Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2012
Первая тетрадь
Политика образования

ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ


Дашковская Ольга

ОРКиСЭ переходят в штатный режим

Результаты апробации в министерстве признаны положительными. Но проблемы есть...

На брифинге, состоявшемся 19 марта, директор Департамента общего образования Министерства образования и науки Елена Низиенко рассказала о тех изменениях в ведении курса, которые внесены по итогам апробации. 

Воспитание как предмет

С 1 сентября нынешнего года распоряжением правительства от 28 января 2012 года преподавание «Основ религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ) станет обязательным для всех школ страны.
О том, как продвигался эксперимент по ОРКиСЭ, «ПС» писала неоднократно, остается сказать, к чему пришли.
Вместо двух уроков в неделю планируется один. Час берется из федерального компонента, а не из регионального, как в ходе эксперимента.
Курс больше не будет делиться на два этапа: последняя четверть 4 класса и первая четверть 5-го – как это было в эксперименте. Предмет будет преподаваться в течение всего учебного года в 4 классе. Мотивировки: так удобнее и для детей, потому что предмет лучше усваивается в целостном виде; так удобно для учителей, потому что в начальной школе организовать преподавание данного предмета проще, чем в основной.
Рекомендации Общественного совета при Минобрнауки по введению в курс общих занятий для детей, изучающих разные модули, также были учтены.
Елена Низиенко: «Важно не столько содержание этих совместных занятий, сколько педагогические методики организации общения между детьми». По ее мнению, на таких совместных уроках «должны выстраиваться модели поведения в поликультурном и поликонфессиональном обществе.
В целом, как заверила директор Департамента общего образования, к введению курса в штатный режим все готово.

Без возражений

Об этом свидетельствуют статистические данные, предоставленные 77 регионами. На сегодняшний день 88% учащихся обеспечены учебниками по ОРКиСЭ, 89% учителей – необходимой методической литературой, около 50% педагогов прошли курсы повышения квалификации.
«До 1 сентября 100% учащихся и педагогов будут обеспечены учебниками, все педагоги пройдут переподготовку, в том числе за счет средств, предусмотренных на модернизацию региональных систем образования», – отметила Елена Низиенко.
Итоги апробации в министерстве признаны успешными: более 60% родителей считают курс полезным, отмечая, что дети начали обсуждать с родителями новый предмет; учителя констатировали, что общение между учениками, изучающими разные модули, проходило вполне гармонично.
На вопросы журналистов о том, не оказывалось ли давление на преподавателей курса со стороны представителей церкви, а такие опасения высказывались оппонентами в начале эксперимента, Елена Низиенко ответила отрицательно. По ее словам, школам удалось выдержать светский характер курса, жалоб на какие-либо конфликты не поступало, а все неясные вопросы решались в рабочем порядке.
По ее словам, за все время апробации было зафиксировано только пять случаев, когда родители отказались от изучения их детьми данного курса. Теперь, напомним, уже никто не откажется: духовно-нравственный предмет станет обязательным для всех.
Хорошо, что министерство не рекомендует выставлять оценки за его изучение, подчеркивая тем самым не столько «знаниевый», сколько воспитательный характер этого предмета.

Чем обеспечен выбор модуля?

Главный вопрос заключается в том, будет ли предоставлена всем детям свобода выбора одного из шести модулей. В министерстве на этот вопрос отвечают утвердительно: «Каждая школа должна обеспечить преподавание всех шести модулей. Если один ребенок выберет какой-то модуль, мы все равно будем его учить»,– утверждает Елена Низиенко.
Что же касается малокомплектных школ, то здесь выход специалисты министерства видят в применении дистанционных технологий.
По предварительным данным, предоставленным 77 регионами, «Основы светской этики» выбрали около 41% учащихся, «Основы православной культуры» – 29%, «Основы мировых религиозных культур» – 20%, «Основы исламской культуры» – порядка 6%, «Основы буддийской культуры» – 1,2%, «Основы иудейской культуры» – 0,1% (что почти совпадает с показателями эксперимента).
По словам Елены Низиенко, в сентябре–октябре, когда учащиеся окончательно определятся с выбором, станет ясно, где у нас классы, регионы и города, выбравшие 1 модуль. Тогда решением проблемы, которую условно можно назвать «отсутствие свободы выбора», будет заниматься Рос­обрнадзор.
Так что все хорошо. Единственная проблема, которую готовы признать в министерстве, состоит в недостаточной культурологической подготовке педагогов. Дело в том, что знаний, полученных на курсах, многим из них оказалось недостаточно. Компенсировать пробелы образования учителей чиновники собираются за счет обучения на стажировочных площадках, которыми стали школы 21 пилотного региона. А на будущее предусмотрена специальная программа подготовки бакалавров в педвузах.

Учат в школе, учат в школе…

Что касается учебников по ОРКиСЭ, в адрес которых на первом этапе эксперимента поступало много замечаний, то, как заверила Елена Низиенко, они «дорабатывались и обновлялись постоянно, и в этой работе еще не поставлена точка». Кто бы сомневался: преподавание предмета в общероссийском масштабе поднимет новые проблемы, а значит, перед авторами духовно-нравственного курса встанут новые задачи.
Напоследок сюрприз. Оказывается, еще не известно, будут ли ОРКиСЭ изучаться только в 4 классе. Возможно, будет принято решение о том, чтобы продолжить его изучение на основной и старшей ступенях.