В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Взрослые. Но не повзрослевшие...
Инфантильность сегодняшних родителей многократно усложняет и без того «трудный» подростковый возраст их детей
Редкий взрослый не сетует на трудности общения с подростком,
да что там, большинство просто дезориентированы, и всякий раз
лихорадочно соображают, как быть: терпеть, игнорировать, идти
на жесткие меры?
Простые ситуации: вам не нравится, что ребенок носит или как он
разговаривает с друзьями, а вы гадаете, как правильно реагировать:
высказать свое мнение или промолчать. Более того, вы начинаете
сомневаться в себе: может быть, так и надо, как они, наверное, вы
просто «не догоняете», отстали от жизни. А вдруг скажешь, как думаешь,
и навредишь, навязывая устаревшие взгляды.
На самом деле для ребенка ничто не важно так, как определенность и
предсказуемость позиции взрослого. Сама потребность возраста
оттолкнуться предполагает наличие опоры, пригодной для толчка. Да и для
нас самих лучшая помощь – твердая, отличная от нашей позиция
по какому-то вопросу.
Подыгрывая, самоумаляясь, подстраиваясь, мы хитрим и всегда
проигрываем, потому что вызываем у ребенка подозрения в манипуляции,
теряем доверие. Как показали исследования, по результату выходит ровно
то же, что при жестоком обращении: негативное отношение к родителям,
неуважение, которое опасно тем, что впоследствии переносится на все
социальные отношения, объекты, нормы.
Мы надеемся, что публикация материалов исследований, проведенных
психологами в последнее время и представленных на научно-практической
конференции «На пороге взросления», поможет самоопределению взрослых
именно как взрослых в общении с подростками.
Почему наши дети не
взрослеют?
Профессор Сергей Еникополов, заведующий отделом клинической
психологии научного центра психического здоровья Российской академии
медицинских наук, рассказывал об общем фоне, в котором функционирует
современный подросток: «Еще поколение назад подростки были посетителями
школ, потом заговорили о подростках в вузах, сейчас граница расплылась
в интервале 10–40 лет: это все у нас мальчики. Оно бы ладно, но
социальная дезадаптация ухудшает качество жизни общества на всех
уровнях, в том числе личностном и семейном. Чувствительность к стрессам
и любым трудностям, страх ответственности, инфантилизм, агрессивность».
Булинг и моббинг, рассказывал ученый, теперь наблюдаются не только в
школе и вузе, но и в производственных коллективах, процветают не только
среди социально неблагополучных, но все чаще – в элитных группах.
Среди других невротических расстройств по типу социофобии набирает
обороты гелотофобия (др.-греч. гелос - «смех» и фобос - «страх»). Страх
быть осмеянным, по данным исследований, испытывают более 7% людей,
причем в небольших городах процент намного выше, потому что зависимость
от общественного мнения очень влияет на поведение. Опять «ладно бы,
боятся и боятся», но гелотофобия резко снижает социальную активность,
лишает возможности развиваться, и дети, подверженные ей, попросту
прячут свой потенциал. Вторая сторона – гелотофилы, шуты гороховые,
которые добровольно потешают других своим унижением, но и свой
нарциссизм тешат, лелеют демонстративность. И третье: целому ряду людей
нравится публично унижать и оскорблять других, они тоже вне психической
нормы. В России молодых людей с этими нездоровыми качествами больше,
чем в Северной Европе, значительно больше, чем в Китае.
Разумеется, назвать причины социального нездоровья подрастающего
поколения не возьмется никто. Но все-таки ученый не преминул назвать
место, где особенно «искрит».
«Еще одно фоновое явление – ослаблений семейных связей. Уже по переписи
2002 года традиционная полная семья в Москве – это половина от общего
числа семей. Однако исследования показывают, что в зоне риска теперь не
дети из семей, где нет отца (17%), такие семьи как раз содержат для
ребенка преимущества: больше приятия ценностей друг друга, интереса,
одинаковые требования, доверительные отношения. А семьи, где есть
отчимы, и конфликты по поводу неприятия нового родителя выталкивают
ребенка из семьи. Между тем семей со «съемными» родителями,
разводящимися и сводящимися многократно, становится все больше».
Слишком рано и очень нечестно родители начинают считать ребенка «уже
большим» и «вон каким самостоятельным», слагая со своих плеч
ответственность за его взросление. Личностью ребенку стать невозможно
без опоры на культуру и окружение.
О проблемах родителей
современных подростков
Владимир Собкин, директор Института социологии образования
РАО, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, говорил о
важности социокультурного контекста, в котором формируется подросток.
Разумеется, эмоциональное состояние подростка зависит от взрослого
мира. Как смотрят на мир взрослые? Согласно исследованиям ученого,
ситуация ценностно-нормативной неопределенности взрослых создает особый
контекст взрослению нынешних детей. Они как бы передают детям свою
травму, которую пережили 20 лет назад, когда сами были подростками и
ценностные ориентиры стремительно менялись.
Но самое интересное другое: в исследовании, которое проводилось 20 лет
назад в Москве и в Амстердаме (опрашивали подростков, учителей и
родителей), был вопрос оценки эмоциональных перспектив, так вот и там и
здесь подростков, с уверенностью смотрящих в будущее, было примерно
одинаковое количество, 34%. Зато по взрослым разница колоссальная: 8% у
нас и 74% там. Почему? Все у детей из разных стран как будто разное, но
подростки оказываются в одном кластере и по параметру «кого должна
выпускать школа»: нормативность и стремление к самореализации.
Молодежная склейка единая, тогда как представления взрослых расходятся.
Ценности самореализации и стремление к достижению успеха поддерживали
взрослые из Амстердама. Взрослые из Москвы вперед ставили гуманитарные
ценности: «друзья», «семья» «общение», «верность», «родина».
«И вот с таким трендом, – замечает ученый, – мы двинулись в рынок, и
никакого чуда не произошло. Мы не могли внушить детям, как важно брать
на себя ответственность, отказаться от патернализма, потому что сами
так не жили. И подросткам с нами было очень трудно: они уже шли по оси
индивидуализма, критичности и ответственности, а в повседневной
практике им задавали противоположные требования».
Таким образом, даже самые мощные ростки здоровых потребностей молодых
людей могут быть заглушены влиянием ценностных представлений значимых
взрослых. Кстати, влияние это растет. Обследование школьников в 2011
году показало, что они гораздо больше ориентируются на вкусы родителей,
читая книги, просматривая фильмы, перенимают их эстетические суждения,
чем это было 20 лет назад. Но драма взросления как раз в том, чтобы
«выделать себя» самому, и эту возможность отнимать у подростка нельзя,
это должно случиться. Ценностные межпоколенческие разрывы для того и
существуют, чтобы с ними работали обе стороны.
Если у ребенка сложились
негативные отношения с отцом или матерью...
Артур Реан, профессор Московского университета МВД России,
доктор психологических наук, говорил о подростковых субкультурах как
зонах риска. Вся приводимая ниже статистка – по сводкам МВД.
Итак, если у ребенка сложились негативные отношения хотя бы с одним
родителем, если тенденции развития позитивности самооценки и
Я-концепции не находят поддержки в оценках близких взрослых, мы
получаем проблемного ребенка, ребенка зоны риска. «А вовсе не тогда, –
считает Артур Реан, – когда подросток отстаивает свои права,
максималистски судит взрослых или тяготеет к экстремальным поступкам.
Тут что – попытка прощупать социум на границе допустимости, проверить,
что на самом деле можно, а что нельзя».
В то же время всякое заигрывание взрослых или делание вида «ничего
особенного» сильно мешает ему адаптироваться взаправду, дает неверные
ориентиры.
Кто-то должен давать пример, называть черное черным, указывать, что
справедливо, а что нет. И это не те разговоры, которые могут испортить
отношения с ребенком. Не фальшь. А объяснять надо очень многое.
Объективной причиной, провоцирующей и даже стимулирующей к асоциальному
поведению, является гигантское расслоение общества по имущественному
признаку. Разрыв между самыми богатыми и беднейшими в стране – в 20
раз. В то время как безопасный для нормального функционирования
общества – в 5–7 раз. Обостренное чувство справедливости подростков
щекочут и средства информации: дети постоянно видят фильмы о роскошной
жизни людей, которые никаким трудом не заняты, а их материальный успех
крайне высокий. Видеоконтент перенасыщен сценами убийств, грабежей,
насилия, секса. Психологии известно, что центральный механизм
формирования асоциального поведения – механизм наблюдения, а не
участия. Что дети видят – важнее, чем то, в чем непосредственно
участвуют. Негатив легко перенимается подростками, и он активно
формирует асоциальный образ жизни, а главный источник негатива, как
удалось выяснить, – СМИ, особенно телевизор.
Но взрослых рядом как будто нет. Из миллиона беспризорных детей России
основная масса – безнадзорные, кто имеет семью, но живет фактически на
улице, и улица их воспитывает. И более того: из числа осужденных
несовершеннолетних более 59% живут в полной семье. Многие – в
благополучных. Дети не нужны? Дети разонравились? На детей обиделись?
Как бы то ни было, но непонимание в семье блокирует потребность в
уважении, принятии, любви, и подросток находит группу, где эта
потребность удовлетворяется и где ему психологически комфортно. Полиции
известно более 42 тысяч неформальных групп, в которых сотни тысяч
подростков. Группы разные по степени жесткости структур, но выход из
них обычно проблематичен для подростка.
В то же время опросы показывают: потребность в неформальном
нерегламентированном общении с родителями у подростков очень велика.
Желание общаться с родителями в этом возрасте не вытесняется
стремлением к автономизации личности и повышенным интересом к
сверстникам, как принято считать.
Однако только 32% подростков удовлетворены общением с матерью, только
9% – с отцом...