Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ


Витковский Анатолий

Ориентиры педагогики сотворчества

Уникальность, открытость, избыточность – эти слова могут быть не лозунгами, а практическими принципами организации школьной жизни

В наше время школа живет трудно, и высокие слова кажутся неуместными, нередко раздражают. К тому же так их истрепали за время реформ, что кроме пафосной оболочки в них, кажется, уже ничего не осталось. С другой стороны, даже если в возвышенных словах может содержаться ложь, «в педагогике без них все оборачивается ложью неминуемо». Этой мыслью Симона Соловейчика мы предваряем разговор о педагогике сотворчества. Поводом к нему послужила первая Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогика сотворчества: содержание и перспективы», которая прошла в Павловской гимназии (Московская область) под эгидой Федерального института развития образования.
На ней учителя из Карелии, Московской, Новгородской, Тульской и других российских областей размышляли о том, как строить свою работу на принципах педагогики сотворчества.

Установка на сотворчество

О ней рассказывал директор Павловской гимназии Сергей Степанов.
Атмосферу сотворчества порождает особый тип человеческих отношений. А отношения начинаются с видения – видения себя и других людей в мире, в школе, на уроке. С того, какие наши взаимодействия представляются нам вероятными, актуальными и желательными.
Какое же видение предполагает педагогика сотворчества? Не то, когда учитель видит в ребенке пустой или частично наполненный «сосуд», который надо «дополнить» определенными знаниями. И не тот взгляд, когда учитель смотрит на ученика только как на субъекта каких-то совместных действий. Педагогика сотворчества?– это отношения, когда две уникальные личности, ученик и учитель, становятся неисчерпаемыми источниками развития друг для друга. И в этом взаимодополнении и взаиморазвитии они друг для друга принципиально необходимы.
То есть не только учитель необходим для развития ребенка, но и ребенок необходим для профессионального и личностного роста учителя. Таким образом, сотворчество понимается как совместное создание нового в самом широком смысле слова, включая не только решение творческих задач, выдвижение гипотез по каким-то научным проблемам, планирование коллективных дел, но также – приращения во внутреннем мире учителя и ученика.
Еще одна базовая концептуальная установка: в образовательном процессе и учитель, и ученик находятся в ситуации равенства, паритетности в том смысле, что все мы живем в мире неизведанного, а перед неизведанным взрослый оказывается, по сути, таким же ребенком, как и восьми-десятилетний человек. И когда мы вступаем в диалог с ребенком по поводу еще непознанных или не до конца познанных вещей (а по большому счету почти все вещи являются таковыми), интуитивные догадки ребенка подчас могут оказаться ближе к истине, чем наше во многом зашоренное понимание. Другими словами: позиция ученика по тому или иному вопросу так же ценна, как и позиция учителя.
Из этих установок вытекают ключевые педагогические принципы педагогики сотворчества. Главные – это принцип уникальности, принцип открытости и принцип избыточности.

Всмотреться в неповторимость

Принцип уникальности заключается в том, что учитель смотрит на мир – на себя, на профессию и, главное, на ребенка – так, чтобы все время обнаруживать что-то новое. Это означает, что, следуя принципу уникальности, учитель, как отметил заместитель директора Павловской гимназии по психолого-педагогическому сопровождению Евгений Кремер, воспринимает каждого ребенка как неповторимого и единственного. Он стремится рассмотреть в нем не то, что делает его похожим на других людей, а то, что его отличает от остальных, что не укладывается в привычные представления. По мере того как педагог научается видеть это, у него разгорается интерес. А когда ребенок чувствует, что он интересен и этот интерес не наигранный, а настоящий, он начинает раскрываться. Раскрываться и расти как личность. Он начинает более чутко и позитивно относиться к себе, а во-вторых, получает дополнительную энергетическую подпитку для развития. Мы же в конечном счете обретаем бесценный опыт открытия мира другого человека, опыт, который что-то меняет и в ребенке, и в нас самих.

Открыться – это удивиться новому

Второй важнейший принцип – принцип открытости. Открытость не следует путать с распахнутостью. Иногда, впервые услышав про принцип открытости, люди пугаются: «Как это – быть открытым? А если меня начнут обижать? А если я разоткровенничался, а меня не поняли?»
Когда человек все из себя «вываливает» или все в себя «впускает» – это не открытость, это – распахнутость. Открытость предполагает готовность к встрече с иным, незнакомым, неожиданным. Это когда человек настроен на восприятие того, чего он не ждет. Для этого учителю важно время от времени как бы оборачиваться назад и ловить себя на стандартном восприятии ребенка: этот слабый, ничего не может, этот отличник, значит, он всегда прав и всегда готов, а вот этот снова не выучил урок – значит, он ко мне плохо относится… По мере того как педагог научается за собой эти клише замечать и высвобождаться из них, он становится открытым к восприятию нового.

Принцип избыточности

Чтобы быть открытым по отношению к уникальному в ребенке, учителю необходимо прилагать некоторые избыточные усилия по проработке своих позиций. Избыточность не предполагает, что учителю требуется готовиться к уроку до 5 утра и перелопачивать горы материалов. Мы знаем, что чрезмерная подготовительная работа нередко затрудняет ведение учебного занятия: урок не получается, поскольку учитель оказывается придавлен грузом неосмысленной и неструктурированной информации.
Принцип избыточности означает особую концентрацию на выделении и продумывании нужного, главного. На обнаружении основных смыслов и прояснении целей учебного занятия, на понимании особенностей и потребностей конкретных учеников.
Эти усилия ведут к тому, что учитель становится более свободным и способным к импровизации. Возникает тот же эффект, что и у актера, когда он хорошо продумал роль, вжился в образ и выходит на сцену свободным от страха забыть текст.

…Все это – большая внутренняя работа учителя. В Павловской гимназии ее поддерживают. Налажено психолого-педагогическое и методическое сопровождение учителей. Педсоветы проходят в режиме рефлексивных практик сотворчества и коллективного вдохновения. А «Посиделки с творектором» – это неформальное обсуждение проблем педагогики сотворчества с директором. Он временно расстается со своей официальной ролью и занимает позицию творектора – человека, стимулирующего рождение новых замыслов и инициатив.



На конференции учителя знакомили коллег со своим опытом, и вот три истории из практики педагогики сотворчества.

История первая : урок, который вырос  из неожиданной реплики ученика

Аурика МАРТЬЯНОВА, учитель начальных классов:

– Один из методов, который часто применяют учителя, работающие в ключе педагогики сотворчества, – метод полилога. Что он собой представляет? Если в «двух словах»: полилог – это метод особой организации продуктивного общения на учебном занятии, когда участники разговора высказываются по очереди. При этом каждый последующий участник не должен повторять мысли предыдущего, а только развивать или предлагать новую. Это позволяет рассмотреть предмет обсуждения с разных сторон и составить более полное и объемное представление о конкретной проблеме или явлении. В классическом, типичном полилоге разговор начинают менее «компетентные» ученики и завершают самые знающие.
Но на уроке, о котором мне хочется рассказать, все получилось не так. Вообще на том занятии я и не планировала использовать полилог. Этот метод возник стихийно, в момент, когда после прочтения сказки А.Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик» второклассники отвечали на мой вопрос: «Кто из героев сказки понравился больше всего?»
Первыми вызвались отвечать «отличники», предпочтения которых оказались вполне предсказуемыми: Буратино, Пьеро, Мальвина, Артемон. И вдруг небезы­звестный в нашей гимназии Владимир (этот мальчик отличается тем, что он любит подзадоривать, подстрекать на все такое… неординарное и наблюдать за реакцией одноклассников и учителя) заявил, что ему понравился Карабас-Барабас. И у Владимира сразу нашлись единомышленники, которые решили, что этот герой им тоже нравится. Зная особенности Владимира, можно было применить много способов возврата его и других учеников к «разговору по плану». Но ведь неожиданный, незапланированный поворот мог раскрыть детей с совершенно другой стороны, породить нетривиальные, свежие мысли в их головах. И я решила попробовать взглянуть на предмет обсуждения с заданного Владимиром ракурса.
Быстро выяснилось, что он и сам не был готов к тому, что ему придется продолжать свою линию. На вопрос: «Чем же тебе понравился Карабас-Барабас?» – Владимир смог сказать только, что «он смешной и… он чего-то не понимает».
И тогда я обратилась к классу: «Ребята, как вы думаете, чего не понимает Карабас-Барабас?» В разговор сразу включились активные ребята, которые еще до реплики Владимира начали обсуждать героев сказки: «Карабас-Барабас не понимает, что куклам больно и обидно, когда их бьют… Карабас-Барабас не понимает, что измученные куклы не могут хорошо играть на сцене… Карабас-Барабас не понимает, что с ним, таким злым, вообще никто дружить не будет»…
«Менее компетентные», а именно они поддержали сторону Владимира, вначале сидели молча, с любопытством наблюдая, чем обернется выходка их товарища.
Когда все умники высказались, я стала провоцировать ребят на иной ход мысли: «Как много не понимает Карабас-Барабас! Что же он тогда понимает?» Тут оживились все. Ребята, которые доселе отмалчивались, стали выдвигать свои версии: «Карабас-Барабас понимает, что Буратино ему мешает, потому что он научил кукол уважать себя... Он понимает, что если куклы сбегут к Буратино, он разорится…Карабас-Барабас понимает, что куклы – это его рабочие, и за счет них он становится богатым». Последнее суждение принадлежит Владимиру.
Скоро начались повторы. «Погодите, – сказала я, – он же таким не родился. Как же он стал таким?» И здесь опять заговорили «менее компетентные»: «Он, наверное, не слушал родителей… Может быть, его родители сами были жестокие люди, может, его били, обзывали и он не знает, что может быть по-другому. Несчастный вырос такой же, как родители… А может, у него вообще не было родителей».
Позиция школьников становилась все более осмысленной и содержательной, и что важно: самый большой вклад в изменение общей позиции внесли ребята, которые не относятся к числу самых успешных учеников.
И хотя классического полилога у нас не получилось, но выяснилось: «обратный» полилог тоже может быть весьма продуктивным.

История вторая: виртуальные витамины как средство обучения

Ирина АМИРОВА, учитель биологии:

– В педагогике сотворчества для учителя важно быть на одной ступени с детьми. Это не означает, что мы хотим снизить планку. Это значит, что, проводя занятие, мы стараемся взглянуть на вещи с точки зрения ребенка и вместе с детьми размышлять над различными вопросами и проблемами. Для меня это новый опыт, можно сказать, что я делаю только первые шаги в мир педагогики сотворчества. И одним из таких шагов стал проведенный как раз накануне конференции урок, где я попыталась уйти от традиционной учительской манеры, когда мы с учениками находимся как бы по разные стороны баррикад: педагог вещает, дети – слушают.
Тот урок был посвящен теме «Витамины». К уроку ребята должны были подготовить домашнее задание – собрать из разных источников информацию, отвечающую на следующие вопросы: «Для чего же все-таки людям нужны витамины?», «Почему нам рекомендуют принимать витамины?», «Как витамины влияют на здоровье?», «Есть ли разница между витаминами, которые мы получаем из пищи, и искусственно полученными витаминами?»
Для организации урока я приготовила чемоданчик с разноцветными витаминами (витаминки были изображены на карточках). Содержимое чемоданчика, по моему замыслу, должно было помочь нам структурировать мыслительную работу на уроке – подобно тому как в одном из старых фильмов «волшебные» таблетки позволяли людям управлять собственной энергией, направляя ее определенным образом. Например, съев таблетку храбрости, герои фильма становились очень смелыми.
Занятие началось с того, что модератор (в роли модератора выступал наш лаборант) достал из чемоданчика белые витаминки с надписью «информация» и разложил их на столе перед всеми ребятами и передо мной. Надо сказать, я присутствовала на уроке в качестве равноправного участника общего разговора. Надо было обменяться информацией. То есть мы должны были высказать все, что нам известно о значении витаминов. Как раз на предыдущем занятии ребята разделились на группы по названиям витаминов, и каждая группа собирала информацию о своем витамине. Так что мы узнали немало интересных и даже поразительных фактов. Например, один мальчик рассказал про то, как отвар из всего одной картофелины спас людей от цинги. Я тоже вступила в разговор, рассказав случай, который произошел с моей мамой в одном из южных регионов страны, где во время войны она находилась в эвакуации вместе с бабушкой. Маме тогда было шесть лет, и она сильно испугалась, когда обнаружила, что с наступлением сумерек у нее полностью пропадало зрение... В этот момент один из учеников вмешался в мой рассказ, выдвинув предположение, что «наверное, у нее не хватало витамина А». Да, действительно, был авитаминоз, а вылечила ее моя бабушка-фельдшер, которая кормила маму довольно неприятной смесью из морковки с хлопковым маслом.
Но вот модератор достал желтую таблетку, предложив высказать, что позитивного и конструктивного услышали ребята на предыдущем этапе. Затем в ход пошли красная витаминка, проговаривание возникших во время занятия эмоций, затем зеленая, поиск идей, направленных на решение проблем. И синяя – обобщения, выводы.
Больше всего меня поразила «зеленая» стадия, потому что дети мыслят креативно. Например, один ученик предположил: «Надо изобрести такие препараты, которые способствовали бы тому, чтобы витамины сами образовывались в нашем организме – благодаря деятельности бактерий, каких-то микроорганизмов или с помощью нанотехнологий». В этот момент мне хотелось встрять и поскорей рассказать, что поиск в этом направлении уже идет, ученые думают, как можно добиться того, чтобы организм сам синтезировал витамины, но я сдержалась, поскольку мне было интересно, как думают дети. Это удивительно: еще не имея научных знаний, они предугадывают путь науки!
На стадии «синей витаминки» произошло еще одно волнующее событие. Обобщая разговор, ребята пришли к выводу, что такая важная информация не должна оставаться в пределах одного урока. Решили сделать плакат с изображением человека, где было бы показано, какие витамины важны для определенных органов и почему.
На этом уроке я почувствовала, как мы с детьми сблизились эмоционально, возникло полное доверие, и после урока дети подходили, чтобы поговорить о своем здоровье.

История третья: Искусство педагогической импровизации

Елена ВАСЮКОВА, учитель химии:

– По сути, уникальность и открытость – это такая позиция педагога, в которой он получает много ценного от ребенка. Каждая встреча учителя с детьми – событие, открывающее интересные возможности для профессионального роста. Например, сейчас я готовлюсь к уроку, где нам с ребятами предстоит изучение не самой притягательной темы – «Жиры».
 Как создать атмосферу, которая способствовала бы активному включению детей в процесс обучения? Начать урок с фразы «Сегодня мы будем изучать жиры» – едва ли лучший вариант. Но если нам интересны дети и то, что их волнует, то проблема создания рабочего настроя превращается в творческую задачу.
Предположим, мне известно, что некоторых девочек в классе интересуют вопросы диеты и что кто-то из мальчиков в этом году побывал в туристической поездке в Египет. Для затравки я могу предложить детям подумать: «Верно ли, что во время соблюдения диеты нельзя употреблять жирную пищу?»; «Правда ли, что у верблюда горбы заполнены жиром, и этот жир позволяет им долгое время не есть?»
Можно пойти еще дальше и придумать вопросы, предположительно связанные с актуальным опытом школьников. И пускай ребята сами решат, по поводу чего им будет интереснее высказаться. По мере того как ребята будут высказывать различные суждения, некоторые позиции можно проблематизировать, тем самым подводя учеников к осознанию ограниченности имеющихся знаний.
Например, можно поставить такой вопрос: «Если жиры нельзя использовать во время диеты и в то же время это необходимый питательный компонент для нормального функционирования организма, то как же быть?» При этом важно удерживать разговор в русле знаний, не скатываться в бытовые разговоры. Главное – не упустить момент, когда проявится проблема, вызывающая наибольший интерес. В это время можно будет повернуть беседу к теме занятия, и дети сами включатся в процесс определения учебных задач.
Заметьте: я не могу предсказать, на что конкретно «вырулит» наш разговор, и эта неопределенность открывает передо мной широкий простор для импровизаций, во время которых обязательно рождаются какие-то новые идеи и приемы. То есть урок не прописывается по шагам, а как бы творится на ходу. И мне всегда интересно, что же получится. Ведь каждый раз все происходит по-разному. Иногда наводку на возможный методический ход дает какое-то неожиданное суждение ребенка. Бывает и так, что очередной прием возникает из-за ощущения какого-то специфичного настроя, сложившегося в классе на данный момент.
Как-то я проводила урок в конце учебного года, когда сказывается усталость, и почувствовала, что ребята пребывают в несколько подавленном состоянии. Как их поддержать? Я решила обратиться к трем лидерам класса, предложив провести разделение классного коллектива на группы по следующему правилу: пусть каждый лидер пригласит к себе в группу ребят, обосновывая свой выбор. Например: «Саша, я хочу, чтобы ты работал со мной в группе, потому что ты хорошо решаешь химические задачи».
Почему у меня возникла эта идея? Потому, что когда лидер предлагает тебе вой­ти в группу и при этом публично говорит о твоих сильных качествах, это, безусловно, окрыляет. И все. Урок пошел.
Такие маленькие методические находки случаются практически на каждом занятии, если оставаться открытым к тому, что происходит с детьми, что исходит от детей.