ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ
Ориентиры педагогики сотворчества
Уникальность, открытость, избыточность – эти слова могут быть не лозунгами, а практическими принципами организации школьной жизни
В наше время школа живет трудно, и высокие слова кажутся
неуместными, нередко раздражают. К тому же так их истрепали за время
реформ, что кроме пафосной оболочки в них, кажется, уже ничего
не осталось. С другой стороны, даже если в возвышенных словах может
содержаться ложь, «в педагогике без них все оборачивается ложью
неминуемо». Этой мыслью Симона Соловейчика мы предваряем разговор о
педагогике сотворчества. Поводом к нему послужила первая Всероссийская
научно-практическая конференция «Педагогика сотворчества: содержание и
перспективы», которая прошла в Павловской гимназии (Московская область)
под эгидой Федерального института развития образования.
На ней учителя из Карелии, Московской, Новгородской, Тульской и других
российских областей размышляли о том, как строить свою работу на
принципах педагогики сотворчества.
Установка на сотворчество
О ней рассказывал директор Павловской гимназии Сергей Степанов.
Атмосферу сотворчества порождает особый тип человеческих отношений. А
отношения начинаются с видения – видения себя и других людей в мире, в
школе, на уроке. С того, какие наши взаимодействия представляются нам
вероятными, актуальными и желательными.
Какое же видение предполагает педагогика сотворчества? Не то, когда
учитель видит в ребенке пустой или частично наполненный «сосуд»,
который надо «дополнить» определенными знаниями. И не тот взгляд, когда
учитель смотрит на ученика только как на субъекта каких-то совместных
действий. Педагогика сотворчества?– это отношения, когда две уникальные
личности, ученик и учитель, становятся неисчерпаемыми источниками
развития друг для друга. И в этом взаимодополнении и взаиморазвитии они
друг для друга принципиально необходимы.
То есть не только учитель необходим для развития ребенка, но и ребенок
необходим для профессионального и личностного роста учителя. Таким
образом, сотворчество понимается как совместное создание нового в самом
широком смысле слова, включая не только решение творческих задач,
выдвижение гипотез по каким-то научным проблемам, планирование
коллективных дел, но также – приращения во внутреннем мире учителя и
ученика.
Еще одна базовая концептуальная установка: в образовательном процессе и
учитель, и ученик находятся в ситуации равенства, паритетности в том
смысле, что все мы живем в мире неизведанного, а перед неизведанным
взрослый оказывается, по сути, таким же ребенком, как и
восьми-десятилетний человек. И когда мы вступаем в диалог с ребенком по
поводу еще непознанных или не до конца познанных вещей (а по большому
счету почти все вещи являются таковыми), интуитивные догадки ребенка
подчас могут оказаться ближе к истине, чем наше во многом зашоренное
понимание. Другими словами: позиция ученика по тому или иному вопросу
так же ценна, как и позиция учителя.
Из этих установок вытекают ключевые педагогические принципы педагогики
сотворчества. Главные – это принцип уникальности, принцип открытости и
принцип избыточности.
Всмотреться в
неповторимость
Принцип уникальности заключается в том, что учитель смотрит на
мир – на себя, на профессию и, главное, на ребенка – так, чтобы все
время обнаруживать что-то новое. Это означает, что, следуя принципу
уникальности, учитель, как отметил заместитель директора Павловской
гимназии по психолого-педагогическому сопровождению Евгений Кремер,
воспринимает каждого ребенка как неповторимого и единственного. Он
стремится рассмотреть в нем не то, что делает его похожим на других
людей, а то, что его отличает от остальных, что не укладывается в
привычные представления. По мере того как педагог научается видеть это,
у него разгорается интерес. А когда ребенок чувствует, что он интересен
и этот интерес не наигранный, а настоящий, он начинает раскрываться.
Раскрываться и расти как личность. Он начинает более чутко и позитивно
относиться к себе, а во-вторых, получает дополнительную энергетическую
подпитку для развития. Мы же в конечном счете обретаем бесценный опыт
открытия мира другого человека, опыт, который что-то меняет и в
ребенке, и в нас самих.
Открыться – это удивиться
новому
Второй важнейший принцип – принцип открытости. Открытость не
следует путать с распахнутостью. Иногда, впервые услышав про принцип
открытости, люди пугаются: «Как это – быть открытым? А если меня начнут
обижать? А если я разоткровенничался, а меня не поняли?»
Когда человек все из себя «вываливает» или все в себя «впускает» – это
не открытость, это – распахнутость. Открытость предполагает готовность
к встрече с иным, незнакомым, неожиданным. Это когда человек настроен
на восприятие того, чего он не ждет. Для этого учителю важно время от
времени как бы оборачиваться назад и ловить себя на стандартном
восприятии ребенка: этот слабый, ничего не может, этот отличник,
значит, он всегда прав и всегда готов, а вот этот снова не выучил урок
– значит, он ко мне плохо относится… По мере того как педагог научается
за собой эти клише замечать и высвобождаться из них, он становится
открытым к восприятию нового.
Принцип избыточности
Чтобы быть открытым по отношению к уникальному в ребенке,
учителю необходимо прилагать некоторые избыточные усилия по проработке
своих позиций. Избыточность не предполагает, что учителю требуется
готовиться к уроку до 5 утра и перелопачивать горы материалов. Мы
знаем, что чрезмерная подготовительная работа нередко затрудняет
ведение учебного занятия: урок не получается, поскольку учитель
оказывается придавлен грузом неосмысленной и неструктурированной
информации.
Принцип избыточности означает особую концентрацию на выделении и
продумывании нужного, главного. На обнаружении основных смыслов и
прояснении целей учебного занятия, на понимании особенностей и
потребностей конкретных учеников.
Эти усилия ведут к тому, что учитель становится более свободным и
способным к импровизации. Возникает тот же эффект, что и у актера,
когда он хорошо продумал роль, вжился в образ и выходит на сцену
свободным от страха забыть текст.
…Все это – большая внутренняя работа учителя. В Павловской гимназии ее
поддерживают. Налажено психолого-педагогическое и методическое
сопровождение учителей. Педсоветы проходят в режиме рефлексивных
практик сотворчества и коллективного вдохновения. А «Посиделки с
творектором» – это неформальное обсуждение проблем педагогики
сотворчества с директором. Он временно расстается со своей официальной
ролью и занимает позицию творектора – человека, стимулирующего рождение
новых замыслов и инициатив.
На конференции учителя знакомили коллег со своим опытом, и вот три
истории из практики педагогики сотворчества.
История первая : урок, который вырос из неожиданной
реплики ученика
Аурика
МАРТЬЯНОВА, учитель начальных классов:
–
Один из методов, который часто применяют учителя, работающие в ключе
педагогики сотворчества, – метод полилога. Что он собой представляет?
Если в «двух словах»: полилог – это метод особой организации
продуктивного общения на учебном занятии, когда участники разговора
высказываются по очереди. При этом каждый последующий участник не
должен повторять мысли предыдущего, а только развивать или предлагать
новую. Это позволяет рассмотреть предмет обсуждения с разных сторон и
составить более полное и объемное представление о конкретной проблеме
или явлении. В классическом, типичном полилоге разговор начинают менее
«компетентные» ученики и завершают самые знающие.
Но на уроке, о котором мне хочется рассказать, все получилось не так.
Вообще на том занятии я и не планировала использовать полилог. Этот
метод возник стихийно, в момент, когда после прочтения сказки
А.Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик» второклассники
отвечали на мой вопрос: «Кто из героев сказки понравился больше всего?»
Первыми вызвались отвечать «отличники», предпочтения которых оказались
вполне предсказуемыми: Буратино, Пьеро, Мальвина, Артемон. И вдруг
небезызвестный в нашей гимназии Владимир (этот мальчик отличается тем,
что он любит подзадоривать, подстрекать на все такое… неординарное и
наблюдать за реакцией одноклассников и учителя) заявил, что ему
понравился Карабас-Барабас. И у Владимира сразу нашлись
единомышленники, которые решили, что этот герой им тоже нравится. Зная
особенности Владимира, можно было применить много способов возврата его
и других учеников к «разговору по плану». Но ведь неожиданный,
незапланированный поворот мог раскрыть детей с совершенно другой
стороны, породить нетривиальные, свежие мысли в их головах. И я решила
попробовать взглянуть на предмет обсуждения с заданного Владимиром
ракурса.
Быстро выяснилось, что он и сам не был готов к тому, что ему придется
продолжать свою линию. На вопрос: «Чем же тебе понравился
Карабас-Барабас?» – Владимир смог сказать только, что «он смешной и… он
чего-то не понимает».
И тогда я обратилась к классу: «Ребята, как вы думаете, чего не
понимает Карабас-Барабас?» В разговор сразу включились активные ребята,
которые еще до реплики Владимира начали обсуждать героев сказки:
«Карабас-Барабас не понимает, что куклам больно и обидно, когда их
бьют… Карабас-Барабас не понимает, что измученные куклы не могут хорошо
играть на сцене… Карабас-Барабас не понимает, что с ним, таким злым,
вообще никто дружить не будет»…
«Менее компетентные», а именно они поддержали сторону Владимира,
вначале сидели молча, с любопытством наблюдая, чем обернется выходка их
товарища.
Когда все умники высказались, я стала провоцировать ребят на иной ход
мысли: «Как много не понимает Карабас-Барабас! Что же он тогда
понимает?» Тут оживились все. Ребята, которые доселе отмалчивались,
стали выдвигать свои версии: «Карабас-Барабас понимает, что Буратино
ему мешает, потому что он научил кукол уважать себя... Он понимает, что
если куклы сбегут к Буратино, он разорится…Карабас-Барабас понимает,
что куклы – это его рабочие, и за счет них он становится богатым».
Последнее суждение принадлежит Владимиру.
Скоро начались повторы. «Погодите, – сказала я, – он же таким не
родился. Как же он стал таким?» И здесь опять заговорили «менее
компетентные»: «Он, наверное, не слушал родителей… Может быть, его
родители сами были жестокие люди, может, его били, обзывали и он не
знает, что может быть по-другому. Несчастный вырос такой же, как
родители… А может, у него вообще не было родителей».
Позиция школьников становилась все более осмысленной и содержательной,
и что важно: самый большой вклад в изменение общей позиции внесли
ребята, которые не относятся к числу самых успешных учеников.
И хотя классического полилога у нас не получилось, но выяснилось:
«обратный» полилог тоже может быть весьма продуктивным.
История вторая: виртуальные витамины как средство обучения
Ирина АМИРОВА, учитель
биологии:
– В педагогике сотворчества для учителя важно быть на одной
ступени с детьми. Это не означает, что мы хотим снизить планку. Это
значит, что, проводя занятие, мы стараемся взглянуть на вещи с точки
зрения ребенка и вместе с детьми размышлять над различными вопросами и
проблемами. Для меня это новый опыт, можно сказать, что я делаю только
первые шаги в мир педагогики сотворчества. И одним из таких шагов стал
проведенный как раз накануне конференции урок, где я попыталась уйти от
традиционной учительской манеры, когда мы с учениками находимся как бы
по разные стороны баррикад: педагог вещает, дети – слушают.
Тот урок был посвящен теме «Витамины». К уроку ребята должны были
подготовить домашнее задание – собрать из разных источников информацию,
отвечающую на следующие вопросы: «Для чего же все-таки людям нужны
витамины?», «Почему нам рекомендуют принимать витамины?», «Как витамины
влияют на здоровье?», «Есть ли разница между витаминами, которые мы
получаем из пищи, и искусственно полученными витаминами?»
Для организации урока я приготовила чемоданчик с разноцветными
витаминами (витаминки были изображены на карточках). Содержимое
чемоданчика, по моему замыслу, должно было помочь нам структурировать
мыслительную работу на уроке – подобно тому как в одном из старых
фильмов «волшебные» таблетки позволяли людям управлять собственной
энергией, направляя ее определенным образом. Например, съев таблетку
храбрости, герои фильма становились очень смелыми.
Занятие началось с того, что модератор (в роли модератора выступал наш
лаборант) достал из чемоданчика белые витаминки с надписью «информация»
и разложил их на столе перед всеми ребятами и передо мной. Надо
сказать, я присутствовала на уроке в качестве равноправного участника
общего разговора. Надо было обменяться информацией. То есть мы должны
были высказать все, что нам известно о значении витаминов. Как раз на
предыдущем занятии ребята разделились на группы по названиям витаминов,
и каждая группа собирала информацию о своем витамине. Так что мы узнали
немало интересных и даже поразительных фактов. Например, один мальчик
рассказал про то, как отвар из всего одной картофелины спас людей от
цинги. Я тоже вступила в разговор, рассказав случай, который произошел
с моей мамой в одном из южных регионов страны, где во время войны она
находилась в эвакуации вместе с бабушкой. Маме тогда было шесть лет, и
она сильно испугалась, когда обнаружила, что с наступлением сумерек у
нее полностью пропадало зрение... В этот момент один из учеников
вмешался в мой рассказ, выдвинув предположение, что «наверное, у нее не
хватало витамина А». Да, действительно, был авитаминоз, а вылечила ее
моя бабушка-фельдшер, которая кормила маму довольно неприятной смесью
из морковки с хлопковым маслом.
Но вот модератор достал желтую таблетку, предложив высказать, что
позитивного и конструктивного услышали ребята на предыдущем этапе.
Затем в ход пошли красная витаминка, проговаривание возникших во время
занятия эмоций, затем зеленая, поиск идей, направленных на решение
проблем. И синяя – обобщения, выводы.
Больше всего меня поразила «зеленая» стадия, потому что дети мыслят
креативно. Например, один ученик предположил: «Надо изобрести такие
препараты, которые способствовали бы тому, чтобы витамины сами
образовывались в нашем организме – благодаря деятельности бактерий,
каких-то микроорганизмов или с помощью нанотехнологий». В этот момент
мне хотелось встрять и поскорей рассказать, что поиск в этом
направлении уже идет, ученые думают, как можно добиться того, чтобы
организм сам синтезировал витамины, но я сдержалась, поскольку мне было
интересно, как думают дети. Это удивительно: еще не имея научных
знаний, они предугадывают путь науки!
На стадии «синей витаминки» произошло еще одно волнующее событие.
Обобщая разговор, ребята пришли к выводу, что такая важная информация
не должна оставаться в пределах одного урока. Решили сделать плакат с
изображением человека, где было бы показано, какие витамины важны для
определенных органов и почему.
На этом уроке я почувствовала, как мы с детьми сблизились эмоционально,
возникло полное доверие, и после урока дети подходили, чтобы поговорить
о своем здоровье.
История третья: Искусство педагогической импровизации
Елена ВАСЮКОВА,
учитель химии:
– По сути, уникальность и открытость – это такая позиция
педагога, в которой он получает много ценного от ребенка. Каждая
встреча учителя с детьми – событие, открывающее интересные возможности
для профессионального роста. Например, сейчас я готовлюсь к уроку, где
нам с ребятами предстоит изучение не самой притягательной темы – «Жиры».
Как создать атмосферу, которая способствовала бы активному
включению детей в процесс обучения? Начать урок с фразы «Сегодня мы
будем изучать жиры» – едва ли лучший вариант. Но если нам интересны
дети и то, что их волнует, то проблема создания рабочего настроя
превращается в творческую задачу.
Предположим, мне известно, что некоторых девочек в классе интересуют
вопросы диеты и что кто-то из мальчиков в этом году побывал в
туристической поездке в Египет. Для затравки я могу предложить детям
подумать: «Верно ли, что во время соблюдения диеты нельзя употреблять
жирную пищу?»; «Правда ли, что у верблюда горбы заполнены жиром, и этот
жир позволяет им долгое время не есть?»
Можно пойти еще дальше и придумать вопросы, предположительно связанные
с актуальным опытом школьников. И пускай ребята сами решат, по поводу
чего им будет интереснее высказаться. По мере того как ребята будут
высказывать различные суждения, некоторые позиции можно
проблематизировать, тем самым подводя учеников к осознанию
ограниченности имеющихся знаний.
Например, можно поставить такой вопрос: «Если жиры нельзя использовать
во время диеты и в то же время это необходимый питательный компонент
для нормального функционирования организма, то как же быть?» При этом
важно удерживать разговор в русле знаний, не скатываться в бытовые
разговоры. Главное – не упустить момент, когда проявится проблема,
вызывающая наибольший интерес. В это время можно будет повернуть беседу
к теме занятия, и дети сами включатся в процесс определения учебных
задач.
Заметьте: я не могу предсказать, на что конкретно «вырулит» наш
разговор, и эта неопределенность открывает передо мной широкий простор
для импровизаций, во время которых обязательно рождаются какие-то новые
идеи и приемы. То есть урок не прописывается по шагам, а как бы
творится на ходу. И мне всегда интересно, что же получится. Ведь каждый
раз все происходит по-разному. Иногда наводку на возможный методический
ход дает какое-то неожиданное суждение ребенка. Бывает и так, что
очередной прием возникает из-за ощущения какого-то специфичного
настроя, сложившегося в классе на данный момент.
Как-то я проводила урок в конце учебного года, когда сказывается
усталость, и почувствовала, что ребята пребывают в несколько
подавленном состоянии. Как их поддержать? Я решила обратиться к трем
лидерам класса, предложив провести разделение классного коллектива на
группы по следующему правилу: пусть каждый лидер пригласит к себе в
группу ребят, обосновывая свой выбор. Например: «Саша, я хочу, чтобы ты
работал со мной в группе, потому что ты хорошо решаешь химические
задачи».
Почему у меня возникла эта идея? Потому, что когда лидер предлагает
тебе войти в группу и при этом публично говорит о твоих сильных
качествах, это, безусловно, окрыляет. И все. Урок пошел.
Такие маленькие методические находки случаются практически на каждом
занятии, если оставаться открытым к тому, что происходит с детьми, что
исходит от детей.