КРУГ ВОПРОСОВ
Ошиблись в выборе профессии
Почему студенты педуниверситетов не собираются работать в школе. И почему так трудно приходится тем, кто хочет
Даже житейские наблюдения, что уж говорить об опросах,
свидетельствуют о полной несовместимости строя личности современного
молодого человека со школой, как она есть сегодня: в черном теле, в
ежовых рукавицах, чтоб муха не пролетела да комар носа не подточил. И
вот получает молодой специалист положенную ему денежную компенсацию,
неделю радуется, а по окончании первой четверти уходит: невыносимо.
Ситуация настолько типичная, что в некоторых регионах руководители
ввели «инновацию»: выплачивать подъемные не сразу, а по окончании
учебного года. То есть получается, уже не подъемные, а премия
за стойкость. И тогда вопрос: сколько еще сможет простоять эта школа,
школа для чиновников?
Сказка о потерянном времени
По данным опроса будущих педагогов, получающих образование в
РГПУ им. А.И.Герцена (исследования проводятся систематически и
целенаправленно), вовсе не малая оплата труда делает профессию
школьного учителя непривлекательной для молодежи. Эта позиция занимает
третье место. Лидирует позиция «это не мое», а конкретно: «не попал в
лучший университет» (первое место среди ответов) и «так захотели
родители».
Ответ «хочу быть педагогом» лишь на 16 месте, им замыкается список
причин обучения в данном вузе.
Свою «ошибку» некоторые студенты осознают еще до третьего курса и
уходят, но многие все-таки доучиваются до диплома, так и не представляя
себя в школе. Однако по инерции все же попадают туда, и что же? Через
год-два, а то и раньше, уходят, полностью разочарованные. По нашим
данным, на первом месте из причин ухода молодых специалистов из школы –
«неспособность и неумение работать с детьми». Далее идут «неспособность
работать в команде» и (как частность) – «неспособность влиться в
педколлектив».
И это при живом дипломе!
Добро пожаловать, или
Посторонним вход запрещен
Но оказывается, даже для мотивированного на работу в школе
человека попасть в профессиональную среду – большая проблема. Туда не
пускают!
Конкретный пример. Летом этого года молодой учитель (но уже не «молодой
специалист») обратился в ряд сельских школ Ленинградской, Псковской и
Вологодской областей с предложением рассмотреть его кандидатуру на
предмет предоставления работы в основной школе. Каково же было его
удивление, когда ответ пришел только один, да и тот –
отрицательный. Кандидатура молодого учителя со статусом
магистра педагогики, владеющего техниками и методиками инновационного
образовательного процесса в школе, никого не заинтересовала.
В чем дело? Оказывается, вакансии существуют только на бумаге. На деле
так: реформа образования свелась к оптимизации нагрузки учителя в обмен
на более-менее ощутимую заработную плату. Все хватаются за все, потому
что неизвестно, что будет завтра и «дадут ли работать», потому что «вас
сократят», а «школу вот-вот закроют» твердят-кричат из года в год.
Еще одна причина нежелательности появления молодежи в коллективах:
«новенькие» – дополнительная нагрузка на «стареньких». Опыт нужен, а
откуда ему взяться? Педагогической практики студента явно недостаточно,
ее и не может быть достаточно, а институт наставничества, совершенно
необходимый в педагогике, давно почил в бозе. Естественно: оптимизация
ресурсов! И только очень упорный человек, чувствующий призвание к
работе с детьми, выдержит все и начнет реализовать себя как
профессионал. Но таких, похоже, школа и не ждет.
Ехала деревня мимо мужика
В образование инвестируются большие средства, но все это – в
воспроизводство образования вчерашнего дня. Если бы это было не так, мы
бы уже знали о существовании нового адаптационного механизма по
отношению к молодым педагогам. И это отнюдь не большие подъемные и
квартиры, хотя это и нелишне. Привлекательность педагогической
профессии не только льготы, а творческая атмосфера в педколлективах,
интересные люди – учителя, взаимность в отношениях, центрированность на
детях; возможность учиться (повышение квалификации как овладение
новым), карьерный рост, профессиональная мобильность.
Да, сегодня этому учат в вузе: преподаватель как исследователь,
воспитатель, консультант, руководитель школьных проектов. Разъясняют: у
эффективного преподавателя творческие компетенции преобладают над
дидактикой. Обосновывают: внутрицеховая замкнутость уже невозможна,
педагогика открыта для интеллектуальных достижений в других профессиях,
и другие профессии не обходятся без педагогической компоненты.
Но пока наши исследования говорят: вклад вуза в профессиональную
подготовку выпускники оценивают в 10%, при этом самообразование ценится
в 2 раза больше, а обучение на производстве – в 5 раз ценнее. Наконец,
менее 20% выпускников работают по специальности.
В то же время значимость такого мотива, как «стремление к
саморазвитию», растет у студентов от курса к курсу. Хорошо, что вуз
дает хотя бы это – перспективный плацдарм для личностной и социальной
самореализации человека.
Вопрос: сможет ли школа через три-пять лет заинтересовать такого
человека как место приложения сил и вдохновения? Сможет ли научить его
профессии?