«Давай спасем наш картонный замок!»
С чего начинаются проекты для самых маленьких
Был обычный день, я разбиралась в кухонном шкафу,
четырехлетняя дочка играла рядом. Вдруг на меня посыпались одна за
другой крошечные стеклянные баночки от детского питания – я зачем-то их
хранила, не выбрасывала. Дочка обрадовалась и быстренько сцапала
баночки, расставила перед собой на столе, прикидывая, что с ними можно
сделать. Обычно во время игры она что-то напевает, нашептывает, а тут
вдруг примолкла и нижнюю губу выпятила – точно, задумала что-то. Я
спросила:
– Что думаешь?
– Надо с этим что-то сделать, такие красивые баночки.
Посидели минут десять, вперив глаза в эти баночки.
– Может, подсвечники?
Дочка встрепенулась и побежала к ящику, где хранятся свечи,
спрашивая по пути:
– Мама, а это у тебя проект?
– Пожалуй, да, проект.
Тогда она оставила ящик, пошла в комнату и принесла блокнот и
ручку.
Бывает, мы просто играем – берем, что под руку попадется, смешиваем,
складываем, разыгрываем. А «проект» – это когда я к чему-то долго
готовлюсь, например квест для маленьких гостей придумываю, и она знает,
что надо много обсуждать, спешить не следует. Поэтому мы открываем
блокнот и начинаем думать: какие нам подойдут свечки, как можно
преобразить баночки в подсвечники, чем их украсить, что нам придется
купить.
Сейчас и не скажешь, как образовалось это единодушие. Когда ей было два
года, мы знать не знали ни о каких проектах. Брали коробку пластилина,
я начинала его мять, она сидела, подперев рукой щеку, выпятив нижнюю
губу, и далеко не сразу начинала сжимать в руках свой цветной комочек.
Я же сидела перед ней и лепила фигурку за фигуркой. Попросишь ее
сделать что-то самостоятельно, а она не хочет. Только смотрит и молчит.
Так же и с рисованием: если я работаю, она только смотрит.
По мере того как дочь росла, наши игры усложнялись, она уже была готова
слепить яблоко из соленого теста и решить, что надо его раскрасить. Она
делала домик из коробки, а получилось что-то вроде замка, и она
спрашивала, из чего бы смастерить рыцарей. То есть начинала задавать
себе перспективу. Но если хорошую задумку нельзя было сразу довести до
конца, она больше к ней не возвращалась.
Однажды мы читали сказку, в которой герои пекут блинный пирог. Перед
ними возникали самые неожиданные препятствия: продуктов не хватало,
магазины грозили закрыться, посуда терялась, но вопреки всем козням,
которые подстраивала жизнь, пирог был готов. Но то в книжке, а у нас?
– Давай спасем наш картонный замок, – предложила я.
Дочка отреагировала вяло:
– А что с ним делать?
Мы рассмотрели картонную постройку с непрорезанными бойницами
в стене и решили, что замок у нас заброшенный. Чтобы привести его в
порядок, потребуется много сил, а чтобы не забросить его еще раз, мы
взяли блокнот и составили список покупок: краска, клей, разноцветный
скотч и пластиковые стаканы (для колонн). Потом пошли гулять, а блокнот
оставили на столе.
Набегавшись, мой ребенок подскочил к столу и попросил меня:
– Мам, запиши еще тряпочки, мы флаги повесим!
Через некоторое время:
– Еще бочку надо, чтобы там еду хранить!
Короче говоря, замку пришлось подождать, героем дня стал
блокнот. Потом для всего уже купленного пришлось завести коробку с
надписью: «На восстановление замка». Общий уговор – из коробки ничего
не брать, чтобы не получилось обидного недоразумения. Дочка ревностно
следила за тем, чтобы я не тащила из коробки клей для сиюминутных
поделок:
– Ты что, мама? А вдруг мы забудем новый клей купить, что
тогда?
В общем, мы находились в состоянии вынашивания плана. Найдя у
себя в ящике с игрушками колеса от игрушечной телеги или деревянную
посуду, она задумчиво вертела их в руке, потом спрашивала:
– А вот это нам годится?
И когда мы укладывали новую находку в коробку, требовала:
– Запиши в блокнот!
В конце концов чем мы только не запаслись, и тогда с большим
опозданием возник другой вопрос: как будет выглядеть замок? У меня было
свое видение, у дочки свое, пришлось вытащить на улицу грифельную
доску, мел и общими усилиями нарисовать план-проект. О! Именно тогда
это слово – проект – и выскочило впервые. По ходу рисования выяснилось,
что наша реставрация должна проходить строго по этапам: сначала
поклейка, потом покраска, потом внутренняя отделка. Зафиксировав все
это в блокноте, мы приступили к долгожданной реставрации.
Дочка по-прежнему предпочитала смотреть, а не действовать, но с большой
охотой подавала инструменты, сама выдавливала клей на картонные детали
и без конца командовала:
– Тут надо зеленым! Здесь будет крыша! Нужно больше окошек!
Работа кипела не один день. Наконец, наш заброшенный замок
стал свежим и красивым. В нем поселились заранее заготовленные
картонные человечки, задвигались тележки с пластиковыми осликами.
Теперь он стоял на столе уже не угрюмой недоделкой, а завершенным
нарядным городком. Он и теперь стоит, хотя эпидемия прошла и дочка
вернулась к другим играм.
Но слово «проект» не выветрилось. Как-то в дом попал журнал с
кулинарной страничкой «для самых маленьких». Увидев картинку с
бутербродом в виде будильника, пряником и шоколадным коктейлем, дочка
сразу приступила к делу:
– Прочитай, что нам потребуется!
Я читала по списку, она удовлетворенно кивала: это у нас есть,
это тоже есть. А вот сахарной пудры нет. Потом мы выбирали стаканчики,
покупали зонтики. А для выпечки пряника нам пришлось вообще идти к
бабушке.
– Потому что у нас проект?
– Потому что у нее духовка лучше печет.
Но и проект: мы осуществляли изображенное на картинках
довольно долго.
…И теперь вот эти баночки. Мы нарисовали в блокноте наши будущие
светильники, записали, что нам нужно, чтобы вышло так, как нам
захотелось. Пошли в магазин, купили морскую соль, разыскали на
антресолях отшлифованные стеклышки, привезенные с моря, аккуратно
разложили все на столе и только теперь принялись за работу. Светильники
наши получились отменные, правда, не обошлось без коррекции. Дочка,
разглядывая получившиеся шедевры, задумчиво сказала:
– В следующий раз надо в соль блесток насыпать, а то у нас
свечки не мерцают.