Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

СОБСТВЕННЫЙ ОПЫТ


Павлова Наталия

Составляем памятку хорошего родителя

Но прежде папы и мамы должны ответить на ряд вопросов

Понимать, чтобы общаться

Учитель обладает достаточным авторитетом, чтобы поспособствовать формированию в семьях учеников комфортных условий для личностного роста и развития ребенка.
Мне кажется, значительную часть воспитательного процесса можно организовать совместно с учащимися и родителями. Так проще распознать интересы ребенка, его дарования, склонности – помочь найти себя, ведь это главное.
Другое дело, что построить отношения с родителями на основе взаимопонимания не так-то просто. Я много думала о причинах нежелания родителей приблизиться к школе, поняла, что отчасти это происходит из-за того, что проблем в семьях немало, а тратить силы еще на какие-то обсуждения-отношения люди не хотят.
Хотя часть проблем на виду, эти проблемы даже хорошо исследованы, источников много. Но главный источник – собственные наблюдения и опросы.

Первая проблема. Очень часто дети недовольны отношениями в семье: между родителями возникают конфликты, в семье царит озабоченность, нервозность, озлобленность – семья перестает быть источником радости для ребенка.

Вторая. Конфликты детей с родителями. По опросам, двое ребят из пяти находятся в постоянном конфликте со своими родителями. Подросток еще не в состоянии спокойно и четко обосновать свое несогласие, он пытается сказать правду, а получается грубость, он пытается настоять на своем, а выглядит упрямцем. И самое незначительное разногласие может привести к вспышке, взрыву.

Третья. Подростки часто жалуются, что родители дают им мало свободы, постоянно контролируют их действия. В то же время вижу: получив свободу, дети не становятся счастливее, порой начинают вести себя так, словно вынуждают взрослых вернуться к принятию решений за них, к контролю.

Но родителям почему-то кажется, что это только их частные проблемы, что это у них не получается. Они стыдятся этого и стесняются говорить о проблемах. Задача учителя – разубедить их в этом.

Практикум хороших отношений с детьми

Сначала я предлагаю родителям искренне ответить на ряд вопросов. Я спрашиваю: помните ли вы, как вас наказывали в детстве? Что вы при этом чувствовали? Попробуйте представить, что испытывает ваш ребенок, когда вы его наказываете. Как вы относитесь к наказаниям? В каких случаях и как вы наказываете ребенка? В каких случаях и как вы поощряете своих детей?
Разговор такого содержания учитель может повести на собрании, которое лучше назвать встречей. Он ведется для того, чтобы возникло доверие. И когда оно достигается, можно браться за дело.
Совместными усилиями мы начинаем составлять памятку «правильного» родителя. Советами, которые мы сформулировали, я и хочу поделиться.

Если я чего-то боюсь относительно ребенка, то выражаю четко свои страхи и опасения.
Буду стараться замечать «трудную минуту» в жизни своего ребенка.
Не стану попрекать ни возрастом: «Ты уже большой», ни полом: «А еще мальчик», ни куском хлеба: «Мы тебя кормим, а ты…».
Когда ребенок что-то рассказывает, ни в коем случае не буду заниматься своими делами, чтобы у него не было обиды, что в центре внимания не он.
В спорах с ребенком хоть иногда буду уступать, чтобы ему не казалось, будто он вечно не прав.
Когда сын или дочь возвращаются, встречаю их у дверей. Ребенок должен знать, что мы рады его возвращению, даже если он и провинился. Буду стараться договариваться с ребенком заранее о порученных домашних делах, чтобы «сделай», «сходи» не заставало его врасплох, ведь у детей могут быть свои важные дела.
Когда я раздражена, попробую говорить с ребенком тихо, едва слышно. Раздражение и пройдет.
Когда мы что-то запрещаем ребенку, объясняем причину запрета.

…Оказалось, что практически все предложения родителей компенсируют дефицит уважения к ребенку. И родители сами заметили это. Конечно, «отрицательное внимание» – осуждение, разного рода свидетельства неодобрения поведения ребенка – сразу не уйдут. Но само желание сделать отношения с ребенком более человечными, а за счет этого и домашнюю жизнь более комфортной, несомненно, сильно помогает.