«Мало ли что тебе хочется...»
Нам кажется, что мы воспитываем правильные желания ребенка, а на самом деле не воспитываем никаких
Все маленькие дети гедонисты, и часто именно это стремление к
немедленному удовлетворению желания нас восхищает в ребенке. Мы-то
принцип удовольствия давно передвинули куда подальше. Мы уже не дети,
чтобы не разобраться в ситуации из рассказа Носова: «Посиди дома
спокойно, а когда я вернусь, получишь красный леденец». Разумеется,
надо выполнить условия, потерпеть и получить обещанное. Все другое –
«леденец сейчас» или «леденец никогда, только бы пошалить» – выбор
незрелой личности.
Так что на определенном возрастном отрезке мы начинаем приучать детей
отказываться от сиюминутных импульсов ради будущего блага. Но их не
останавливает боль в горле, если хочется съесть мороженое; они не
задумываясь тратят на какую-то ерунду деньги, предназначенные на
завтрак в школе.
И тогда в родительской практике популярным становится довод «мало ли
что тебе хочется». Мол, вся проблема в том, что ребенок идет на поводу
желаний. А дальше – логично же! – начинается борьба с желаниями. Ты
хочешь это – нет, давай купим то. Ты решил заниматься тем-то – а ты
лучше возьмись вот за что – и вплоть до полного замалчивания радостных
моментов.
Здесь две проблемы. Первая: создавая искусственные, иррациональные
ситуации и ставя детей в зависимость от них, мы удаляемся от
первоначальной цели. Как помним, она была в том, чтобы ребенок учился
делать выбор, при котором отдаленный результат будет восприниматься
лучшим по сравнению с тем, что могут дать сиюминутные удовольствия.
Чтобы он пытался планировать. А приучаем к «обломам» на каждом шагу.
Вторая. Признаемся честно: отказ от сиюминутной радости ради
гипотетического успеха в будущем не подкреплен никакими гарантиями.
Чем-чем, а рациональностью современный социум похвастать не может.
Зато ни при каких условиях не окажется в проигравших человек, способный
не только ощущать удовольствие, но и представлять его в воображении –
нарисовать, нафантазировать. Эту-то драгоценную способность ясно
представить отсутствующее как некое внутреннее обещание и надо лелеять
в ребенке.
Хотя как раз эта способность и сбивает нас с толку. Вот пятилетняя
девочка заявляет: «Хочу быть балериной!» Мама вскидывается: записаться
в балетную школу, купить пуанты, тянуть спину, пахать-пахать-пахать,
чтобы потом сиять-сиять. Но возможно, дочка хотела просто нарядиться в
пышную юбку и поплясать перед зеркалом под Чайковского?
Мальчик в «Детском мире» недоумевает: он хочет полетать на самолете, а
мама толкует про какие-то там билеты, документы, Аэрофлот. Вон же она,
правильная летная «шапка с очками»!
Только и всего? На самом деле очень много. Сила воображения сначала. А
планы, воля, самосовершенствование – ее следствия.