ШКОЛА И ОБЩЕСТВО
Ирина Хоменко: «Открытость – это не риск, а преимущество при поиске ресурсов»
Организаторы конференции подводят первые итоги
Мы попросили организатора конференции Ирину Хоменко поделиться
опытом и соображениями о принципах организации взаимодействия школы с
социальными и коммерческими институтами. Чтобы те, кому покажется
перспективным такое направление поиска новых ресурсов – причем не
только материальных, но и педагогических, – могли воспользоваться
ее рекомендациями.
– Откуда такой
непривычный состав участников на сугубо педагогической конференции?
– Система образования исчерпала свои ресурсы. Раньше
государство командовало: что делать, в какую сторону развиваться, что
давать ребенку в школе, как работать с родителями. Сегодня образование
вынуждено взаимодействовать не столько с государством, сколько с
обществом. Один из самых важных запросов семьи – чтобы выпускник
свободно входил в разные сообщества, легко адаптировался. А школа сама
не очень-то ориентируется в реалиях современной жизни и крайне редко
использует ее как ресурс. Поэтому одна из целей конференции – показать
школе, какие возможности существуют для нее в сфере бизнеса и
некоммерческой сфере, каковы запросы «социально-экономического сектора»
и родительского сообщества.
– Насколько
охотно откликаются представители бизнеса на подобные предложения?
– Участников оказалось даже больше, чем мы рассчитывали. Это
явно нарождающаяся тенденция. Хотя мы убедились, что в бизнес-компаниях
благотворительными проектами занимаются не специально ориентированные
на это люди, а специалисты по связям с общественностью или по работе с
персоналом. И поиск партнеров оказался делом нелегким.
– Что же оказалось решающим
аргументом?
– Поддержание деловой репутации, формирование позитивного
имиджа. И тем, кто будет заниматься поиском партнеров, нужно будет
учитывать этот фактор и обязательно обнародовать результаты совместных
проектов, активно выражать благодарность организациям и компаниям,
которые пошли на сотрудничество со школой, например.
– Есть ли перспектива у
подобной деятельности в нестоличных городах?
– Проблема «не-встречи» заинтересованных друг в друге людей,
организаций возникает всюду. Даже если посмотреть на сайты школ, мы
увидим, что они почти никогда не публикуют ценности школы, ее
потребности в связях с внешним миром. А при поиске социального партнера
очень важно быть открытым, то есть максимально точно себя
позиционировать. Мы в большинстве своем еще не поняли, что открытость –
это не ограничение безопасности, а преимущество при поиске ресурсов.
– Как это может выглядеть на
практике?
– Даже в районном городе школа может через местную газету
информировать сообщество о своих проектах, достижениях, планируемых
событиях. Мы ведь очень мало знаем об успехах и потребностях системы
образования. И надо сказать, упрекнуть в этом можно прежде всего саму
школу. Даже если не удается наладить сотрудничество с местными СМИ,
можно развешивать афиши, раздавать буклеты в городском парке, около
рынка, в магазинах, на центральной улице. Можно устраивать акции с
привлечением сообщества. Кстати, ученики получат отличный опыт
проектной деятельности, которая по новым ФГОСам становится обязательной
составной частью образования. И не нужно замыкать детей в рамках школы
и сосредотачиваться на отвлеченных темах, пусть они создают продукт,
востребованный обществом.
Беседовала Марина ЧЕРНЫХ