КРУГ ВОПРОСОВ
Молодые учителя...
Где вы, двадцатипятитысячники?
О 25 тысячах молодых специалистов, влившихся в ряды российских
учителей в 2011 году, говорил на коллегии Минобрнауки министр Андрей
Фурсенко. Цифра звучала как еще один аргумент в пользу успехов работы
ведомства: престижность профессии возросла, условия улучшились,
зарплата повысилась.
Отчасти – да. Для кого-то, конечно. А конкретно – письма о возрастном
дисбалансе в педколлективах как шли со всех уголков страны, так и идут,
если не сказать, что их становится больше. Вот из почты одного только
февраля.
…«В нашей небольшой школе 8 учителей после 55, и все
собираются уходить. Но никого нет за спиной – и захочешь, а не уйдешь».
…«На конкурсах выступают педагоги, которым 50 и больше.
Прыгают, танцуют, и видно, как им тяжело. Нет, я не умаляю их заслуг,
на них школа держится. Им хотя бы чуть-чуть побольше заплатят после
участия в конкурсе. Но дети ждут молодых классных руководителей,
задорных, творческих, увлекающих за собой. Таких мы давно в своей школе
не видим».
…«А вы можете ответить, где молодые педагоги? Каждый год вузы
выпускают специалистов, а они исчезают непонятно куда. В школах средний
возраст учителей уже 45 лет, это возраст выслуги. А хотелось бы, чтоб
жизнь в школе шла своим чередом и одно поколение сменяло бы другое,
дополняя и обогащая друг друга. А так – в школе только бабушки».
Что ответить на эти письма? Что из 25 тысяч молодых
специалистов никто, к сожалению, не получил путевку в вашу школу? Или –
«держитесь, вы еще ого-го»? Может быть,
искренне поделиться своими мыслями? Мол, так, наверное, и задумано,
чтобы энтузиасты продержались, сколько смогут на грошовой оплате, а
потом, когда наступит пустота, запустить в школы совершенно новых
работников образования: операторов процесса, а не учителей; менеджеров,
а не педагогов. За совершенно другие деньги, конечно.
Не очень-то хочется это признавать. Но если сегодня кто-то из
высококлассных педагогов и дожил до приличной зарплаты, то не сказать,
ценой каких потерь. В результате в школах практически нет 30–35-летних,
поколенческий шаг (25 лет) не состоялся. И все мало?
Хорошо, о тех, кому немногим за 20: «Я молодой специалист, работаю
учителем 2 года. И в ближайшее время собираюсь сменить работу. К
сожалению, я оказалась не готова работать на голом энтузиазме, не
привыкла бросать все и бежать-ехать-идти куда скажут. Терпеть то, что
терпеть в школе приходится… Безусловно, эти 2 года я провела с пользой
для себя, надеюсь, и мои ученики тоже. Но перспектива «сгореть» на
работе, которая не ценится ни материально, ни морально, – это не мое».
Письмо двухдневной свежести. И кто это вещает о росте престижности и
привлекательности работы учителя в России? Главное – кому?