Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2012
Первая тетрадь
Политика образования

Дашковская Ольга

Большая статистика Минобрнауки: все хорошо, и будет еще лучше

На итоговой коллегии Министерства образования и науки были проанализированы результаты деятельности ведомства за 8 лет. Именно столько лет существует объединенное министерство – и образования, и науки. Напомним, что в 2004 году его руководителем был назначен Андрей Фурсенко, и не исключено, что в нынешнем году – в связи с формированием нового кабинета министров его карьера на этом посту завершится. Выступая на коллегии, министр высоко оценил 8-летний период деятельности возглавляемого им ведомства.

Достижения министерства…

Во-первых, удалось добиться существенного увеличения государственных расходов на образование: консолидированный бюджет отрасли за этот период вырос с 600 млрд рублей до 2,3 трлн рублей – то есть почти в 4 раза.
Улучшились и другие показатели.
Зарплата учителей, которая в 2004 г. составляла около 4 тыс. рублей, менее 60% от средней по экономике, сегодня вплотную приблизилась к этому показателю, и к 2012 году поставленная правительством задача будет решена полностью.
Вырос престиж профессии учителя: учительских вакансий в 2001 году было 21 тыс., а в 2011 году стало всего 4500. Только за последние несколько месяцев – с 1 января по 1 сентября 2011 г. – их число увеличилось на 10%, или на 25 тыс. человек.
Доля школьников, обучающихся в современных условиях, возросла с 21% в 2006 г. до 72% к началу 2011 г., а с сентября за счет программы модернизации региональных систем образования этот показатель превысил 80%.
А самым позитивным событием, по мнению министра, является введение единого госэкзамена. «Это самый обсуждаемый проект министерства, ЕГЭ, идея которого сегодня уже не обсуждается, а все дискуссии сводятся к тому, как сделать его лучше».


…и новые планы

В своем выступлении министр предложил несколько изменений в организации ЕГЭ. Во-первых, развернуть экзамен во времени. Например, русский язык можно было бы сдавать по завершении основного курса в 9 классе, а географию – в 10-м.
Во-вторых, желательна открытая публикация всех КИМов, как в случае с математикой. Технически это можно реализовать в течение ближайших двух-трех лет.
В-третьих, нужна оценка качества не только результатов обучения, но и вне­учебных успехов учащихся, с тем чтобы человек мог формировать портфель личных достижений в течение всей жизни.
Ряд новаций ожидается и в связи с введением ФГОС для старших классов, разработка которых еще не завершена.
В дискуссиях погряз и еще один важный вопрос: должны ли школьники изучать отдельные дисциплины или следует интегрировать предметы в конвергентные области знаний? По мнению министра, второй подход является более перспективным: «Нам необходимо давать представление об устройстве мира как единого целого как можно раньше...».

Возражения из зала коллегии и не только

Правда, не все разделяют оптимизм министра. О том, что «в министерстве недооценивают градус общественного напряжения по отношению к реформам», говорили выступавшие на коллегии Виктор Лошак, председатель Общественного совета при Минобрнауке, главный редактор журнала «Огонек», Виктор Садовничий, ректор МГУ им. Ломоносова, и другие. Непонятно: откуда чиновники берут такую благополучную статистику? Разговоры с педагогами-практиками рисуют совсем другую реальность и обозначают совсем другой подход к решению проблем образования.

Дмитрий Скурихин, директор школы из Кирово-Чепецка:

– ЕГЭ следует проводить как экзамен по выбору. Таким образом, учащиеся, претендующие на поступления в вузы, будут его сдавать. Остальные соискатели среднего образования вполне обойдутся школьными экзаменами. Предложение развернуть экзамен во времени имеет больше рисков, чем преимуществ. Совсем не факт, что, получив сертификат в 9–10 классе, ученик не перестанет изучать предмет и к вузу подойдет неизвестно в какой форме. Открытая публикация КИМов – мера также надуманная и даже вынужденная. Процедура ЕГЭ и так усложнена до невероятных пределов, а следовательно, затратна. Она не решает проблемы качества образования, так же как не решают проблемы качества, скажем, автомобиля инвестиции только в конечный контроль. То есть прямого отношения к школьному образованию ЕГЭ не имеет.
Но и все другие попытки начинать дело с конца оборачиваются крахом. Тот же принцип «конвергентных областей» требует большой проработки, а у нас этим заниматься не принято. Вот ввели третий час физкультуры и успокоились. А кто, где, когда это может исполнять – не важно.
Единственным выходом из образовательного тупика, в котором мы находимся, является немедленн ое прекращение травли учительского корпуса, финансирование школ по необходимым затратам и отказ от понятия «образовательная услуга».

Вадим Муранов, преподаватель физики и информатики школы № 686, Москва:

– ЕГЭ за 10 лет не решил ни одной проблемы из тех, ради которых он был нам навязан. Он не смог даже привлечь талантливых детей в лучшие вузы, так как чем ребенок талантливее, тем сложнее ему сдать этот стандартизированный убогий экзамен. Зато в столицы приезжают дети из богатых регионов и поступают – полные нули с огромными баллами. Смысл учиться исчезает. Настоящим правильным шагом нашего министерства был бы если не полный отказ от ЕГЭ, то по крайней мере переход к добровольной сдаче.
Теперь что касается интеграции и конвергенции. Объединение предметов возможно только при наличии прочного фундамента знаний отдельных наук. И потом: разве такое возможно – подготовить учителя, который одинаково хорошо разбирался бы в физике, химии, биологии и географии одновременно. Ученые пусть решают конвергентные задачи, а дети должны получить прочные знания по основам наук. Но нет, часы на базовые предметы сокращают, вводя непонятно что: основы православной культуры, ОБЖ и прочее. И без того мы идет по верхам, ученики просто не успевают вникнуть в суть предмета, понять его язык. Согласен, целостная картина мира у ребенка должна сложиться, но не из обрывков же она складывается. Нужно толково преподавать математику, литературу и языки, физику, биологию, химию, историю, музыку. Для этого важно как следует оснастить школы новым оборудованием, а после оставить их в покое. И тогда через некоторое время все увидят, как хорошо умеет работать российский учитель, когда ему никто не мешает.
…Поразительная ситуация: наверху победные реляции, а внизу – четкое осознание тупика, в который завели общее образование реформы.
И как тут не пойти голове кругом: «Здравствуйте, пишут вам учителя Забайкалья. Край суровый, а в этом году небывалые морозы, сегодня минус 40. Но даже когда у всех у нас на термометрах было минус 47, федеральные каналы все равно передавали о температуре минус 15, 20 в нашем крае. И так всю зиму. А все потому, что нас не хотят к Северу приравнивать. Это же доплаты, государству невыгодно».
Готовая метафора к случаю с отчетом министра Фурсенко.