ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ
Высшая школа исторических ошибок
К чему приводит попытка пожертвовать свободой самоуправления ради свободы творчества и преподавания
Бюрократизацией в образовании сегодня никого не удивить. В том
числе и в высшей школе. Но мисторический опыт показывает – бюрократия
редко приходит туда, куда ее не зовут. Нынешний бумажный вал в
университетах поднялся не вчера и не сегодня, а два века
назад.
Интересно, кто все это будет
читать?!
Уже несколько лет подряд лекции и семинары перестали быть
основным занятием преподавателей отечественных вузов. Профессора и
доценты по всей стране в первую очередь пишут. Но не статьи и
монографии. На них тоже остается все меньше времени, как и на
преподавание. Пишут планы, отчеты, справки, докладные, переписывают
учебно-методические комплексы по дисциплинам. Переход на двухуровневую
систему обучения увеличил количество бумаг примерно вдвое: отдельная
документация для бакалавров, отдельная – для магистров, отдельная – для
тех, кто учится или доучивается в рамках специалитета.
Бюрократии, конечно, хватало и раньше. Но именно сейчас бумажный вал
абсурда захлестнул и накрыл высшую школу с головой.
Помимо планов, в которых полагается информировать о намерении читать
лекции и проводить семинары (что само по себе уже прописано в трудовых
договорах), и отчетов, в которых нужно написать о том, что лекции
прочитаны и практические занятия проведены, «университетскому человеку»
положено неустанно совершенствовать УМК. Разумеется, без программы,
списков литературы, вопросов к экзаменам и прочих подручных средств ни
один вузовский преподаватель никогда и не работал. И перед началом
чтения каждой дисциплины в списки попадали новые книжки, в программы,
планы семинаров и лекций – новые темы. Но только недавно выяснилось,
что «совершенствование учебно-методических комплексов» – это
бесконечное перетасовывание пунктов, перестраивание таблиц и
согласования-согласования-согласования. А если кто-то против…
«Я начинаю сомневаться в вашем профессионализме, если вы не в состоянии
оформить программу», – чеканит дама-управленец даме-доценту. Доцентша
стоит, понурив голову. Она снова перепутала арабские цифры с римскими в
обозначениях пунктов и подпунктов УМК. И, кажется, пренебрегла
указанием требуемых «компетенций» в пояснительной записке. То, что курс
читается по уникальной авторской программе несколько лет, то, что
преподаватель – один из лучших и любимых студентами, вообще никому не
интересно. Программа не может быть утверждена, потому что – далее о
пунктах, римских цифрах и компетенциях.
Одна из моих знакомых после того, как ей в очередной раз было указано
на «грубейшие нарушения в структуре УМК», т.е. все в той же нумерации
таблиц и пунктов, окончательно разозлилась и написала в конце
многостраничной рабочей программы: «Интересно, кто все это будет
читать?!» И еще добавила целую строчку вопросительных и восклицательных
знаков.
Программа прошла все пять (или семь?) уровней согласования и была
утверждена. Крик души никто не услышал, точнее, не увидел, потому что
никто, как и ожидалось, не читал. Все желающие до сих пор могут
ознакомиться с этим документом, на котором стоят все положенные подписи
и печати.
Вот приедет
комиссия
При этом вопрос об адресате, ради которого громоздятся эти
горы бумаг, – действительно самый главный. Ясно, что преподавателю и
студентам рабочие программы нужны для работы, на то они и рабочие. Им
нужны темы семинаров, содержание лекций, списки литературы и
интернет-ссылки, вопросы к экзаменам. И уж никак им не нужны
пояснительные записки с выдержками из образовательного стандарта, не
говоря уже о том, что им абсолютно все равно, следуют ли вопросы за
списком литературы или список литературы – за вопросами и как это все
пронумеровано – римскими или арабскими цифрами. Да и в принципе всем
удобнее, чтобы все это существовало в электронном виде и отдельными
файлами. Так, в общем, и происходит на официальных вузовских сайтах и
неофициальных студенческих – есть все, что нужно для учебы, и в том
порядке и виде, которые нужнее и удобнее. Тогда, спрашивается, зачем
это бесконечное перепечатывание бумаг, создание все новых и новых форм
документации?
«Как можно этого не понимать? Вот приедет комиссия!» – гневается все та
же дама-управленец и тем самым называет адресата – определеннее некуда.
Конечно, вся эта малоинтересная и никому в самом университете ненужная
бумажная волокита затеяна ради одного лица – чиновника. А потому
частная вроде бы подробность нынешней университетской жизни отражает ее
основной конфликт – противостояние свободного академического духа и
бюрократии, «ученого сословия» и чиновничества. И конфликт этот,
несмотря на все «компетенции» и прочие модные словечки, достаточно
старый. Даже в нашем относительно молодом высшем образовании ему лет
двести.
Время сдачи
О том, с чего и как все начиналось, рассказывает интереснейшее
исследование Елены Вишленковой, Руфии Галиуллиной и Киры Ильиной
«Русские профессора: университетская корпоративность или
профессиональная солидарность», которое вышло совсем недавно в
издательстве «Новое литературное обозрение». Работа делится на две
части. В центре первой – жизнь трех старейших университетов Российской
империи – Московского, Казанского и Харьковского в первой половине
девятнадцатого века. Вторая часть – архивные документы: письма,
циркуляры, предписания, отчеты того времени.
Время выбрано не случайно. Вторую половину девятнадцатого столетия мы с
этой точки зрения знаем больше, в ней «университетские люди» играли
куда большую роль – все эти ярошенковские юноши с пылающим чахоточным
взором, революционные студенты в тужурках, радикальные разночинцы... До
1860-х годов место университетов в русской жизни было достаточно
скромным и тихим. Но, оказывается, в этой тишине была совершена роковая
сдача позиций, чтобы не сказать – предательство. Русские университеты
«сдали» те же люди, которые их формировали и создавали почти с нуля. То
есть сами профессора. Хотя сдача произошла из самых благих побуждений.
Призвание бюрократа
Главное отличие российской университетской традиции от
западной состоит даже не в том, что наши университеты моложе
европейских в среднем лет на пятьсот, а в том, что создавались они
государством. Как, впрочем, и наша Академия наук, и музеи, и
периодическая печать. Соответственно и отношения университетов с
властью, и отношения людей внутри самих университетов выстраивались
совсем иначе. Если западные университеты возникали как автономные и
независимые и дух демократизма был неотделим от просвещения и науки,
наши университеты оказались госучреждениями с момента рождения. То есть
власть была для них с самого начала не антагонистом, а родной матерью
или, точнее, строгим, но справедливым и щедрым отцом – все университеты
имели звание императорских.
Государство платило жалованье преподавателям и стипендии
«казеннокоштным» студентам, то есть бюджетникам, финансировало
зарубежные командировки и научные исследования. А вот во всем остальном
университетам была предоставлена невиданная в стране самодержавия и
крепостного права свобода. Еще в первые десятилетия девятнадцатого века
в них сохранялось самоуправление. Преподаватели коллегиально избирали
ректора и деканов, решали все административные вопросы, начиная с
назначения на должности и заканчивая отоплением зданий и питанием
«казеннокоштных» студентов. Одним словом, каждый университет
представлял собой маленькую свободную республику, государство в
государстве. Но оказалось, что всякая свобода и всякая автономия
требуют времени и сил. Бытовые и административные заботы обременяли
университетских преподавателей, отнимали время, которое можно было бы
употребить на занятия научными исследованиями. И тогда профессора
попросили помощи у государства. Чтобы помогло по-отечески и освободило
от не относящихся к делу образования и науки обязанностей. Просьбы
преподавателей услышал по-настоящему министр народного просвещения граф
Уваров. В университетах появились попечители из высших чиновников,
стало больше назначаемых должностей и меньше – избираемых. Что
происходило дальше, рассказывают авторы «Русских профессоров…»: «Успехи
министерства по «милитаризации» и «бюрократизации» университетов
одобрялись императором. Более того, после 1848 года Николай I счел, что
избрание ректора – лишнее и обременительное дело. «Соединение в одном
лице непосредственного начальства над университетом и преподавания по
званию профессора не соответствует вообще пользе сих высших учебных
заведений», – заявил он. Отныне ректор назначался министром и
утверждался на неопределенный срок императором. Его деятельность
считалась «учебной службой», за ним сохранялось звание профессора, но
это не предполагало преподавания и занятия наукой. Тогда же появилось
распоряжение, согласно которому деканы могли быть в любой момент сняты
со своей должности министром... Озвученные при обсуждении устава 1835
года пожелания профессоров избавиться от административных забот были
исполнены верховной властью в полной мере. Однако это не принесло
университетским людям желаемой свободы преподавания и исследования.
Напротив, никогда профессора в России не были так несвободны в этом,
как после освобождения от самоуправления. Бюрократизация
университетской жизни лишила и преподавателей, и студентов былой
мотивации осваивать науки и извлекать новые истины, привела к снижению
профессиональных стандартов».
На смену профессорам-ученым постепенно пришли профессора-чиновники,
которые в своих познаниях уступали студентам. Вот что вспоминают об
этом новом для того времени человеческом типе современники: «Лекции его
возбуждали смех и служили пищею для остроумных пародий. [...] Вреда они
не приносили и вредно не влияли, потому что тогдашняя молодежь, имевшая
уже лучших, благороднейших руководителей, переросла кругозор
Артемовского [...]; в ту пору, сверх того, уже начали появляться труды
молодых ученых – Соловьева и Кавелина, которых он игнорировал.
Артемовский-Гулак был вреден не своими невинными лекциями, а как
представитель чиновной, казенной учености [...], он не был ученым и на
профессуру смотрел как на карьеру к отличиям и почестям. На лекции он
являлся весь увешанный орденами и перстнями, полученными им за службу в
Харьковском и Полтавском институтах, которых он считался каким-то
членом».
А вслед за тем появилось и нечто настолько знакомое, что разница между
веком девятнадцатым и веком двадцать первым кажется абсолютно условной.
«Получившая власть и доминирование в университете бюрократия добивалась
управления посредством письменных технологий властвования, – продолжают
авторы исследования. – Конспект, программа лекций, учебные планы
перестали быть вспомогательным средством для лектора. Они превратились
в главное мерило его соответствия должности. Не только молодые
адъюнкты, но и маститые профессора боялись проверок своих учебных
записей».
Так завершилось призвание государства, оно же – призвание бюрократии, в
университеты, которое просуществовало два века.