ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Школьный дискуссионный клуб
Подростки инфантильны и аполитичны? А может быть, мы не так и не о том с ними говорим?
«Подростков, – вздыхают взрослые, – увлекают только интернет,
модные гаджеты и пустая болтовня в социальных сетях. Они отгораживаются
от нас наушниками и в лучшем случае односложно отвечают на упреки
и эмоциональные «воспитательные» тирады. Они ничем не интересуются
и не хотят с нами разговаривать...» Поймав себя на подобных мыслях
и на желании произнести фразу «Вот мы в их возрасте...», можно
попробовать самокритично улыбнуться и сказать себе, что далеко не все
расхожие страшилки соответствуют действительности. Возможно, мы просто
не так и не о том пытаемся говорить с подрастающими детьми? Если вообще
пытаемся...
Сомневающиеся могут прочитать в «ПС» № 18 за 2011 г. статью «Правнуки
революции» о дискуссионном клубе «Перемена» или при случае зайти в
клуб, лучше вместе со своими учениками, и убедиться, что подростки
далеко не так инфантильны и безразличны к вопросам этики,
нравственности, политики, как нам кажется.
Начало
Ранний мартовский вечер. Из неожиданно густой, почти
новогодней метели в подъезд Политехнического музея ныряют по одному, по
двое подростки лет четырнадцати–шестнадцати. Уверенно поднимаются в
зал, где на ковролиновом полу разложены ярко-красные подушки-кубики.
Это те, кто откликнулся на приглашение: «Мы поговорим о том, что
происходит в последние месяцы вокруг и что в связи с этим делать
интересно, а что не очень, и если успеем, то поговорим кое о чем
еще...» – участники школьного дискуссионного клуба «Перемена».
Пока подростки устраиваются, рассаживаются, мы с куратором клуба
Александрой Поливановой говорим о том, как живет «Перемена» и зачем
она, собственно, нужна ребятам и взрослым, которые работают здесь на
волонтерских основаниях.
Рассказывая о рождении клуба, Александра вспоминает, как однажды ехала
в Краков на поезде и случайные попутчики, группа немецких школьников,
обсуждали только что увиденное в мемориале Аушвица (Освенцима). «С ними
не было учителя, то есть разговор не был инициирован взрослым, они на
самом деле высказывали свое от ношение, говорили о Холокосте, о вине
Германии. По всему было видно, что тема разговора лично важна для
каждого подростка. Удивило и то, как они общались: спорили, не
перебивая друг друга, эмоционально, но с полным уважением к чужому
мнению. И я подумала, что российские дети, наверное, вели бы себя
иначе. Ведь их практически не учат дискутировать на важные для них
темы, да и пространства для этого у наших подростков почти нет».
Так возникла идея. На чистом энтузиазме Александра и несколько ее
друзей, тоже считающих, что это важно, стали приглашать подростков для
обсуждения очень взрослых, как принято считать, вопросов. Сначала вели
кочевую жизнь: собирались на книжных ярмарках, в книжном магазине,
потом «Перемену» пригласил к себе детский лекторий Политехнического.
Трудности не только усложняли жизнь, но и давали возможность обкатать
разные формы встреч, попробовать по-разному организовывать
пространство. Пытались, например, строить дискуссию между группами
детей и взрослых. И оказалось, что ребята гораздо толерантнее к
собеседникам: не перебивают, не фыркают высокомерно, не машут рукой,
мол, какая чушь. В отличие от взрослых.
Тогда старшему поколению оставили роль наблюдателей. Расставили по
периметру комнаты доски, куда можно было, не прерывая детский диалог,
вписывать вопросы. Но и вопросы тоже оказались не очень
содержательными, не давали развития дискуссии или вообще уводили в
несущественных направлениях. Ребята, имевшие право решать, реагировать
ли на вопрос, очень редко включали их в поле разговора. Теперь
взрослые, приходящие в клуб, имеют право только присутствовать. Молча.
Правда, после «официальной» части наступает чаепитие, где все
разбиваются на группки и болтают как хотят и о чем хотят. Чай пьют,
конечно, за столами. А первую часть разговора ведут, рассевшись на
подушках полукругом вокруг ведущего-модератора. Такое расположение
сложилось тоже после проб нескольких вариантов: кругом, амфитеатром на
лестнице.
Искусство диалога
Роль ведущего заключается в том, чтобы вести разговор, давая
возможность высказаться каждому желающему, не подавлять ребят своим
авторитетом, удерживая при этом тему разговора. Делать это он может
лишь задавая вопросы. Высказывать свою точку зрения и давать оценки
детским высказываниям взрослому запрещено. Он может, переспрашивая,
уточнять, конкретизировать, при помощи вопросов подталкивать участников
дискуссии к развитию собственных мыслей.
Например, один подросток говорит: «Все время звучат одни и те
же лозунги. Всю страну взболтали, но нет реальных действий. Надо что-то
придумать, чтобы ситуация менялась».
– Так давайте придумаем, – откликается ведущий Сергей Кузнецов
и, обращаясь к каждому, спрашивает: – Что вы предлагаете?
– Исправить законы...
– Какие?
– Я бы предложил закон об уважении,– увлеченно начинает юноша, потом
задумывается и вздыхает: – Хотя все равно соблюдать не будут...
– Нужно влиять на СМИ, чтобы давали правдивую информацию, – предлагает
его соседка.
– А у вас есть возможность для этого? – возвращает ее к реальности
ведущий.
– Я могу убеждать тех, кто, на мой взгляд, заблуждается, – наконец-то
находит осуществимую идею автор несостоявшегося закона об уважении.
– Вы уже пробовали? – гнет свою линию Сергей.
– Да, я знаю нескольких таких. Мне было не очень приятно разговаривать
с ними, но я стараюсь хотя бы понять их позицию.
Поскольку сторонников противоположной точки зрения среди
собравшихся не оказалось, роль оппонента пришлось разыгрывать:
моделировать логику и аргументы тех, кто думает иначе.
Кураторы клуба считают очень важным, чтобы участники обсуждали не
абстрактные позиции добра и зла, а соотносили сказанное каждый раз с
собой: я считаю, что правильно вот так и для достижения этого могу
что-то сделать. Подобным образом строятся в том числе и разговоры о
книгах. Обсуждение сюжетных поворотов и переживаний, поступков героев
лишь повод для того, чтобы всмотреться в себя. Некоторые темы приходят
непосредственно из подросткового бытия: «любовь и комплексы»,
«приходилось ли тебе стыдиться своих родителей?».
Тот, кто имеет опыт организации и ведения свободной дискуссии, знает,
какое это нелегкое дело. Поэтому закономерен вопрос: какие требования
предъявляют кураторы клуба к ведущим? Александра задумывается: «Нужно,
чтобы им самим было интересно, чтобы считали это важным, умели бы
слушать и тянуть нить разговора, не выпячивая свою роль и не навязывая
своих мыслей. Мы, кстати, сами много получаем от этих обсуждений:
слушая тинейджеров, лучше понимаешь собственные мысли, освобождаешься
от стереотипов».
Если вы решили попробовать, то...
…излишне
напоминать, что участие в дискуссионном клубе может быть только
добровольным! Иначе вы получите очередную имитацию:
свободная мысль и гражданская позиция не рождаются из-под палки.
…для клуба лучше
выбирать площадку, на которой подростки будут чувствовать себя безопасно.
В школе велик риск того, что слишком откровенное или максималистское
высказывание станет предметом насмешек или даже преследования со
стороны чересчур бдительных моралистов. Школа все-таки территория
государственная... Поэтому, организуя дискуссионный клуб даже для
учеников одного класса, лучше найти нейтральное пространство: в книжном
магазине, библиотеке, кафе, музее, дворце творчества. Выход за пределы
школы даст еще и смену статуса, роли, манеры поведения. Ведь в стенах
класса отличник заведомо прав и чаще всего вызывает некоторое
отторжение у одноклассников. Еще одно важное условие?– свободный вход.
Если арендовать помещение, например, у знакомых, лучше поискать
спонсора среди родителей, выпускников.
…помещение
должно быть еще и удобным: достаточно просторным, с
приемлемой акустикой, с таким расположением мест, чтобы можно было
потихоньку войти и выйти, не мешая разговору; чтобы была возможность
расположиться и рядом с ведущим, и в уголке – для тех, кто не готов
пока выступать, но слушать кому интересно. При этом оно не должно быть
пафосным и отвлекать внимание ребят избытком ярких деталей.
…объявлять тему
предстоящей встречи лучше за неделю-полторы. Чтобы ребята
успели подумать, сформулировать свое отношение к проблеме.
…частота встреч
– не реже раза в месяц и не чаще двух. Иначе ребята или
эмоционально отдаляются, или устают. На первых порах можно попробовать
разные интервалы и выбрать оптимальный. Это же относится и к
продолжительности общения: ведущий очень точно должен чувствовать, в
какой момент пора завершать встречу. Но после нескольких пробных
вариантов хорошо бы остановиться на вполне определенной периодичности.
…встреча
проходит интереснее, динамичнее, если ее ведут двое взрослых.
Один постоянный, к которому ребята привыкают, он должен владеть
искусством управления разговором. Это символ безопасности,
устойчивости. Вторым можно приглашать по просьбе членов клуба разных
людей – местную знаменитость, писателя, блогера, путешественника.
Главное, чтобы им было интересно разговаривать с подростками, чтобы они
видели в этой встрече какой-то свой смысл. Но не назидательный!
Взрослый должен идти к ребятам, чтобы говорить на равных, а не учить их
жить. Учителю, организовавшему подобный клуб, лучше не претендовать на
роль ведущего, а просто побыть в роли молчаливого наблюдателя. Слишком
велик соблазн «взять власть в свои руки» и повести разговор в русле
привычных стереотипов урока или классного часа. Да и когда еще
представится такая возможность – увидеть своих ребят со стороны?
…не огорчайтесь
малочисленности клуба на первых порах. Ведь ему придется
конкурировать с другими формами досуга, с кружками, секциями,
дополнительными занятиями, которыми так богата жизнь старшеклассника.
Семь–десять человек?– достаточная аудитория, для того чтобы завязался
содержательный разговор. А больше двадцати человек вообще собирать не
стоит, ведь все и затевается ради того, чтобы каждый имел возможность
высказаться.
…посмотреть, как
работает уже созданный клуб, своими глазами или хотя бы
зайти на страничку http://www.facebook.com/groups/288597464498406/,
где обсуждаются прошедшие встречи и планируются новые.