Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТИЛЬ И УКЛАД


Злотников Вадим

Игра – это и есть учебный процесс!

Каковы же формы организации игрового пространства в школе?

Игра признается педагогами и психологами самой эффективной развивающей деятельностью для ребенка. Однако многие учителя, осознавая преимущества игровой педагогики, все же не решаются применить ее на практике, сомневаясь в собственной квалификации. На самом деле соответствующие умения развиваются «автоматически»: образовательные эффекты игры распространяются не только на детей, но и на взрослых. В то же время, осваивая новую стихию, хочется опереться на чей-то опыт. Вадим Злотников, педагог, режиссер с многолетним стажем, представляет себе, как выстроить повседневную школьную реальность с учетом законов игры. 

Теоретическое вступление

Образование – как способ познания мира и трансляции накопленного опыта неотделимо от игры – как самого важного инструмента, формирующего жизненное пространство людей. Игра – это и есть учебный процесс, причем не нуждающийся в дополнительной мотивации или организации карательных мер контроля. Игровая форма не расчленяет смыслы, а порождает их и может существовать в целостном формате, не деля знание на предметы. Но, погружаясь в учебный материал, открывает его как часть общего знания, проясняет цель изучения. Причем не на отстраненно-умозрительном уровне, а на ценностно-деятельном.
Каковы же формы организации игрового пространства в школе? Театр-класс, театр-студия, но идеальный вариант – когда игровая стихия пронизывает все сферы школьной жизни.

Проникающая игровая стихия

Театрально-игровое пространство заменяет многие традиционные сферы учебно-воспитательной деятельности, но не вытесняет их, а скорее стремится существовать в максимальном взаимо­уважении и взаимопомощи. Это непросто и сказывается на всем образовательном процессе.
Учебный год подчинен линейке традиционных действ-праздников. Структура их включает в себя все учебно-игровые формы и серьезную театрализацию: спектакль, цирк, шоу, действо со всей внешней и внутренней атрибутикой. Главный принцип работы формулируется так: «Мы играем в…». Играем в… бал, в античность, в цирк, в самоуправление. Так безопаснее и детям, и взрослым.
Игровая деятельность развивается по горизонтали: организация учебного пространства, урочно-предметная деятельность, учебный план, план воспитательной работы, общая работа педагогов в параллели, в классе, структурирование учебного года, имидж школы. И по вертикали: индивидуальная учебная траектория (личный учебный план) учеников, субъективизация всех участников образовательного процесса, работа с проблемами содержания образования, формирование особой доверительной атмосферы школы. Присвоение, а не «прохождения» ЗУНов. Компетентность, целостность и природосо­образность всей учебной деятельности.

Внешние преграды

Формирование театрально-игрового учебного пространства внутри традиционного учебного заведения входит в противоречие… нет, не с содержанием образования, а только с формой отчетности по поводу этого содержания. Учителя часто вздыхают: «Вы же понимаете, это никому не надо». Подразумевается: «Вы же понимаете, у нас будут проверять не это». И тем не менее любая проверяющая организация, начиная с окружного методиста, все же заинтересована в существовании такого учебного заведения, где идет работа с детьми, а не с бумагой. Я наблюдал много раз, как проверяющая сторона фактически меняет позицию на экспертную и начинает помогать проверяемым, подсказывая, как правильно составить отчет. Возникает феномен, совершенно не свойственный нашей образовательной системе: содержательного взаимодействия с государством. Формируются иные правила игры.

Погружение в предмет

Существует несколько разновидностей игровых действий, свойственных детям и подросткам. Наиболее органично в школе погружение в некую культурную область.
Традиционная модель учебного процесса разнопредметна и не дает возможности детям эмоционально пережить изучаемый материал. Часто тематически единое содержание разбросано даже по годам обучения. Поэтому так продуктивны «гуманитарные погружения»: исторические, литературные, языковые. Впрочем, не менее интересны естественно-научные и даже математические темы. Погружение может длиться всего один урок. К нему готовятся вместе педагоги и ученики, причем порой из разных классов. А сам урок превращается в саморазвивающуюся ролевую игру, импровизацию в рамках предметного материала: «Суд над…», «Великие открытия», «Математика древних цивилизаций», «Космогония»…
Более качественный вариант – погружение в течение нескольких дней. Внешняя задача – учебная, в рамках базовой программы (определенные темы, навыки). Внутренняя задача – формирование навыка самостоятельной учебной деятельности, работы в команде, мотивации к самообразованию. Играть можно в любую культурно-историческую эпоху, от античности до новейших времен. Важно создать ситуацию интеллектуального и физического напряжения, эмоционального переживания, деятельной активности.
Игра развивается поэтапно, и внутри каждого этапа предусматриваются разнообразные задачи для разных по темпераменту и способностям учеников. Театрализация пронизывает все периоды игры. Создание костюмов, элементов декораций, организация игровых площадок, безопасности и даже питания. Самые лучшие «Погружения» – выездные. В игру желательно включить внешних специалистов, родителей. Естественно, требуется привлечение большого количества временны`х, педагогических и материальных ресурсов. Но образовательный эффект компенсирует эти затраты.

Деловая игра

Это одна из любимых и самых беспро­игрышных игровых форм. Ее цель – формирование в коллективе навыков самоорганизации. Чаще всего деловая игра строится вокруг экономического, производственного «сюжета». Реже – художественного, творческого. Игра предназначена как для обучения, так и для оценки деловых качеств участников, для проверки реалистичности и эффективности решений, принимаемых ими в деловой ситуации.
Распространенный пример: «Город мастеров». На значительной игровой площадке (этаж, корпус, учебный комплекс…) формируется городское хозяйство: множество мастерских по производству чего угодно. От бумажных цветов до глиняных плошек, по возможностям, фантазии и желанию участников. Сеть предприятий по оказанию всяческих услуг: кафе, кинотеатры, салоны красоты, игровые клубы… Каждый участник изначально обладает некоторой суммой игровых «денег» и может их вложить в собственное дело. Для открытия дела, естественно, нужны лицензия, помещение, счет в банке, регистрация у налоговиков и в полиции. Для поддержания порядка нужны органы власти. Мэрия, которая избирается на всю игру или на часть ее. Есть также ярмарка, биржа труда (для тех, кто не хочет открывать свое дело), транспортные услуги… Задача – заработать как можно больше.
Завершается игра непременным массовым праздником, шоу. С вручением чего-либо всем участникам: дипломов, лицензий, фабрик, просто подарков… А также с приглашением помечтать о следующей игре, например, с обещанием сохранить «банковские счета» участников до следующего года.

Вадим ЗЛОТНИКОВ, педагог, режиссер forasv@mail.ru 

Может пригодиться

В процессе подготовки и проведения любой игры, независимо от сюжета и?даже целей, можно выделить некоторые содержательные моменты, которые определяют успех всего предприятия.

Добровольность и неизбежность

В идеале подготовка к игре – это совместная детско-взрослая деятельность по разработке сюжета и задач предстоящего действия. В реальности – это создание ситуации неизбежности игры как события. Подробное и осознанное изучение и принятие правил. Введение правила добровольности. Может показаться, что добровольность и неизбежность – взаимоисключающие понятия. Однако четкое обозначение границ игры и способов выхода из нее помогает решить проблему. Из игры чаще всего «выпадают» некоторые ребята. Соответственно нужно подумать, чем они могут заняться, чтобы не чувствовать себя ни обязанными принять общую игру, ни изгнанными из коллектива и забытыми.

Соревновательность

Одна из самых привлекательных и самых опасных игровых особенностей. Поэтому не надо изначально ставить в игре соревновательную цель. Иначе энергия борьбы за лидерство разрушит игровое пространство, озлобит соперников. Если это все же происходит, игру всегда можно остановить. Или во время завершающей рефлексии использовать сложившуюся ситуацию для обсуждения скрытых «болевых точек» коллектива.

Органичность игровых ролей

Органичность достигается верой в то, что делаешь. Именно возможность поверить определяет способность к игре. Если я не могу вообразить себя ученым, торговцем, бойцом, судьей, атлетом, философом, гончаром, я никогда их не сыграю. Маленький ребенок всегда органичен в игре, в которую он хочет играть. Опасности мира еще не очевидны, не осознаны. Подросток с большим знанием о мире менее органичен, но внятные условия, одинаковые для всех участников, понятные правила, а также незаданность результата (при отсутствии соревнования с заведомо более сильным противником), возможность успеха, как личного, так и общего, формируют мощнейшую мотивацию для участия и, главное, для органичного психофизического самочувствия. Что, собственно, и формирует органичность в исполнении взятой на себя роли.

Дероллинг, безопасный выход из Игры

Термин пришел из Спонтанного театра, от Психодрамы Якоба Морена. Очень полезная и увлекательная штука. Эмоциональное погружение ребенка в роль бывает так велико, что «актеров» требуется «вернуть» самим себе. Обычно для этого достаточно каждому исполнителю произнести ритуальную фразу: «Я не (имя персонажа), я — (собственное имя)». В условиях Игры хорошо продуманное завершающее шоу – способ выйти из ее пространства, смеясь, расстаться. Для особо трепетных предусматривается «пожарный выход» (в любую минуту) – как в дворовой игре, когда эмоции зашкаливали, можно было произнести волшебное: «Я больше не играю!» – и превратить игровую реальность в обыденную. Определяются границы «неигрового» пространства, символика «человека из реального мира».

Рефлексия – неотъемлемая часть Игры

Это главный инструмент продвижения в образовании. И важнейший продукт Игры. Для эффективной завершающей рефлексии можно изначально ввести специальную должность Наблюдателя. Он сопровождает действие и дает в дальнейшем экспертную оценку происходящему. Если эту роль принимает на себя ребенок, он получает шанс подняться над ситуацией, оказаться как бы вне происходящего.
Наблюдатель не критик, а тот, кто старается понять, что получилось хорошо, почему, кому сказать спасибо. Критическая позиция все же возникает естественным образом, наряду с позитивной оценкой. У любого человека есть право на ошибку, есть возможность увидеть оплошности и подумать, как избежать их в дальнейшем.
Рефлексия – возможность создать безоценочную ситуацию, вести разговор «по делу», сделав его нормой любого обсуждения.