МЕМУАРЫ ДЕТСТВА
Когда святые маршируют...
«Ну-ка зайди в класс...»
– Ну-ка, Паранский, зайди в класс, – сказал мне на переменке наш
преподаватель Юрий Ильич, или, как его звали за глаза, Шкаф.
– А что такое? Я ничего не делал, – стал оправдываться я.
– Зайди-зайди. Разговор к тебе есть.
Я нехотя засеменил за Шкафом.
Шкаф преподавал в нашем 8 «Б» физику и труд. Чаще порознь, но иногда и
одновременно, стараясь на практике продемонстрировать полезность знания
всеобщих физических законов.
Он был здоров и могуч, внешне больше походил на борца или боксера, за
что и прозвище имел соответствующее. Ростом под два метра,
необыкновенно широкий в плечах, с сильно развитой мускулатурой,
рельефно выступающей сквозь плотно облегающий пиджак, со скуластым
лицом, по которому будто кто-то проехал, оставив сплющенный нос,
глубоко посаженные под низко нависающими бровями глаза и совершенно
квадратный подбородок. Вмазать по такому подбородку было, наверное,
одно удовольствие, но поди допрыгни сначала, да и вряд ли к нему
допустили бы здоровенные, размером с кувалду, кулачища. Короче, не
школьный учитель, а Джеймс Бонд какой-то. Разговаривал он при этом
тихим и немного вкрадчивым голосом, совсем не соответствующим
комплекции.
Войдя в класс, Шкаф водрузил свой обширный зад на край учительского
стола, а мне указал на стоящую в первом ряду парту.
– Вот что, – начал Шкаф, глядя не на меня, а в открытую дверь,
за которой по коридору проходила училка по русскому языку и литературе
– симпатичная Маргарита Михайловна – наша классная, по прозвищу
Маргаритка. – Значит, такое дело...?– Он еще раз посмотрел на
удаляющуюся стройную фигуру Маргаритки и продолжил: – Такое дело. Я
хочу организовать в школе ансамбль. Ты, я знаю, в музыкальной школе
учился. На чем?
– На скрипке, – растерянно ответил я.
– Вот и отлично. На барабанах стучать будешь.
– Почему на барабанах? – не въезжая в ситуацию, спросил я.
– Потому что гитаристы уже есть. Баян есть. Я на саксе буду. Ударник
нужен. Ударником будешь?
– Да не знаю я. Не пробовал никогда.– Как у тебя с чувством ритма?
– С каким чувством? – не понял я.
– Ритма. Повторить ритм мелодии можешь? В ладоши прохлопать можешь?
– Наверное...
– Да сможешь. Раз музыке учился – сможешь. А вообще как? Хотел бы? А?
Ударником? Первым человеком в ансамбле. Представляешь?
Я не знал, представляю я или нет, но на всякий случай сказал,
что ясное дело, представляю и, конечно, хотел бы.
– Тогда так. После уроков останься. Будет сбор коллектива. Я –
руководитель. А сейчас дуй... что там у вас? Математика? Если спросят,
почему опоздал, скажешь, я задержал.
– Хорошо, – ответил я, выскочил из класса и понесся на пятый этаж, где
в математическом классе уже минут десять шел урок...
Свинг и боссанова
После занятий я, как просил Шкаф, пришел в класс физики. Там
уже были Вовка с Аликом и какой-то незнакомый молодой человек лет
двадцати – двадцати пяти. Шкаф сидел в той же позе, что и при разговоре
со мной.
– А... вот и наш ударничек явился.
Все посмотрели на меня.
– Прошу любить. Звезда нашего будущего инструментального
ансамбля, король барабанов, чарльстона и тарелок, а также бонгов,
перкуссий и прочих ударных, мечта всех школьниц нашей школы и, надеюсь,
не только их – сэр Паранский ибн Аркандилий, а попросту – Аркаша.
– Ух ты, – вскочили Вовка и Алик, – здорово. Значит, все из
одного класса. Классный ансамбль получится...
Ко мне подошел молодой человек и протянул руку:
– А меня зовут Таир, или Толя, как хочешь.
Толя-Таир был братом Алика, заканчивал музыкальное училище и,
как оказалось, мог творить на своем «Вельтмейстере» такие штуки,
которые нам и не снились. За Вовкой была закреплена ритм-гитара,
поскольку он занимался в гитарной студии при доме культуры, а за Аликом
– бас. Таким образом, состав нашего будущего коллектива был определен:
саксофон или кларнет, баян, две гитары и ударные. Вполне ничего себе
составчик.
На следующий день меня в коридоре снова остановил Шкаф:
– Иди за мной.
В классе он открыл дверь в служебный кабинет, где на полках
стояли разные приборы и приспособления для опытов, и из письменного
стола достал две изящные полированные барабанные палочки.
– На. Пока барабанов нет, будешь тренироваться на коленке.
Садись, покажу, как.
Я сел на стул и стал внимательно следить за манипуляциями
Шкафа.
– Смотри. – Ильич взял палочки, зажав их между средними и
безымянными пальцами рук, и несильно начал отстукивать сначала по
коленке, а затем по краю стола, приговаривая: – Чип-чита, чип-чита,
чип-чита... Понял? – спросил он. – Это – свинг, ритм такой, самый
распространенный в джазе. А это – боссанова. – И он снова забарабанил
по коленке, напевая знакомый мотив: – Тапата-тапа-тата,
тапата-тапа-тата... Понял?
– Понял, – сказал я, взял, как показал Шкаф, палочки и
неуверенно стал повторять движения.
– Молодец, – похвалил Юрий Ильич, – точно. Тренируйся пока.
Получим деньги и поедем инструменты покупать. Все вместе. Да... а дома
стучи под музыку. Как купим инструменты, сразу начнем репетировать.
Целыми днями, словно заведенный, долбил я палочками по своим ногам. И в
школе на уроках, не слыша того, что говорили учителя, и дома, забыв все
дела, обязанности, развлечения. Остались только барабанные палочки и
повторяемый в уме ритм – чип-чита, чип-чита, чип-чита...
Музыкальный магазин
Через неделю всей командой мы отправились в музыкальный
магазин. С витрин на нас смотрели гитарные силуэты, блестящие
саксофоны, разноцветные аккордеоны и баяны, а в углу красовалась
роскошная ударная установка. Я смотрел и даже представить себе не мог,
что буду восседать за ней и, поигрывая палочками, колошматить по всем
этим сверкающим барабанам и тарелкам.
Шкаф выписал счета и договорился о том, что когда деньги будут
переведены, мы приедем за инструментами. Прошло еще какое-то время, и
вот наконец вожделенная ударная установка стояла на сцене школьного
актового зала, а в руках Вовки, Алика и Таира сверкали лаком новые
гитары и баян. Саксофон и кларнет Шкаф принес свои – решил сэкономить
школьные деньги на усилитель и колонки с динамиками.
«Ритм, заданный мной»
Начались репетиции. Почти каждый вечер я несся в школу и там
садился на высокий табурет, ставил ноги на педали большого барабана и
чарльстона, брал в руки палочки и погружался в удивительный и
зачаровывающий мир. Стоило мне чуть сбиться, как тут же рушился весь
рисунок произведения. Конечно, я не был самым главным в ансамбле, но от
ритма, задаваемого мной, моего состояния зависело состояние всех
музыкантов, энергия, передаваемая со сцены в зал, общее настроение. Я
это понял сразу и старался не подкачать.
И вот через месяц состоялся первый наш концерт на школьном вечере. Там
были и известные песни типа «Очи черные», «Подмосковные вечера»,
«Калинка», но были и такие, как «Вниз по реке» и «Когда святые
маршируют». Нас приняли на ура. И школьники, и учителя. Даже наш
строгий директор Александр Палыч не стесняясь поднялся к нам на сцену и
вместе со Шкафом в два голоса пропел:
Oh when the Saints go marching in,
When the Saints go marching in,
Oh Lord I want to be in that number,
When the Saints go marching in.
Откуда он знал? Знал, оказывается.
Популярность
После концерта мы стали известными и популярными в районе. Нас
постоянно приглашали то на заводское мероприятие, в ресторан на свадьбу
или юбилей, то на вечера в других школах. Популярность росла. А с ней и
личная известность. Часто, возвращаясь вечером после репетиции и
проходя мимо кучки стоящих в темноте парней, я слышал приветственные
слова в мою сторону и немного завистливое, но доброжелательное,
сказанное кем-то в толпе: «Не трогать, это наш музыкант». Я был горд.
Постепенно популярность разрасталась. Мы вышли за пределы района и
стали играть в соседних.
Женский день
Однажды нас собрал Шкаф и возвестил:
– Пацаны, играем в Филатовской больнице, там в честь Восьмого
марта банкет, и мы приглашены.
Это был удивительный праздник. В большом зале стояли накрытые
столы, за ними сидели только нарядные женщины – врачи и медсестры, и не
было ни одного мужского лица. Среди столов приготовили место для нас, а
в самом центре над барабанами возвышался я. Я колотил по своим
барабанам и тарелкам так, что от них искры сыпались. Наверное, не
только от них, но и от меня, потому что я – шестнадцатилетний парень –
все время был окружен хорошенькими и немного подвыпившими барышнями.
Кто-то постоянно находился рядом и в коротких паузах вливал в мой
автоматически открывающийся рот немного разбавленного спирта и тут же
запихивал вслед за ним или пирожное, или шоколадную конфету. Шкаф же и
Таир периодически с кем-то обнимались и, бросая нас – Вовку, Алика и
меня на произвол судьбы, исчезали с очередной особой в больничном
коридоре...
Всем было хорошо...
Ночной трамвай
Уже за полночь мы выбрались из больницы веселые и довольные и,
кое-как волоча инструменты, добрались да трамвайной остановки.
Несколько сестричек отправились нас провожать. Подошел трамвай.
Наверное, один из последних, идущих в парк. Нам предстояло ехать почти
через полгорода. Мы разместились в вагоне, и тут мне пришла в голову
идея:
– Юрий Ильич, давайте сыграем.
– А что... отличная мысль, – развеселился еще больше и так веселый Шкаф.
– Давайте, давайте, – подхватили отправившиеся с нами сестрички. (Для
меня так и осталось тайной – к кому...)
Ильич достал свой сакс, Таир – баян, Вовка и Алик – гитары, а я
расчехлил малый барабанчик.
– Три-пятнадцать, – скомандовал Шкаф, – и в трамвайном вагоне зазвучали
звуки знаменитого и так любимого нами марша «Когда святые маршируют». Я
бил по своему барабану и вместе с подпевающими девицами гнусавил:
When the Saints go marching in...
По спящему городу ехал музыкальный трамвай, в котором
непонятно откуда набралось много пассажиров. Никто не выходил. Только
входили. Люди смеялись, шутили, пели, обнимались... Трамвай катил по
рельсам через ночную Москву, иногда сигналя в такт музыке, а я,
отчаянно взмахивая палочками, стучал по туго натянутой барабанной коже
и, перекрывая сидящих рядом девиц, поющих Таира, Вовку и Алика, что
есть мочи вопил:
When the Saints go marching in,
When the Saints go marching in,
When the Saints go marching in...