ВСТРЕЧНЫЙ КУРС
Чаплыгина Нина, Львович Марина, Горелова Анастасия
Обследовать, выяснить, понять, или Работаем не на систему, а на ученика!
Как правило, неприятную правду люди знать не хотят. Люди
в школе – тоже. «Ну и что же, что мы узнали о низком уровне, – свою
голову не приставишь»…
«Какие такие шаги к улучшению, если мы и так стараемся». Между тем
энтропия ведет к деградации: то, что раньше казалось никуда не
годящимся, постепенно становится нормой. Дети не учат, не выполняют,
безразличны к оценкам, учитель не авторитет и так далее, ответ один –
«а что делать, время такое».
Хотя никакое это не время, а запущенные социальные болезни школы. Они
разрастаются во многом благодаря нашему упрямству: «Раньше так учили,
и хорошо получалось. Вот ФГОСы какие-то придумали, сколько мы этих
систем пережили, все заканчивались, и эта закончится», – каждый слышал
такое не раз.
И никакие подстегивающие «механизмы» не помогают. Разве что личное
понимание может дать новый старт: работаем не на систему, а на ребенка;
занимаемся не выполнением плана урока, а детьми; ищем обратную связь не
с начальством, а с учениками. В таком ракурсе слова «обследовать,
выяснить, понять» приобретают смысл:
они помогают найти путь. Для настройки понимания мы публикуем три
материала из наблюдений психолога, социолога и школьного учителя.
Не увлекаясь средним арифметическим
Диагностика
становится сегодня необходимым компонентом педагогической деятельности.
Но для чего и как она обычно проходит?
Часто ребенок не соответствует представлениям, которые имеет о
нем педагог. К поиску каких-то других моделей отношений учитель не
готов, и уж если он навесил на ребенка ярлык, никакая диагностическая
деятельность ему не помогает: он всюду ищет подкрепления оценочным
суждениям. Иная информация либо не воспринимается, либо отбрасывается
как несущественная.
К такой позиции его зачастую подводят многочисленные условия:
необходимость реализации программы, оценка работы учителя и школы по
уровню обученноcти школьников, необходимость предъявлять
диагностические результаты на аттестации.
Но если отнестись к диагностике не как к обузе? Именно как к
педагогической деятельности?
В процессе любой деятельности человек вступает во взаимодействие с
другими людьми, сам изменяется, как-то изменяет партнеров по
взаимодействию. Так и в педагогической деятельности: никогда никакие
результаты диагностики не будут вполне объективными и беспристрастными.
И это не недостаток. Ведь заинтересованность в ученике, в его развитии
помогает педагогу проникать в суть перемен, происходящих с ним в
образовательном процессе.
Но тут самое трудное – удержаться от подтасовки результатов диагностики
под свою гипотезу, тем более не использовать ее корыстно. Хотя мотивы
могут быть самые благородные.
…Допустим, учитель нашел какой-то интересный тест: «Карта мечты» или
«Интеллект-карты». Обосновывает его проведение в классе: видение
окружающего нас мира, ребята, держится в первую очередь на умении
видеть самого себя, проверим?
Он раздает листы, где обозначено «море счастья» и десять «рек», что его
наполняют. Ученику надо дать рекам такие названия, которые отражают его
внутреннее ощущение счастья. Ученикам интересно. Учителю тоже. И он
видит: самой полноводной оказывается река Дружба (а это 9 класс), потом
Семья, потом Здоровье, Удача… Но он-то затеял тест неспроста, ему на
руку, что ценность труда, ума, знания оказывается на уровне «хорошего
настроения» и «танцев»!
И вот эту статистически обобщенную версию учитель предъявляет на
родительском собрании: вот такие у нас дети, не ценят знания, а ведь
качество жизни зависит от труда и интеллекта, давайте больше работать в
этом направлении.
Понятно: хочется, чтобы дети лучше учились, серьезнее занимались. Но
если честно – надо смотреть на индивидуальную версию. Одна цифра всегда
молчит. А что у этого конкретного ребенка «на второе», «на третье», «на
последнее»? Портрет его каков? Тогда предвзятость учителя сразу
бросается в глаза. А ведь мог бы увидеть проблему, неожиданную для его
представления о ребенке; мог бы подумать, что можно сделать на самом
деле полезного для него.
И вот пример совсем другого отношения к диагностике. Раз в семестр
учитель диктует детям опросник (или раздает распечатку) по какой-то
актуальной тематике, и каждый ребенок расставляет в нем приоритеты.
Потом, не собирая анкет, учитель комментирует параметры, дает
рекомендации по каждой позиции, а дети слушают и смотрят в свой лист.
Учитель лист не видит и не стремится его увидеть: это самодиагностика,
материал сугубо конфиденциальный, потому и действенный.
Как бы то ни было, но в любом варианте диагностики «сырые» цифры имеют
большую практическую значимость, чем общестатистические данные. Но
учителей привлекают почему-то общие.
Нина ЧАПЛЫГИНА, психолог
Ключи к грамотной саморефлексии учителя
Несколько рекомендаций тем,
кто предпочитает исследовать проблемные ситуации, а не закрывать на них
глаза.
Гипотеза.
Мы никогда не начинаем исследование «просто так», из любопытства или по
указке. Но у нас есть догадки относительно причин и истоков проблемы,
которые нужно проверить, но совершенно не обязательно их подтверждать.
Опровержение собственных домыслов – достойный и полезный результат.
Всегда обдумываем метод. Не только анкетирование. И наблюдение, и
интервью, и стенограмма обсуждения, и видеозапись. Но чтобы вам было
что анализировать и интерпретировать, надо запастись количественными
параметрами. Единичного мнения или одного опроса для подтверждения
гипотез недостаточно. Чтобы данные были релевантными, следует собрать
максимально полную и однородную информацию: не три человека из одного
класса и пятнадцать из другого, а хотя бы по половине из каждого класса.
Анкета –
наш основной инструмент. Она должна состоять из 10–20 вопросов, самые
важные располагаются в первой трети. Для вопросов с точными ответами (в
каком году, сколько раз, когда впервые, что именно) выбирайте закрытые
вопросы с точным вариантом ответа. Чтобы выяснить отношение
респондентов к чему-либо – выставляйте шкалу:
никогда-редко-иногда-часто-всегда. Следите за тем, чтобы шкала
возможных ответов была симметрична, градаций слева и справа было
поровну. В вопросах, где следует выбрать из списка, проследите за
наиболее полным перечнем вариантов, не ограничивайте респондентов одним
возможным пунктом, оставляйте строчку «другое». Используйте фильтры:
один и тот же вопрос задайте в разных формулировках в начале и в конце
анкеты. Это поможет проследить степень осознанности и искренности
ответов. Избегайте формулировок: «Не считаете ли вы, что… (ваше
мнение)?» Респондент склонен согласиться с экспертным мнением, а вы в
данном случае останетесь без его собственных рефлексий.
Простейший обсчет.
Данные становятся научными только тогда, когда мы применили к ним
простейшие приемы анализа. Здесь велика опасность искать связи между
цифрами, но не значениями. Избегайте поиска соответствий без
соотнесения числовых значений со смысловыми. Наиболее точные данные –
повторяющиеся данные. Если всего один или два человека подтверждают
ваши гипотезы, значит, гипотезы опровергнуты.
Выводы.
Сделали и сделали. Ни в коем случае не экстраполируйте выводы своего
частного исследования на всех детей и на все случаи жизни. Ваши данные
полезны только вам, а чтобы доказать их повсеместность, исследование
должно выйти за рамки первоначального объекта. А вот сделать так, чтобы
анкетные исследования проводились в одной и той же группе не чаще чем
раз в 2–3 месяца, – важно.
Марина ЛЬВОВИЧ, кандидат социологических наук
Расскажи о себе, не используя ни одного слова
Как наши линеечки
становятся культурной оценочной формой
Есть сильная потребность зафиксировать находки детей во время
фронтальной работы и работы в группах, чтобы отметить содержательность
усилий каждого. В то же время невозможно заваливать учеников пятерками
или похвалами, и приходится как-то решать проблему многофакторного
оценивания.
Мне пришлась по вкусу оценочная технология «Линеечки», которая описана
в психологической литературе и которой пользуются многие учителя. И
главное, «Линеечки» приучают ребенка к внутренней «кухне» оценивания,
учат самооценке.
Итак, каждому ученику выдается листочек с вертикально расположенными
линеечками. Для удобства определения уровня все линеечки длиной в 100
мм. Каждая линеечка озаглавлена сверху и снизу. Нетрудно понять, как
устроены эти линеечки: сверху высокая степень некоего качества, снизу
самая низкая, и надо поставить крестик на той высоте, на которой ты
оцениваешь это качество у себя. Сколько должно быть линеечек? 15–20,
это оптимальное количество вопросов для раскрытия любого содержания,
обычно я ставлю 16.
В заглавиях линеечек можно использовать названия умений, которые
осваивались на уроках по теме (на каждом уроке не получится, потому что
эта работа занимает в классе не менее 15 минут). И тут открывается
много интересного для учителя.
Оказывается, во-первых, что если ты заранее, накануне изучения темы,
определил для себя хотя бы 10 таких параметров, еще шесть обязательно
«подбираются» по дороге, в процессе. Во-вторых. На уроках ты невольно
более явственно «даешь знать» детям, куда их ведешь. В-третьих,
просматривая диагностические листы, ты сопоставляешь самооценку ученика
и свою оценку того же самого не для установления расхождений, хотя, как
правило, ученик относится к себе гораздо строже, чем я к нему, а для
того, чтобы убедиться, что процесс усвоения учебной программы идет
осознанно, в благоприятной обстановке и нет сигналов тревожности.
А они бывают. Ребенок ставит крестики в самом низу. Не понял, не смог,
не разобрался. Сказать об этом на уроке или после урока учителю,
который пребывает в вечной суете среди детей, порой просто невозможно.
Другое дело – поставить значок на волшебной линеечке, зная, что учитель
будет просматривать листочки в спокойной обстановке. Тем более
приемлемо, если в результате помощь приходит на самом деле.
Наконец, как не сказать о «долгоиграющем» эффекте линеечек. Намного
легче проводить отсроченный контроль, если папки с результатами по
темам всегда под рукой. Например, повторение в конце четверти или в
конце года я всегда провожу с опорой на сравнение с прежними
результатами, и это надо видеть: насколько важным и серьезным делом
дети считают самодиагностику. А еще они всегда улыбаются своим значкам.
Анастасия ГОРЕЛОВА, учитель начальных классов