Большая статистика Минобрнауки: все хорошо, и будет еще лучше
На итоговой коллегии Министерства образования и науки были
проанализированы результаты деятельности ведомства за 8 лет. Именно
столько лет существует объединенное министерство – и образования, и
науки. Напомним, что в 2004 году его руководителем был назначен Андрей
Фурсенко, и не исключено, что в нынешнем году – в связи с формированием
нового кабинета министров его карьера на этом посту завершится.
Выступая на коллегии, министр высоко оценил 8-летний период
деятельности возглавляемого им ведомства.
Достижения министерства…
Во-первых, удалось добиться существенного увеличения
государственных расходов на образование: консолидированный бюджет
отрасли за этот период вырос с 600 млрд рублей до 2,3 трлн рублей – то
есть почти в 4 раза.
Улучшились и другие показатели.
Зарплата учителей, которая в 2004 г. составляла около 4 тыс. рублей,
менее 60% от средней по экономике, сегодня вплотную приблизилась к
этому показателю, и к 2012 году поставленная правительством задача
будет решена полностью.
Вырос престиж профессии учителя: учительских вакансий в 2001 году было
21 тыс., а в 2011 году стало всего 4500. Только за последние несколько
месяцев – с 1 января по 1 сентября 2011 г. – их число увеличилось на
10%, или на 25 тыс. человек.
Доля школьников, обучающихся в современных условиях, возросла с 21% в
2006 г. до 72% к началу 2011 г., а с сентября за счет программы
модернизации региональных систем образования этот показатель превысил
80%.
А самым позитивным событием, по мнению министра, является введение
единого госэкзамена. «Это самый обсуждаемый проект министерства, ЕГЭ,
идея которого сегодня уже не обсуждается, а все дискуссии сводятся к
тому, как сделать его лучше».
…и новые планы
В своем выступлении министр предложил несколько изменений в
организации ЕГЭ. Во-первых, развернуть экзамен во времени. Например,
русский язык можно было бы сдавать по завершении основного курса в 9
классе, а географию – в 10-м.
Во-вторых, желательна открытая публикация всех КИМов, как в случае с
математикой. Технически это можно реализовать в течение ближайших
двух-трех лет.
В-третьих, нужна оценка качества не только результатов обучения, но и
внеучебных успехов учащихся, с тем чтобы человек мог формировать
портфель личных достижений в течение всей жизни.
Ряд новаций ожидается и в связи с введением ФГОС для старших классов,
разработка которых еще не завершена.
В дискуссиях погряз и еще один важный вопрос: должны ли школьники
изучать отдельные дисциплины или следует интегрировать предметы в
конвергентные области знаний? По мнению министра, второй подход
является более перспективным: «Нам необходимо давать представление об
устройстве мира как единого целого как можно раньше...».
Возражения из зала коллегии
и не только
Правда, не все разделяют оптимизм министра. О том, что «в
министерстве недооценивают градус общественного напряжения по отношению
к реформам», говорили выступавшие на коллегии Виктор Лошак,
председатель Общественного совета при Минобрнауке, главный редактор
журнала «Огонек», Виктор Садовничий, ректор МГУ им. Ломоносова, и
другие. Непонятно: откуда чиновники берут такую благополучную
статистику? Разговоры с педагогами-практиками рисуют совсем другую
реальность и обозначают совсем другой подход к решению проблем
образования.
Дмитрий Скурихин, директор
школы из Кирово-Чепецка:
– ЕГЭ следует проводить как экзамен по выбору. Таким образом,
учащиеся, претендующие на поступления в вузы, будут его сдавать.
Остальные соискатели среднего образования вполне обойдутся школьными
экзаменами. Предложение развернуть экзамен во времени имеет больше
рисков, чем преимуществ. Совсем не факт, что, получив сертификат в 9–10
классе, ученик не перестанет изучать предмет и к вузу подойдет
неизвестно в какой форме. Открытая публикация КИМов – мера также
надуманная и даже вынужденная. Процедура ЕГЭ и так усложнена до
невероятных пределов, а следовательно, затратна. Она не решает проблемы
качества образования, так же как не решают проблемы качества, скажем,
автомобиля инвестиции только в конечный контроль. То есть прямого
отношения к школьному образованию ЕГЭ не имеет.
Но и все другие попытки начинать дело с конца оборачиваются крахом. Тот
же принцип «конвергентных областей» требует большой проработки, а у нас
этим заниматься не принято. Вот ввели третий час физкультуры и
успокоились. А кто, где, когда это может исполнять – не важно.
Единственным выходом из образовательного тупика, в котором мы
находимся, является немедленн ое прекращение травли учительского
корпуса, финансирование школ по необходимым затратам и отказ от понятия
«образовательная услуга».
Вадим Муранов,
преподаватель физики и информатики школы № 686, Москва:
– ЕГЭ за 10 лет не решил ни одной проблемы из тех, ради
которых он был нам навязан. Он не смог даже привлечь талантливых детей
в лучшие вузы, так как чем ребенок талантливее, тем сложнее ему сдать
этот стандартизированный убогий экзамен. Зато в столицы приезжают дети
из богатых регионов и поступают – полные нули с огромными баллами.
Смысл учиться исчезает. Настоящим правильным шагом нашего министерства
был бы если не полный отказ от ЕГЭ, то по крайней мере переход к
добровольной сдаче.
Теперь что касается интеграции и конвергенции. Объединение предметов
возможно только при наличии прочного фундамента знаний отдельных наук.
И потом: разве такое возможно – подготовить учителя, который одинаково
хорошо разбирался бы в физике, химии, биологии и географии
одновременно. Ученые пусть решают конвергентные задачи, а дети должны
получить прочные знания по основам наук. Но нет, часы на базовые
предметы сокращают, вводя непонятно что: основы православной культуры,
ОБЖ и прочее. И без того мы идет по верхам, ученики просто не успевают
вникнуть в суть предмета, понять его язык. Согласен, целостная картина
мира у ребенка должна сложиться, но не из обрывков же она складывается.
Нужно толково преподавать математику, литературу и языки, физику,
биологию, химию, историю, музыку. Для этого важно как следует оснастить
школы новым оборудованием, а после оставить их в покое. И тогда через
некоторое время все увидят, как хорошо умеет работать российский
учитель, когда ему никто не мешает.
…Поразительная ситуация: наверху победные реляции, а внизу – четкое
осознание тупика, в который завели общее образование реформы.
И как тут не пойти голове кругом: «Здравствуйте, пишут вам учителя
Забайкалья. Край суровый, а в этом году небывалые морозы, сегодня минус
40. Но даже когда у всех у нас на термометрах было минус 47,
федеральные каналы все равно передавали о температуре минус 15, 20 в
нашем крае. И так всю зиму. А все потому, что нас не хотят к Северу
приравнивать. Это же доплаты, государству невыгодно».
Готовая метафора к случаю с отчетом министра Фурсенко.