О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Освоение универсальных учебных действий, которые заложены в
новых стандартах, требует существенного внимания к развитию устной
речи. Но где учителю взять на это время? Некоторые эксперты видят выход
в освоении новых дидактических инструментов, в частности технологии
парного обучения.
Как пишут Г.Громыко и
В.Рязанов в статье «Технология парного обучения» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 2
за 2012 год), особенность речевого взаимодействия в паре
состоит в том, что «в каждый момент общения у одного говорящего тоже
всего один слушающий. Если в классе, к примеру, 20 учеников,
то при парной работе одновременно 10 человек говорят и
10 человек слушают. Положим, ученики начальных классов в
течение 20 минут работали на уроках в парах сменного состава. Это
10 минут реального времени, в течение которого каждый ученик
говорит со своим собеседником».
В публикации дается развернутое описание методики парной работы,
которая может использоваться для развития 10 из 16 прописанных в ФГОС
начального общего образования метапредметных универсальных учебных
действий. В том числе – умение договариваться о распределении функций и
ролей в совместной деятельности; умение планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
умение понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности.
Учителя школы № 38 Павлодара (Казахстан) считают: «С введением
методик парной работы мы поняли, что наши дети не научены элементарному
общению друг с другом, имеют слабые навыки работы с учебником, с
текстом. Но вместе с тем мы увидели, как загораются глаза учеников,
когда они начинают доказывать друг другу, спорят, задают вопросы
учителю. Когда начинают говорить на уроках те ученики, от которых
трудно вообще чего-то добиться, чувствуешь, что ты на правильном пути».
Успешность преподавания, как правило, связывается с тем, в
какой мере педагог овладел методикой обучения и насколько хорошо он
знает свой предмет. Но есть еще один не менее важный фактор успеха,
которому, к сожалению, уделяется гораздо меньше внимания. Это
обращенность учителя к проживаемому «здесь и сейчас» эмоциональному
состоянию ученика. Только при условии подобной обращенности срабатывают
любые методические средства. Поэтому учителю важно понимать динамику
близких эмоциональных переживаний у конкретных ребят на конкретном
уроке. Об этом статья С.Поповой
«Психологический ключ к успешному обучению» («УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ
ШКОЛОЙ. ЗАВУЧ», № 2 за 2012 год). На разных этапах учебной
работы наиболее значимы различные эмоциональные переживания.
Исследования показали, что на первом этапе совместной деятельности
ученики в наибольшей степени желают испытывать удивление, догадку,
заинтересованность. На основном этапе – любопытство, любознательность,
радость. На заключительном – интерес, увлечение, удовольствие,
удовлетворение. Эта эмоциональная динамика позволяет актуализировать
содержание материала так, чтобы детей не покидало состояние открытости,
сосредоточенности и уверенности в своих силах.
Подготовка тематического классного часа, как правило,
начинается с анализа текущей ситуации, формулирования целей и задач
предстоящей работы. По завершении классного часа также важно провести
аналитическую работу, установить причинно-следственные связи между
поставленными целями, конкретными действиями классного руководителя и
результативностью события. Однако практика показывает, что именно
стадия анализа нередко вызывает наибольшие затруднения у школьных
администраторов и педагогов. Типичные ошибки, которые допускаются на
этом этапе, рассматриваются в статье
М.Нечаева «Методика педагогического анализа тематического классного
часа» («КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ», № 2 за 2012 год). В числе
прочих автор выделяет следующие недочеты: отсутствие четко
сформулированной цели анализа; бессистемность анализа классного часа,
характеристика отдельных его этапов и сроков. Но наиболее типично,
когда рекомендации педагогу даются без глубокого анализа причин, по
схеме «недостаток – рекомендации». Таким образом, нарушается логическая
цепочка «недостаток – причина – рекомендация».
Во второй части статьи автор описывает специальную методику,
позволяющую определить эффективность классного часа и выявить те
показатели, которые оказали максимальное влияние на эту эффективность.