Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2012
Третья тетрадь
Детный мир

Коротеева Мария

«А завтра введут обязательное макраме...»

Семиклассники размышляют о том, справедливо ли устроена школьная жизнь

В рамках школьного мероприятия по развитию правовой грамотности в одной московской гимназии детям предложили поделиться своими мыслями о справедливости устройства школьной жизни – написать письмо воображаемому Властителю. Анонимность гарантировалась психологом, и тринадцатилетние подростки со всей искренностью писали о своих проблемах.

«Живется сносно, но, пожалуйста, отмените учебу в субботу и седьмой урок…»

…Дорогой друг, вернее, дорогой Царь. Живется в нашем царстве нормально, хотя я и не знаю точно, какие права нам даны. Может, что-то и нарушается, но как догадаться? Приблизительно мне известно, что нельзя задерживать учеников на переменах, а нас задерживают постоянно. Иногда после уроков организуют всякие представления, театрализованные выступления и т.д., и нас всех заставляют идти на это. Пусть у тебя есть какие-то запланированные дела – все равно заставляют.

…Привет, Царь. Живется мне фигово. Многое не нравится. Учимся в субботу, ходим в школу, когда никто не работает и не учится. Мы пишем две и больше контрольные в день. А в воскресенье целый день учим уроки. И на нас все время орут.

…Все вроде хорошо, наш господин, но иногда жизнь кажется ужасной, когда рано утром приходится идти в школу. Учителя задают огромные домашние задания. В общем, хочется попросить увеличить выходные. Второе: назначить начало учебного дня не в 8.30, а, например, в 10.00 хотя бы. И разрешить находиться в школе только до 15.00, а не как сейчас – до 16.00 и дальше.

«Даруй мне всего один свободный день в неделю»


…Дорогой Царь! Я учусь в школе уже семь лет и могу кое-что донести до тебя. Мне уже надоело появляться в школе. Особенно приходить на восьмой урок. Конечно, здесь можно пообщаться, но учиться – только не тут. Учителей беспокоят главным образом проблемы внешнего вида и поведения учеников. Я хотел бы, чтобы ты, Царь, даровал мне право свободного посещения школы и отдельных уроков. В остальном мне живется нормально.

…Школьные правила придуманы, чтобы улучшить жизнь учителей. Я полагаю, что это удалось – в школу ученики приходят опрятные и послушные. Также я считаю, что двух дней по записке от родителей никогда не хватает для выздоровления, а справку от врача получать – много мороки для родителей. Трех дней по записке было бы достаточно. Еще мне интересно, могу ли я просить о том, чтобы хотя бы часть занятий проводилась на свежем воздухе, и если могу, то кого?

…Правитель! Что тебе стоит! Даруй мне свободу одного пропуска занятий в неде­лю! По моему выбору, что было бы очень важно. Я бы, может, и не воспользовался, но пусть у меня будет такое право. Еще я хочу, чтобы нас отпускали с урока, если учитель заболел, или разрешали приходить ко второму. Чтобы не заставляли высиживать.

«Все хорошо, дорогой директор»

…Дорогой директор! В общем, все у нас в школе хорошо. Да, нам отдают телефоны, которые теряются. Одно плохо. Некоторые замечания вы делаете только мне – наверное, из принципа. Хотя другие ведут себя так же и еще хуже.

…Живется нам в школе на твердую семерку, если от одного до десяти. Основная «дыра» в законах – несоблюдение записи о том, что надо уважать чужие взгляды. Из-за болезни я бываю в школе редко. Но все равно я не хочу сидеть на первой парте. Я хочу, чтобы меня пересадили куда-нибудь подальше. Но мне говорят, что я не могу сам решать, где сидеть. Почему?

…Я знаю, что часто не соблюдаю свои обязанности. Например, бешусь и балуюсь, толкаюсь на переменке. Еще я плохо себя веду на уроках. У меня много ошибок. Но скажите: то, что мне стало сложно учиться, – это ведь какое-то нарушение, возможно, нарушение моих прав?

…Царь нашей школы, я считаю, умная хорошая женщина, и она пытается сделать наше государство лучше. Для этого у нее есть все права. И у нее это получается, потому что мы все выполняем ее правила. Но давайте отменим эту утреннюю зарядку, ведь махать руками и ногами перед уроками – глупо.

…Диктатор! В принципе вводить школьную форму вы не имеете морального права. Да, конечно, вы можете как-то ограничить нашу одежду: штаны должны быть без дырок, например. Но чтоб «белый верх – черный низ» – это слишком. В моем гардеробе нет вещей такого цвета. Одевая нас в форму по вашему вкусу, вы ограничиваете нашу индивидуальность.

«Никто не хочет считаться с чужими правами»

…Царюха, здорово! А ты знаешь, что мы носим очень тяжелые портфели, а сменку таскаем – даже когда не улице уже тепло и сухо. А когда на уроках нечего делать, нам не разрешают разговаривать и играть на мобильных.

…В школе я не могу быть уверена, что завтра какие-то мои права не будут попраны. Что вдруг не введут какое-нибудь обязательное макраме, керамику или живую геометрию. Есть у нас обычная геометрия, и хватит. Но они вводят все подряд и моего мнения не спрашивают.

…Чего я хочу попросить у властителя – справедливости ко всем ученикам. Мне не нравится привилегированное положение некоторых учеников, особое отношение к ним учителей. В школе у всех равные права, и любимчиков быть не должно.

…В нашем царстве-государстве выживает сильнейший, многие права игнорируются, а старшеклассники считают, что раз они сильнее, им можно делать с нами все что заблагорассудится. Поэтому я прошу, чтобы вы ужесточили контроль на переменах. Многие выясняют отношения с кулаками. А что делается на улице! Школа похожа на первобытное общество, и на примере нашего класса – нам приходится объединяться в группы, чтобы защищать друг друга. Учителя не дают нам высказаться в свою защиту, как будто ничего не происходит.

…Царь, твои холопы работают усердно, но давеча, сдавая очередной зачет, заметили: что ж это ни один боярин не задумается, как трудовому народу живется? А наша жизнь не сахар и не мед, пашем мы по семь часов в школе и столько же дома, но все равно нам говорят: «мало», «лентяи» и «совсем распустились».

Подготовила Мария КОРОТЕЕВА