О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Как развить у детей способность самостоятельно оценивать свои
учебные возможности? Об этом рассказывается в статье Натальи Галеевой «Как помочь ученику стать
успешным?» («СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА», № 2 за 2012 год). В
публикации представлены методические разработки для выстраивания
учебного процесса таким образом, чтобы школьники учились самостоятельно
оценивать уровень владения основными общеучебными навыками и умениями.
В статье приводится множество практических советов, описываются
конкретные задания.
Для самодиагностики автор рекомендует пользоваться «шкалой», включающей
в себя три уровня. Оптимальный уровень развития навыка или умения – я
делаю это настолько легко, что практически не задумываюсь при его
выполнении. Достаточный уровень – я иногда ошибаюсь, но с помощью
знающего человека пользуюсь этим навыком достаточно успешно.
Недостаточный уровень – я практически избегаю использовать этот навык .
Но как быть, если ученик начнет колебаться, например, между
«оптимально» и «достаточно»? В этом случае следует предложить ему
честно ответить самому себе – можно ли выполнить этот тип задания
лучше, быстрее, с меньшим количеством промежуточных ошибок, чем это
делает он? Если ответ «да», то, значит, ресурсы для саморазвития есть и
мы пока оцениваем уровень как «достаточный». Если же ученик говорит
сам себе «да, я делаю иногда ошибки и работаю над этими заданиями
медленнее, чем другие, но я считаю, что для меня это – оптимально», то
выбор последнего варианта означает, что ребенок по тем или иным
причинам пока не мотивирован на деятельность по саморазвитию
конкретного навыка.
В русской педагогической мысли всегда особое внимание
обращалось на эмоциональную сферу жизни ребенка. О важности развития и
сохранения этой сферы писали многие известные русские педагоги: Николай
Пирогов, Василий Водовозов, Лев Толстой, Петр Лесгафт, Алексей
Острогорский. Как же видели они роль учителя в воспитании чувств
учеников? Что советовали? От чего предостерегали? На эти вопросы
отвечает публикация С.Курносовой
«Вопросы развития эмоциональной сферы учащихся в отечественной
педагогике» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС: ДО И ПОСЛЕ», № 3 за 2012 год).
При чтении статьи сразу возникает ощущение актуальности
высказанных много лет назад суждений. К примеру, призыв Петра Лесгафта
сохранять детскую впечатлительность: «Утраченная привычка рассуждать
над своими впечатлениями и действиями приводит к тому, что ребенок не
может самостоятельно изменять свои действия: только повторяет то, что
знает, слышал, вычитал из книги». А вот слова Николая Пирогова:
«Наставники глубоко ошибаются, применяя к ребенку слова и понятия,
взятые из жизни взрослых. Чтобы судить о ребенке справедливо и верно,
нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселиться
в его духовный мир… Если прежде времени забрать у ребенка калейдоскоп,
через который дитя смотрит на все окружающее, нарушить своими
действиями эту фантастическую игру, то можно опасно рано пробудить у
ребенка чувство недовольства “своим”».
Очередной номер журнала «НАРОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ» (№ 3 за 2012 год) посвящен летнему отдыху
детей. В журнале много практико-ориентированных статей, которые помогут
справиться с самыми разнообразными проблемами организации жизни в
летних лагерях, экспедициях и походах: С.Панченко, А.Юриков, «План
деятельности летнего лагеря: что полезно учесть при его разработке»;
А.Маслов, «Методическая азбука: подсказки вожатому»; А.Подобин,
«Массовые мероприятия: организация и проведение»...
Особо хотелось бы выделить публикацию Е.Пятакова «Романтика непослушания. Что
делать с ней вожатому?». Автор анализирует проблему, с
которой сталкивались почти все взрослые при организации детского
отдыха: как убедить ребят не нарушать правила поведения в лагере? При
этом Е.Пятаков акцентирует внимание на нюансах, которые следует учесть
в беседе с подростками. Например, многие ребята убеждены, что
большинство опасных ситуаций развивается постепенно, долго, а значит,
мало-мальски умный человек (к которым каждый причисляет себя) сможет
легко заметить приближение опасности и вовремя сделать шаг назад.