализации в России. Ответ на него относится к сфере уже не
образования, а политики.