Школьные «государевы люди»: им до учителя дела нет
Они выполняют государственный заказ на образование...
«Аразве учитель может принимать решения? Нет. Решения
принимает только тот, кто уполномочен. Директор, например. А учитель,
даже педагог-мастер, может стать разве что центром определенной
компетенции» – это совершенно искренне говорила мне руководительница
одного из региональных институтов развития образования. Кто бы такое
рассказал – не поверила бы.
Но уж как есть.
В одной школе Ростова-на-Дону (номер школы и имя директора есть в
редакции) был избирательный участок, и голосов за Путина на нем было
отдано меньше, чем на участках в других школах. Уже на следующий день
директора известили о «ненадлежащем исполнении» и возможной замене на
другого.
Как это – винтики-шпунтики, его учителя, не сработали, как надо!
Дерево обстоятельств
Главное, и учредитель ничего не может поделать. Политики у нас
поверх барьеров. И хотя на кол теперь не сажают, подгадить порядочному
человеку могут сильно. Как жить? Правильно, во всем слушаться.
И вот образовательная ситуация в разрезе. Областное начальство собирает
муниципальное: «Не возражайте, пустое! Мы государевы люди и стоим на
позициях государства, а не нравится – уходите»; муниципалы транслируют
эту демагогию директорам, директора – учителям, и вот учитель – детям:
«Да, и мне не нравится, просто ужас, но что делать, таковы требования».
А спроси этих «государевых людей», которые «хотелки государства»
выполняют (сохраняю жаргон), в чем государственный заказ образованию
заключается, услышишь что-то невнятное про инновации. Им не до учителя,
который один во всей цепочке не имеет права сказать детям «уходите». Не
до мысли о том, где учителю найти другие слова.
Монополия на «учить
правильно»
Теперь оптимизация докатилась до институтов повышения
квалификации, руководители лихорадочно ищут оправданий их
существованию. Что бы такое забабацать, чтобы «менеджмент», «инновации»
и «универсальные комплексы». Чтобы слова. А на учителя посмотреть,
найти в нем опору – опять недосуг. Да и волшебного пинка сверху им не
дали.
Примеры на каждом шагу, то есть на каждом обсуждении, семинаре, лекции
и пр. Сотрудники ИПКРО из разных мест говорят одно:
– Да как это учитель сам может выбирать курсы, он же книгу в
руки не берет… И какой это они запрос могут дать, разве пожаловаться,
что дисциплины нет или дети ничем не интересуются, это же несерьезно!..
Да мы им такое, такое и такое разработали, старались, а до них не
доходит, как это важно.
На круг, хором: учитель – это несерьезно.
Измельчали. Или измельчили?
Мы бы и поверили, если бы не письма, которые приходят в
редакцию. Учителя очень даже в состоянии сформулировать свои
профессиональные проблемы, первая из которых – похороны методических
служб на местах. Читай – сообществ предметников, среды первичного
профессионального общения. Кто что читал, слышал, чему научился, чего
добился и прочие «что, где, когда». Понятно: теперь конкуренция,
«ничего никому не скажу». Но именно на аттестации выясняется, что для
справедливых вердиктов катастрофически не хватает мнения коллег,
взаимооценивания. И теперь так: ой, надо же, как они с тобой нехорошо…
Потому что все сделано для того, чтобы все и всякие в принятии решений
не участвовали, а свое мнение попридержали бы ради безопасности.
Любопытные данные были приведены на конференции «Тенденции развития
образования»: из 100 обследованных школ одного региона лишь в 12 к
решению проблем привлекаются управляющие советы.
То есть тех, кто потенциально может улучшить положение дел, не
спрашивают. Решения принимаются на уровне личных предпочтений и личных
пристрастий. Дети и учителя – заложники этих пристрастий.
Действительное положение
вещей
А с самоопределением у нас очень плохо. Тест: люди тоскуют по
крепкой руке или верят в харизматическую личность.
Касательно же ИПКРО, чей бюджет теперь ориентирован на результат,
самоопределиться просто необходимо: с кем вы, мастера педагогической
переподготовки?
Красноярский краевой ИПКРО, например, уже три года ведет полную
инвентаризацию наличных ресурсов, осуществляя проекты, созданные там же
(по нескольким направлениям сразу).
В частности, под проект «Улучшение преподавания естественно-научных
дисциплин и математики» собрали многочисленные данные обо всем, что
есть в школах вообще, – скрупулезно изучали ситуацию, чтобы увидеть
объективные причины проблем и определить зоны досягаемости решений.
И хотя для региона важны именно детали, здесь скажем о тех данных,
которые интересны всем.
Итак, у школы есть цели, пусть даже не отрефлексированные. Но учитель
не всегда может их назвать.
В школе ведется преподавание отдельных предметов. Но у школы нет ясной
стратегии по отношению к преподаванию. Есть инерция, традиция. Есть
учителя, которые тащат на себе все, но их меньшинство. Есть маскировка,
мотивировки, и очень редко озвучиваются подлинные мотивы обучения. Есть
учителя с нагрузкой 47,5 часа.
Для 15% учителей преподавание предмета не является основным видом
педагогической деятельности. Ведут кружки, элективы, ОБЖ и другие чужие
предметы. Профильный уровень преподавания ведется в 33% школ. Там, где
ведется, результаты учеников профильного уровня мало отличаются от
базового, но и преподавание, квалификация учителей в тех и других мало
разнятся. Половина 11-классников занимаются с репетиторами.
Система подготовки педагогов и система оценки учителя на уровне школ не
стыкуются вообще. Системной методической работы нет нигде. И в целом –
управление качеством преподавания в полном запустении.
…Вот так! Зато у руководителей есть уверенность, что за новый
софт, за ремонт крыши, да что там – просто за лояльное отношение школа
выполнит любое распоряжение. И в случае с выборами – тоже…