СОБСТВЕННЫЙ ОПЫТ
Составляем памятку хорошего родителя
Но прежде папы и мамы должны ответить на ряд вопросов
Понимать, чтобы общаться
Учитель обладает достаточным авторитетом, чтобы
поспособствовать формированию в семьях учеников комфортных условий для
личностного роста и развития ребенка.
Мне кажется, значительную часть воспитательного процесса можно
организовать совместно с учащимися и родителями. Так проще распознать
интересы ребенка, его дарования, склонности – помочь найти себя, ведь
это главное.
Другое дело, что построить отношения с родителями на основе
взаимопонимания не так-то просто. Я много думала о причинах нежелания
родителей приблизиться к школе, поняла, что отчасти это происходит
из-за того, что проблем в семьях немало, а тратить силы еще на какие-то
обсуждения-отношения люди не хотят.
Хотя часть проблем на виду, эти проблемы даже хорошо исследованы,
источников много. Но главный источник – собственные наблюдения и опросы.
Первая проблема.
Очень часто дети недовольны отношениями в семье: между родителями
возникают конфликты, в семье царит озабоченность, нервозность,
озлобленность – семья перестает быть источником радости для ребенка.
Вторая.
Конфликты детей с родителями. По опросам, двое ребят из пяти находятся
в постоянном конфликте со своими родителями. Подросток еще не в
состоянии спокойно и четко обосновать свое несогласие, он пытается
сказать правду, а получается грубость, он пытается настоять на своем, а
выглядит упрямцем. И самое незначительное разногласие может привести к
вспышке, взрыву.
Третья.
Подростки часто жалуются, что родители дают им мало свободы, постоянно
контролируют их действия. В то же время вижу: получив свободу, дети не
становятся счастливее, порой начинают вести себя так, словно вынуждают
взрослых вернуться к принятию решений за них, к контролю.
Но родителям почему-то кажется, что это только их частные
проблемы, что это у них не получается. Они стыдятся этого и стесняются
говорить о проблемах. Задача учителя – разубедить их в этом.
Практикум хороших отношений
с детьми
Сначала я предлагаю родителям искренне ответить на ряд
вопросов. Я спрашиваю: помните ли вы, как вас наказывали в детстве? Что
вы при этом чувствовали? Попробуйте представить, что испытывает ваш
ребенок, когда вы его наказываете. Как вы относитесь к наказаниям? В
каких случаях и как вы наказываете ребенка? В каких случаях и как вы
поощряете своих детей?
Разговор такого содержания учитель может повести на собрании, которое
лучше назвать встречей. Он ведется для того, чтобы возникло доверие. И
когда оно достигается, можно браться за дело.
Совместными усилиями мы начинаем составлять памятку «правильного»
родителя. Советами, которые мы сформулировали, я и хочу поделиться.
Если я чего-то
боюсь относительно ребенка, то выражаю четко свои страхи и опасения.
Буду стараться замечать
«трудную минуту» в жизни своего ребенка.
Не стану попрекать ни
возрастом: «Ты уже большой», ни полом: «А еще мальчик», ни куском
хлеба: «Мы тебя кормим, а ты…».
Когда ребенок что-то
рассказывает, ни в коем случае не буду заниматься своими делами, чтобы
у него не было обиды, что в центре внимания не он.
В спорах с ребенком хоть
иногда буду уступать, чтобы ему не казалось, будто он вечно не прав.
Когда сын или дочь
возвращаются, встречаю их у дверей. Ребенок должен знать, что мы рады
его возвращению, даже если он и провинился. Буду стараться
договариваться с ребенком заранее о порученных домашних делах, чтобы
«сделай», «сходи» не заставало его врасплох, ведь у детей могут быть
свои важные дела.
Когда я раздражена,
попробую говорить с ребенком тихо, едва слышно. Раздражение и пройдет.
Когда мы что-то
запрещаем ребенку, объясняем причину запрета.
…Оказалось, что практически все предложения родителей
компенсируют дефицит уважения к ребенку. И родители сами заметили это.
Конечно, «отрицательное внимание» – осуждение, разного рода
свидетельства неодобрения поведения ребенка – сразу не уйдут. Но само
желание сделать отношения с ребенком более человечными, а за счет этого
и домашнюю жизнь более комфортной, несомненно, сильно помогает.