По канонам мультиков
Очень не хочется, чтобы дети с малолетства привыкали к вымышленной коммуне, где не случается ничего настоящего, сложного и глубокого, а только разные вариации на тему правильного и неправильного поведения
«Давай посмотрим мультик!»
Став мамой, я далеко не сразу поняла, как это важно – смотреть
мультфильм вместе с ребенком, а уж тем более в первый раз. Причем
смотреть активно, с интересом, в то же время желая понять,
почувствовать то, что испытывает он сейчас. Это несложно, ведь мультик
то и дело перебивается восторженным возгласом, а случается, и
неодобрительной репликой. Бывает, приходится ставить на паузу, чтобы
поговорить о взволновавшем, разъяснить некоторые нюансы, дать время
поделиться впечатлениями, пока они «горячие»:
– Ой-ой, почему это у него искры из глаз… а-а-а, боюсь-боюсь… что же
это он хочет сделать… мама, маслобойка какая-то, ты знаешь, что такое?
Масса вопросов, если их есть кому задавать.
А если некому?
Сидит, как зомби, с отрешенным лицом, буквально застывает. Страшновато.
И нам вряд ли стоит воспринимать мультфильмы только как способ занять
ребенка и выгадать себе часок свободного времени.
Разгадка моей детской загадки
Скажу больше: когда идешь за детскими «давай вместе», «посиди
со мной», «только не уходи», обязательно получаешь какое-то собственное
внутреннее продвижение.
Например, в детстве мне почему-то не нравились книги о приключениях
Незнайки и все эти истории о коротышках. Всем вокруг нравилось, а мне
нет. Что-то заставляло меня сомневаться в подлинности повествования,
хотя и герой не идеальный, и ошибается часто, и вызывает то одобрение,
то неодобрение, а вот нет. Нет и все.
И только спустя годы, будучи мамой двух дошколят, активных потребителей
мультипликационной продукции, я вдруг нашла этому объяснение.
Мы посмотрели вместе множество мультфильмов, в том числе культовых
современных мультсериалов, прежде чем я поймала себя на мысли, что
некоторые чем-то меня настораживают, какой-то искусственностью что ли.
Я долго ломала голову, прежде чем поняла: это истории, в которых
взрослые персонажи отсутствует начисто. Ни родителей, ни наставников –
никакой позиции взрослого в сюжете не предусмотрено.
Бегают по экрану забавные мультперсонажи, и рассудительные, и
нуждающиеся в постоянном обучении, и правильные, как Знайка и Крош, и
те, которые только учатся жить, вроде Лунтика или Незнайки. Но и те и
другие не имеют возрастных границ, словно вечные дети, которых
поместили в закрытый лагерь, там они выросли и научились
самоорганизовываться.
Вся их коммуникация похожа на дидактические игры в детском саду, хотя,
возможно, в этом суть проекта: донести до ребенка мораль, минуя
сложности.
На одну ситуацию одна маленькая мораль: Заяц опоздал на обед, все его
ждали, волновались, но он не пришел вовремя – теперь ему придется
плохо, его ждет не только коллективное осуждение, но и болезнь!
В качестве авторитета, «последней инстанции» находится какой-нибудь
Мудрый Сверчок, но и он только констатирует, не вмешиваясь в ход
событий. Иногда мелькает и какая-нибудь «мама», скудно прописанный
образ, она либо наказывает за шалость, либо зовет домой, когда пора
ужинать. И вообще взрослые – это что-то из скучной обыденной жизни,
что-то не имеющее значения для развития героев. Важнее всего
друзья-сверстники, более-менее независимые друг от друга персонажи, а
главное – не претендующие на глубокое отношение к себе. Легко!
Один недавно свалился с Луны и вообще не в курсе устройства мира,
однако, по счастью, препятствия на его пути самые ничтожные.
Шарики-зверики из другого сериала анимированы, как помнится, из рекламы
не самого хорошего йогурта, но вот поди ты: «всюду жизнь», масса
сюжетов.
Без надежды на
друзей-взрослых?
Между тем ребенку в настоящем, не иллюзорном мире
перво-наперво приходится налаживать отношения со взрослыми. С первого
часа своего существования он прикладывает массу усилий, чтобы эти
отношения а) складывались, б) были комфортными. Родственными и теплыми.
Он очень рано начинает понимать взрослых и к себе требует понимающего
отношения. Банальность, конечно, но многие ли из нас легко соглашаются
на все эти «посиди тут» и «я хочу с тобой». На общение в живую, а не
посредством образа Карающей руки или Говорящей головы.
Наверное, не многие. Но вместо того чтобы пожалеть об этом и как-то
подтянуться к более гармоничному состоянию, мы охотно отдаем детей во
власть милых плоских картинок, содержание которых примитивно, как
рекламный плакат. В то же время эти сюжеты навязываются со всех сторон:
игрушки, журналы, игры, поделки, даже праздники – и кто бы это
потреблял, если бы не было спроса на «безвзрослую» парадигму воспитания.
Короче говоря, я занялась поисками мультфильма, который предусматривал
бы образ взрослого как живого, интересного для ребенка полноценного
человека.
Один нашелся сразу: отечественный сериал «Маша и медведь». В сюжетах
даются самые разнообразные модели включения ребенка в мир взрослых,
примеры поведения взрослого в особых ситуациях. Добродушный Медведь
поступается своими интересами, чтобы угодить маленькой Маше, терпеливо
объясняет, учит, а когда она, натворив бед, приходит к нему с повинной,
мол, наказывай! – он удивляется: ты что, не стану я тебя наказывать!
Событийный ряд прочерчивает позитивную модель поведения ребенка: на
внимание, снисходительность и великодушие взрослого он отвечает
нежностью, участием, сознательностью.
А второй пришел через книги норвежца Свена Нурдквиста о коте Финдусе и
его хозяине Петсоне. Мультфильмы серии «Петсон и Финдус» об общей жизни
ребенка и взрослого. Социальные роли просматриваются четко: дедушка и
внук, учитель и ученик, старший и младший. Капризный шкодливый Финдус
часто вредничает, но если с дедом случается беда, он изо всех возможных
сил вытягивает его. Это ценно: взрослый может быть другом, живым,
эмоциональным, иногда и срывающимся, но способным раскаяться, научить,
пожалеть, помочь. На него можно надеяться, рядом с ним ребенку не хуже,
а лучше.
Я вижу, с каким удовольствием мои дети смотрят эти мультфильмы, и
потом, после просмотра, сюжеты продолжают «работать». Правда, Лунтик и
смешарики их тоже не отталкивают. Но мне самой очень не хочется, чтобы
они с малолетства привыкали к вымышленной коммуне, где не случается
ничего настоящего, сложного и глубокого, а только разные вариации на
тему правильного и неправильного поведения.
Будем смотреть – будем думать, будем общаться.